Что такое цифровые кафедры и как они работают / Skillbox Media
Кого они принимают на обучение, как оно организовано и зачем они вообще нужны? Ответы — в карточках.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеРазобраться в проекте «Цифровые кафедры» нам помог его куратор в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Павел Голосов.
Павел Голосов
Кандидат технических наук, декан факультета информационных технологий и анализа данных Института экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС.
«Цифровые кафедры» — проект по реализации программ профессиональной переподготовки. Эти программы — часть федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который, в свою очередь, входит в нацпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации». Детали проекта описаны в концепции его реализации.
Проект предполагает, что студенты вузов, где открыты цифровые кафедры, помимо своей основной специальности, получат дополнительную квалификацию по IT-профилю. Это касается двух категорий студентов:
- Учащихся по специальностям и направлениям подготовки, которые не относятся к IT-сфере. Например, будущих экономистов, юристов, управленцев. Они смогут получить на цифровых кафедрах компетенции по созданию алгоритмов и компьютерных программ, а также по работе с базами данных.
- Учащихся на программах по IT-направлениям подготовки. Им обучение также поможет освоить дополнительные компетенции и расширить свои профессиональные возможности.
Студенты обеих категорий по результатам обучения на цифровой кафедре получат диплом о профессиональной переподготовке. Это отдельный документ об успешном прохождении программы. В диплом о высшем образовании, который студент получит при окончании вуза, дополнительная квалификация не попадёт.
«Цифровые кафедры» — проект по реализации программ профессиональной переподготовки. Эти программы — часть федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который, в свою очередь, входит в нацпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации». Детали проекта описаны в концепции его реализации.
Проект предполагает, что студенты вузов, где открыты цифровые кафедры, помимо своей основной специальности, получат дополнительную квалификацию по IT-профилю. Это касается двух категорий студентов:
- Учащихся по специальностям и направлениям подготовки, которые не относятся к IT-сфере. Например, будущих экономистов, юристов, управленцев. Они смогут получить на цифровых кафедрах компетенции по созданию алгоритмов и компьютерных программ, а также по работе с базами данных.
- Учащихся на программах по IT-направлениям подготовки. Им обучение также поможет освоить дополнительные компетенции и расширить свои профессиональные возможности.
Студенты обеих категорий по результатам обучения на цифровой кафедре получат диплом о профессиональной переподготовке. Это отдельный документ об успешном прохождении программы. В диплом о высшем образовании, который студент получит при окончании вуза, дополнительная квалификация не попадёт.
Нет, не во всех. Проект «Цифровые кафедры» реализуется на базе 115 университетов. Это вузы — участники программы «Приоритет-2030».
В будущем кафедры будут открываться и в других университетах, которые присоединятся к программе «Приоритет-2030». В Министерстве науки и высшего образования РФ ожидают, что до конца 2025 года цифровые кафедры окончат свыше 385 тысяч человек, а к 2030 году дополнительную квалификацию по IT-профилю получат 1 миллион 135 тысяч студентов.
Нет, не во всех. Проект «Цифровые кафедры» реализуется на базе 115 университетов. Это вузы — участники программы «Приоритет-2030».
В будущем кафедры будут открываться и в других университетах, которые присоединятся к программе «Приоритет-2030». В Министерстве науки и высшего образования РФ ожидают, что до конца 2025 года цифровые кафедры окончат свыше 385 тысяч человек, а к 2030 году дополнительную квалификацию по IT-профилю получат 1 миллион 135 тысяч студентов.
В этом году обучение на цифровой кафедре можно пройти по желанию. Возможно, в дальнейшем правила изменят.
Например, в Президентской академии заявку на обучение могут подать студенты программ, которые не относятся к IT-направлениям подготовки. Сейчас идёт набор на курс «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)», первые группы приступят к занятиям уже в сентябре.
В этом году обучение на цифровой кафедре можно пройти по желанию. Возможно, в дальнейшем правила изменят.
Например, в Президентской академии заявку на обучение могут подать студенты программ, которые не относятся к IT-направлениям подготовки. Сейчас идёт набор на курс «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)», первые группы приступят к занятиям уже в сентябре.
Чтобы получить диплом, нужно будет подтвердить свои компетенции и защитить проектную работу. Конкретные форматы определяет вуз. Например, студенты нашей программы «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» будут проходить независимую оценку цифровых компетенций в ходе обучения и по его итогам в ассесмент-центре, специально созданном на базе Университета Иннополис. Также им предстоит реализовать и представить свои IT-проекты.
Чтобы получить диплом, нужно будет подтвердить свои компетенции и защитить проектную работу. Конкретные форматы определяет вуз. Например, студенты нашей программы «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» будут проходить независимую оценку цифровых компетенций в ходе обучения и по его итогам в ассесмент-центре, специально созданном на базе Университета Иннополис. Также им предстоит реализовать и представить свои IT-проекты.
Учиться на цифровой кафедре смогут студенты бакалавриата, начиная со второго курса, и специалитета, начиная с третьего курса, — то есть те, кто с 1 сентября 2022 года учится на втором или более старших курсах. Отбора по конкурсу в проекте не предусмотрено.
Учиться на цифровой кафедре смогут студенты бакалавриата, начиная со второго курса, и специалитета, начиная с третьего курса, — то есть те, кто с 1 сентября 2022 года учится на втором или более старших курсах. Отбора по конкурсу в проекте не предусмотрено.
Нет, не может. Проект разработан таким образом, чтобы именно студенты вузов, являющихся участниками программы «Приоритет-2030», могли без отрыва от основной учёбы получить дополнительную IT-квалификацию. Для получения IT-квалификации широким кругом граждан действуют другие государственные проекты: «Цифровые профессии» и «Содействие занятости».
Нет, не может. Проект разработан таким образом, чтобы именно студенты вузов, являющихся участниками программы «Приоритет-2030», могли без отрыва от основной учёбы получить дополнительную IT-квалификацию. Для получения IT-квалификации широким кругом граждан действуют другие государственные проекты: «Цифровые профессии» и «Содействие занятости».
Каждый вуз самостоятельно разрабатывает образовательные программы дополнительной профессиональной переподготовки. Среди наиболее востребованных — анализ данных, разработка цифровых продуктов, веб-приложений, Big Data и другие.
Например, на курсе «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» в РАНХиГС студенты получат понимание основ программирования алгоритмов ML (Machine Learning) с использованием языка Python, познакомятся с кейсами применения нейросетей с возможностью настройки их работы, а также освоят ряд компетенций в области управления современными реляционными базами данных.
Каждый вуз самостоятельно разрабатывает образовательные программы дополнительной профессиональной переподготовки. Среди наиболее востребованных — анализ данных, разработка цифровых продуктов, веб-приложений, Big Data и другие.
Например, на курсе «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» в РАНХиГС студенты получат понимание основ программирования алгоритмов ML (Machine Learning) с использованием языка Python, познакомятся с кейсами применения нейросетей с возможностью настройки их работы, а также освоят ряд компетенций в области управления современными реляционными базами данных.
На цифровой кафедре можно получить квалификацию, которая будет дополнением к основной образовательной программе. В любом случае сначала абитуриент выбирает основное направление или специальность и только на втором курсе может пойти на дополнительную профессиональную программу. Какие программы создавать — определяет вуз, а студенты выбирают из предложенных.
Так, на цифровой кафедре в РАНХиГС в этом году будет доступна только программа по анализу данных. Учиться на ней могут студенты любых направлений и специальностей, не относящихся к IT, — ограничений нет. В будущем линейку курсов планируется расширить.
На цифровой кафедре можно получить квалификацию, которая будет дополнением к основной образовательной программе. В любом случае сначала абитуриент выбирает основное направление или специальность и только на втором курсе может пойти на дополнительную профессиональную программу. Какие программы создавать — определяет вуз, а студенты выбирают из предложенных.
Так, на цифровой кафедре в РАНХиГС в этом году будет доступна только программа по анализу данных. Учиться на ней могут студенты любых направлений и специальностей, не относящихся к IT, — ограничений нет. В будущем линейку курсов планируется расширить.
Минимальный объём программы по проекту — не менее 250 часов. Курс такой продолжительности можно освоить за один учебный год. Но вузы могут разрабатывать и более длительные программы. В подходах к разработке программ участники проекта тоже не ограничены: можно создать курс с нуля (именно так поступили мы в РАНХиГС), взять за основу действующую в вузе программу ДПО или курс внешнего партнёра.
Минимальный объём программы по проекту — не менее 250 часов. Курс такой продолжительности можно освоить за один учебный год. Но вузы могут разрабатывать и более длительные программы. В подходах к разработке программ участники проекта тоже не ограничены: можно создать курс с нуля (именно так поступили мы в РАНХиГС), взять за основу действующую в вузе программу ДПО или курс внешнего партнёра.
Нет, по действующим правилам проекта за время обучения в вузе можно получить одну дополнительную квалификацию по программе цифровой кафедры.
Нет, по действующим правилам проекта за время обучения в вузе можно получить одну дополнительную квалификацию по программе цифровой кафедры.
Вопрос кадров — один из основных на пути к цифровой экономике. Необходимо обеспечить рынок труда специалистами, которые, независимо от их основного профиля, владеют ещё и цифровыми инструментами. Это расширит возможности отраслей по интеграции цифровых решений, позволит повысить производительность труда, сформировать дополнительные точки роста.
Эта задача решается в том числе в рамках проекта «Цифровые кафедры». По итогам обучения студенты получат вторую квалификацию в сфере IT дополнительно к основной специальности — а сегодня навыки работы с цифрой высоко оцениваются работодателями во многих сферах. В результате на рынок труда будут выходить конкурентоспособные специалисты, способные успешно работать в новых технологических и экономических условиях.
Вопрос кадров — один из основных на пути к цифровой экономике. Необходимо обеспечить рынок труда специалистами, которые, независимо от их основного профиля, владеют ещё и цифровыми инструментами. Это расширит возможности отраслей по интеграции цифровых решений, позволит повысить производительность труда, сформировать дополнительные точки роста.
Эта задача решается в том числе в рамках проекта «Цифровые кафедры». По итогам обучения студенты получат вторую квалификацию в сфере IT дополнительно к основной специальности — а сегодня навыки работы с цифрой высоко оцениваются работодателями во многих сферах. В результате на рынок труда будут выходить конкурентоспособные специалисты, способные успешно работать в новых технологических и экономических условиях.
Основное условие проекта в том, что сотрудники организаций реального сектора экономики и эксперты-практики (со стажем работы в вузе или в IT‑отрасли от трёх лет) должны вести не менее половины занятий. Например, мы в РАНХиГС привлекаем преподавателей из бизнес-структур.
Основное условие проекта в том, что сотрудники организаций реального сектора экономики и эксперты-практики (со стажем работы в вузе или в IT‑отрасли от трёх лет) должны вести не менее половины занятий. Например, мы в РАНХиГС привлекаем преподавателей из бизнес-структур.
Да, согласно требованиям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — функционального заказчика проекта, — университеты должны заключить соглашения с IT-компаниями, в том числе для организации практик на их базе. Например, одним из партнёров РАНХиГС выступит профильная научная организация — Институт точной механики и вычислительной техники имени С. А. Лебедева.
Читайте также:
- Хочу переучиться на другую профессию бесплатно. Как это сделать?
- Старшеклассники будут бесплатно изучать программирование
- Как развивать дополнительное профобразование в университетах
- Индивидуальные образовательные траектории: что это и как работает
Да, согласно требованиям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — функционального заказчика проекта, — университеты должны заключить соглашения с IT-компаниями, в том числе для организации практик на их базе. Например, одним из партнёров РАНХиГС выступит профильная научная организация — Институт точной механики и вычислительной техники имени С. А. Лебедева.