Как делать тесты, которые работают. Отрывок из учебника Edutainment / Skillbox Media
Из-за неудачных формулировок тест может получиться бесполезным и даже раздражающим. К счастью, несложные правила помогут этого избежать.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеЭксперты компании Center-Game подготовили электронный учебник под названием «Edutainment. Как делать онлайн-курсы, которые ваши студенты запомнят надолго» — он поможет разработать вовлекающий курс с нуля или проверить, насколько эффективен уже существующий. Авторы делятся рекомендациями, как проанализировать свою аудиторию, выстроить логику и структуру курса, управлять вниманием учащихся, добавлять интерактивность и использовать дидактический сторителлинг. Пособие будет полезно методистам, педдизайнерам, продюсерам онлайн-курсов и T&D-специалистам.
С разрешения Center-Game мы публикуем главу, в которой рассматриваются правила составления тестов.
«Тест — самый простой инструмент проверки, который быстро сделать и легко автоматизировать. Кажется, что это легко: пишешь вопросы по материалу, придумываешь варианты ответов, добавляешь в конец урока. В целом всё так, но есть нюансы.
У каждого вопроса — своя задача
Бывает, тесты делают просто потому, что нужна проверка знаний. Иногда это работает, и тест получается неплохим на интуиции. Следующий шаг — понять задачу каждого теста и каждого вопроса в курсе и спроектировать их так, чтобы они выполняли задачу.
Задача — показать пользователю разрыв между его нынешними знаниями и потенциально возможными. Например, в самом начале дать несколько вопросов по теме обучения. Цель в том, чтобы человек ошибся и понял, что интуитивно такую задачу не решить — нужны знания. Это станет основой для теории и даст дополнительную мотивацию.
Задача — повторить теорию через смену формата на „вопрос-ответ“. Этот момент может стать ключевым для запоминания: пользователь пытается сам воспроизвести теорию и получает либо поощрение за правильный ответ, либо указание на ошибку. Ещё лучше — если ошибку объясняют, а не просто выделяют красным цветом.
Задача — проверить, насколько хорошо пользователь усвоил знания, в отрыве от теории. Иногда с помощью таких тестов происходит ещё и отсев: кому давать сертификат, а кому нет, кого приглашать на следующий уровень, а кого оставить на предыдущем.
Главные правила тестовых вопросов
Вопросы — главная часть теста. Если они непонятны пользователю или сами дают подсказки, это повлияет на образовательные результаты. Вот несколько правил, которые уберегут от ошибок.
Длинный текст вопроса путает и пугает пользователя. Вопрос кажется сложным, особенно если в нём много подчинительных связей. По возможности сокращайте.
Любая информация, которая не относится к сути вопроса, — лишняя. Исключение: если вы проверяете умение пользователя находить суть в сложных документах — например, договоре или законопроекте.
Вопросы, сформулированные через «не», превращают тест в игру на внимательность. Чаще всего их можно переделать или использовать другой тип вопроса — об этом дальше.
Бывает так, что вопрос сам наводит на правильный вариант ответа или сформулирован слишком очевидно. Это плохой вопрос, потому что проверяет внимательность вместо знаний.
Пользователю будет проще представить ситуацию, чем абстракцию — это поможет понять и воспринять вопрос. Можно описать одну ситуацию и создать внутри неё серию вопросов, чтобы погрузить в контекст.
Главные правила дистракторов
Дистракторы — это варианты ответов. Они тоже могут содержать подсказки или запутывать пользователя там, где в этом нет никакого смысла. Для них тоже есть несколько простых правил.
Сделайте варианты ответов примерно одной длины, равновероятными и проверяющими именно знания, а не хитрость или догадливость. Выделяющийся ответ сразу привлечёт внимание.
Неправильные ответы не должны быть шуточными или очевидно неверными. В сложных темах такие трюки сразу видно, и они раздражают.
Если правильный ответ — это идеальный компромисс, или он звучит „научнее“, или единственный сочетается с вопросом по грамматике, его сразу раскусят».
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее