«Я хочу видеть в почерке характер»: как и где училась королева Елизавета II / Skillbox Media
Рассказываем, как и чему училась та, которая правила дольше всех из британских монархов. А также — какое образование получил новый король Карл III.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеЕлизавета II не только дольше всех из британских монархов находилась на престоле, но и была, видимо, последним монархом в британской королевской семье, не получившим никакого формального образования. Как и её предшественники, она училась в частном порядке. Как позднее выразился один из её биографов, обучение это было «вширь, а не вглубь».
Почему королева никогда не ходила в школу
На образование Елизаветы II значительное влияние оказали не только её родители, но и бабушка с дедушкой. Именно из-за деда — короля Георга V — королева никогда не ходила в школу. Георг был известен не только непростым характером, но и специфическим подходом к образованию своих детей. Для Дэвида (будущего короля Эдварда VIII) и Альберта (будущего короля Георга VI, отца Елизаветы II) коронованный родитель выбирал не самых лучших специалистов.
Например, известно, что нянька принцев позволяла себе поднимать на них руку. И её, и своего гувернёра мальчики ненавидели.
У принцев были учителя по разным предметам, они неплохо освоили иностранные языки, но практически не владели математикой. Настолько, что в какой-то момент король обнаружил: сыновья даже не могут подсчитать вес дичи, которую добыли на охоте. Конечно, им спешно наняли репетитора, но в целом эта ситуация неплохо демонстрирует, как относился к образованию их отец.
У Елизаветы шансы пойти в школу всё же были. Её мать в своё время проучилась два семестра в частной британской школе и хотела отправить в аналогичное заведение и свою дочь. Однако дедушка, Георг V, был неумолим — наследнице престола неуместно посещать обычное учебное учреждение, по всем традициям она должна учиться только дома.
К учительнице-гувернантке Мэрион Кроуфорд, которую наняли в 1933 году для шестилетней Елизаветы и её младшей сестры Маргарет, у него было только одно важное требование. При встрече с гувернанткой король громко заявил:
«Во имя всего святого, научите Маргарет и Лилибет писать приличным почерком, это всё, чего я прошу. Ни один из моих детей не может писать как положено. Все они пишут в точности одинаково. Я хочу видеть в почерке характер».
Как проходили уроки будущей королевы и чему её учили
Родители Елизаветы хотели, чтобы дочери подольше наслаждались счастливым и беззаботным детством, поэтому заботились не столько о науках, сколько о приятном времяпрепровождении детей. По признанию гувернантки принцессы, в формировании учебного плана они участвовали минимально. Но тогда никто и не думал, что Елизавета когда-нибудь взойдёт на престол. Её растили не как будущего монарха, а просто как представительницу королевской семьи, которой предстоит вращаться в высшем свете и быть публичной персоной.
Уроки принцесс начинались в 9:30 и длились до часу дня. После обеда и чая девочки читали, а потом занимались музыкой, танцами, рисованием — в общем, всем, что не требовало особенных усилий.
Конечно, не обходилось без шалостей. Например, во время урока французского языка Елизавета от скуки взяла в руки серебряную чернильницу… и перевернула её прямо себе на голову. Светлые локоны потихоньку превращались в синие, а чернила стекали по лицу, но в ужас это привело только преподавательницу по французскому, писала Мэрион Кроуфорд в своих воспоминаниях.
Тем не менее принцессу считали вполне послушной и ответственной ученицей. И если её родители не особенно вмешивались в учебный процесс, то бабушка Елизаветы, королева Мария, уделяла ему немало внимания и активно в нём участвовала.
Например, в 1936 году она попросила Кроуфорд прислать ей расписание занятий Елизаветы и Маргарет, а потом раскритиковала его:
«Что касается [уроков] истории, то два с половиной часа кажутся слишком немногим для этого предмета, но тут, пожалуй, ничего уже не изменишь.
Но с другой стороны, действительно ли так важна арифметика — уж по крайней мере по сравнению с историей? Конечно, это замечательно и заслуживает уважения, что девочки будут сообразительными и смогут быстро считать, без сомнения, математические упражнения ведут к аккуратности. Но эти двое, скорее всего, никогда не будут вести даже собственные расходы — а история? Будущая карьера принцессы Елизаветы? Знание этих вульгарных и старомодных вещей, называемых датами, может очень пригодиться, особенно когда разговариваешь с иностранцами, которые уверены, что ты знаком с кризисами и тенденциями их собственных наций.
Стоит ли один-другой урок отнять у арифметики и отдать истории? Вероятно, нет!»
Королеве также не понравилось, что на изучение Библии, литературы и географии выделялось мало времени.
Вот как выглядело расписание уроков принцессы в итоге.
Образование Елизаветы не ограничивалось домашними занятиями — гувернантка, как и королева Мария, старались приобщить её к искусству, водили в художественные галереи, музеи и на выставки.
Кроме того, гувернантка позаботилась о том, чтобы обе принцессы увидели жизнь за пределами роскошных особняков — они катались в метро и на автобусах, иногда посещали крупные магазины (правда, в сопровождении двух детективов и одной фрейлины).
Ещё одна затея Кроуфорд, которая связывала Елизавету с внешним миром, — организация скаутского отряда. Движение скаутов зародилось в Великобритании в начале XX века и быстро получило популярность во всём мире. Гувернантка организовала такой отряд в Букингемском дворце, а принцессы вступили в его ряды наравне с другими детьми, жившими во дворце со своими семьями.
Как изменилось образование Елизаветы, когда она стала наследницей престола
Расписание и занятия Елизаветы пришлось резко изменить, когда ей было десять лет.
В 1936 году умер её дед Георг V, и трон занял её дядя — Эдвард VIII, но уже в декабре он отрёкся от престола в пользу отца Елизаветы, ставшего Георгом VI. Это превратило её в наследницу престола.
Теперь требовалось подготовить принцессу к управлению огромной империей, хотя времени на занятия у неё было не так уж много, ведь ей приходилось вместе с родителями или самостоятельно выполнять публичные обязанности.
В расписании Елизаветы появились экономика, история конституционного права (её она изучала дважды в неделю под руководством проректора Итонского колледжа Генри Мартена), всемирная история и особенности британских колоний. А ещё принцессе пришлось спешно учить латынь — в дополнение к немецкому и французскому.
После вступления Великобритании во Вторую мировую войну, королевская семья переехала из Букингемского дворца в Виндзор. Тогда учёба Елизаветы стала заочной — материалы и домашние задания преподаватели отправляли ей почтой.
Елизавета также занималась плаванием, верховой ездой и танцами, участвовала в работе детского любительского театра (он в основном состоял из эвакуированных в Виндзор детей). А ещё она довольно много читала.
В 1943 году журнал The Atlantic рассказал об успехах наследницы престола в учёбе и заодно назвал книги, которые она читает в свободное время. В списке были произведения Уильяма Шекспира, «Кентерберийские рассказы» Чосера, книги Сэмюэля Кольриджа, Джона Китса, Роберта Браунинга и Альфреда Теннисона, Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса, Джейн Остин, Роберта Льюиса Стивенсона. В качестве лёгкого чтения приводился Конан Дойль и Джон Бакен.
Высшего образования Елизавета формально так и не получила, а вот рабочую профессию — да. Она окончила курсы подготовки водителей-механиков санитарных автомобилей и грузовиков.
Современные исследователи сомневаются в том, что в итоге королева получила хорошее системное образование. Однако сегодня очевидно, что на способности править страной негативно это точно не сказалось.
Источники:
- Marion Crawford. The little princesses. Harcourt, 1950.
- Peter Gordon. Royal education: past, present, and future. Frank Cass, 1999.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее