Как отказаться от смартфона / Skillbox Media
Смартфоны, безусловно, отвлекают. Но слишком трудно просто так взять и отложить их в сторону. Что же с этим делать?
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеНедавно снова ожила тема запрета детям пользоваться смартфонами в школе. Роспотребнадзор, правда, быстро пояснил, что никаких новых ограничений не вводил, а то, которое есть, действует уже год и касается лишь применения смартфонов на уроках в учебных целях, то есть возможности носить смартфоны в школу и пользоваться ими в личных целях детей никто не лишал. Но всё это всколыхнуло дискуссии, не пора ли всё-таки ввести такой запрет, ведь гаджеты явно отвлекают школьников от учёбы. Да и не только школьников — какому преподавателю вуза и бизнес-тренингов не знакома картина: люди на занятии сидят, откровенно уткнувшись в смартфоны?
Эта проблема — всемирная. Журналистка Каролина Зайак, специализирующаяся на когнитивных науках, посвятила ей колонку в блоге Learning Science. Она проанализировала разные исследования и рассказала, как можно провести диджитал-детокс. Кратко пересказываем её выводы и идеи. Студентам и старшеклассникам тоже стоит о них рассказать.
Как смартфономания сказывается на учёбе
Каролина перечислила три проблемы, которыми оборачивается наша привычка не расставаться со смартфонами.
- Смартфоны отвлекают нас, даже если мы к ним не прикасаемся.
В статье описаны результаты исследований: хоть нам и кажется, что мы хватаемся за смартфон ради отдыха, на самом деле перерывы на проверку соцсетей или другие активности во время решения задач не дают нашему мозгу отдохнуть. Из-за этого задачи решаются медленнее на 19% и на 22% менее эффективно (то есть с большим трудом).
Хуже того: сам факт наличия смартфона на столе нас отвлекает, даже если мы его не используем. Например, в Университете Техаса провели эксперимент: во время учебного тестирования у одних студентов на столах лежали их смартфоны, а другие оставили свои гаджеты перед входом в аудиторию. Лучше всех с тестом справились те, кто был без смартфонов.
- Привычка всё гуглить отключает креативное мышление.
Во-первых, наш разум ленив и не заставляет нас разрабатывать решения, если мы можем их погуглить, — в результате те, кто в повседневной жизни для получения информации полагаются на смартфоны, демонстрируют слабые способности к аналитическому мышлению.
Во-вторых, важно периодически давать мыслям свободно блуждать — тогда у мозга включается режим повторного переживания недавних событий, соединения эмоционально значимой информации и построения важных нарративов. Благодаря такому режиму «блуждания» и происходят озарения. А если мы не позволяем мыслям течь свободно, потому что забиваем мозг потоком информации из смартфона, то тем самым душим в себе внутреннего Эйнштейна, объясняет Каролина Зайак.
В подтверждение этих двух аргументов она ссылается на статью в Time, где перечислен ряд исследований и приведено мнение Николаса Карра, автора книги «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами», а также на работу психолога и нейробиолога Мэри Хелен Иммордино-Янг.
- Технологии вызывают зависимость.
Чувство удовольствия или предвкушения связано с выработкой дофамина — его ещё называют гормоном счастья. Получение лайков и приятных комментариев в соцсетях вызывают такой же большой выброс дофамина, как и, например, вкусная еда или удовольствие от романтического свидания, объясняет Каролина.
Легко забыть о соцсетях не получится, ведь мозг ассоциирует удовольствие с предметом, с которым оно связано. Именно это и заставляет нас снова и снова брать в руки смартфон — и начинаются частые перерывы на интернет-сёрфинг.
Читайте также:
63% педагогов поддерживают идею собирать у школьников мобильные телефоны на время уроков
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее