Обратный дизайн и проектирование через результаты обучения: примеры / Skillbox Media
Разбираемся, как проектировать обучение на основе желаемых результатов.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеЧасто обучение проектируют, основываясь на содержании будущей программы. Но это не всегда даёт нужный эффект. Есть иной способ проектирования — от результата.
Из этой статьи вы узнаете:
- что не так с разработкой на основе контента и почему лучше брать за основу результат;
- что такое обратный дизайн и обучение на основе результатов;
- как эти концепции объединила модель «понимание через проектирование»;
- зачем ставить цели на освоение, понимание и перенос;
- как построить программу помогут ключевые вопросы.
Контент vs результат
Проектирование «от контента» — распространённая практика.
Выглядит разработка обычно так: тот, кто выступает в курсе экспертом, расписывает список тем и тезисов, которые хотел бы включить в обучение, прикидывает, сколько времени займёт объяснение того или иного блока, и добавляет удобные для себя форматы проверочных заданий. И вроде бы базово программа готова.
У такого подхода есть три существенных недостатка:
- «Границы» содержания определяются субъективно и не учитывают потребностей целевой аудитории программы. То есть эксперт просто рассказывает всё, что знает сам, и ему неважно, нужна ли учащимся абсолютно вся эта информация и соответствует ли она их уровню знаний.
- В основе обучения — теория. Практика, конечно, тоже есть. Но если разработчики не задумываются, как студенты будут переносить полученные знания на практику, пользы от такого курса или программы будет мало.
- Задания носят формальный характер или не помогают в достижении результата. Возможно, преподавателю удобно будет их проверять, но сформируют ли они нужные ученикам навыки — большой вопрос.
Чтобы обучение давало реальные результаты, с них и стоит начинать. В чём преимущества проектирования от результата:
- Образовательные результаты создают границы для содержания обучения, то есть дают проектировщикам чёткое представление о том, что действительно нужно включать в программу, а что будет лишним и не поможет студентам в дальнейшем.
- Понимая конечный результат, можно обоснованно распланировать не только теоретическое содержание, но и релевантную практику. Тогда задания будут не простой формальностью, а эффективным инструментом формирования знаний и навыков.
- Студенты яснее поймут, что получат по итогам обучения.
Для проектирования от результата можно воспользоваться тремя подходами:
- обратный дизайн (backward design);
- обучение на основе результатов (outcome-based education);
- понимание через проектирование (understanding by design).
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Обратный дизайн
Концепция обратного дизайна была предложена американским педагогом Ральфом В. Тайлером в 1949 году, хотя сам термин появился только через несколько десятилетий. Тайлер считал, что для планирования учебной деятельности важно сначала описать, как именно изменится поведение студента к концу обучения.
Сам процесс можно сравнить с движением по заданному маршруту — от точки А к точке Б. Сначала мы задаёмся вопросом — где будет точка Б, в чём она выражается? Затем определяем, как понять, что эта точка достигнута, — как должны измениться знания и умения после обучения. И уже после этого планируем, как довести до неё студентов.
Предположим, мы проектируем курс для альпинистов. Ключевой результат — успешное восхождение на Эверест. Студентам нужно добраться до вершины целыми и невредимыми, верным маршрутом и за определённое время. Это и будут показатели того, что студенты всему научились.
Понимая результат и способы его проверки, мы планируем программу: описываем теорию по восхождению, включаем практику по оказанию первой помощи и составляем простые маршруты, которые студенты пройдут с инструктором заранее, чтобы подготовиться.
Три шага в модели обратного дизайна:
- Формулируем образовательные результаты.
- Подбираем инструменты измерения или оценки результата.
- Расписываем план программы.
Конечно, очень важно корректно определить требуемые образовательные результаты. Они должны быть:
- конкретными: сформулирован точный результат, который должен получить студент;
- достижимыми: студент может прийти к этому результату по итогам обучения;
- измеримыми: степень освоения новых знаний и навыков можно оценить.
Сравним два примера:
✘ Один методист сформулировал результаты курса по публичным выступлениям так: «Студенты научатся быть креативными и увереннее проводить презентацию своих проектов». В этом случае оценить результат обучения и измерить его сложно — а если итог абстрактный, то как привести к нему учащихся?
✓ Другой методист сформулировал результаты иначе: «За десять дней студенты освоят три инструмента для генерации идей и смогут применить как минимум один из них при решении финального задания». Здесь всё понятнее — есть конкретная цель, можно проверить, действительно ли ученики до неё дошли.
Сформулировать результаты обучения поможет метод CABD. Он включает четыре элемента:
- Condition (условие/контекст) — в каком контексте происходит действие.
- Actor (аудитория) — кто ваши студенты.
- Behavior (поведение) — наблюдаемое действие, то есть что сделает студент.
- Degree (степень/уровень) — скорость, точность, качество и так далее, то есть на каком уровне будет студент.
Все элементы объединены в формулу:
Образовательный результат = контекст (в каких условиях проходит действие?) + аудитория (кто студенты?) + наблюдаемое действие (что сделают?) + на каком уровне (как?)
Приведём два примера:
- Завершив модуль «Внутренняя политика Петра I», студент в эссе сможет указать минимум три предпосылки для царских реформ в начале XVIII века.
- После окончания курса студент сможет аргументированно и безошибочно объяснить, что подтолкнуло импрессионистов к изменению академического стиля в живописи.
Однако не всегда получается описать образовательные результаты так подробно, поэтому можно использовать и более короткую формулу:
Образовательный результат = действие (чему научится студент) + объект изучения
Например: студент сможет создать авторскую картину из эпоксидной смолы.
В выборе нужных действий поможет таксономия Блума.
Обучение на основе результатов
Подход «обучение на основе результатов» (англ. outcome-based education) разработал в 1994 году американский педагог-психолог Уильям Спэйди.
Идея проста и похожа на предложенную Ральфом В. Тайлером: разработка начинается с чёткого описания конечного результата, к которому должен прийти студент. За этим следует подбор методик и критериев оценки, разработка учебного плана.
Подход строится на четырёх принципах:
- Чёткость фокуса. Все действия преподавателя направлены на развитие у студентов знаний и умений, необходимых для достижения запланированного результата.
- Проектирование с конца. Проектирование учебного плана начинается с чёткого определения конечного результата. Когда конечная цель сформулирована, можно переходить к выбору методик. При этом каждая методика должна способствовать достижению запланированной цели.
- Высокие ожидания. Преподаватели устанавливают определённые стандарты, которые побуждают студентов активно участвовать в процессе обучения, становятся вызовом для учеников. Идея в том, что чем выше стандарты — тем лучше люди будут учиться. А чем лучше они учатся, тем выше их мотивация.
- Расширенные возможности. Не все студенты могут изучать один и тот же материал в одно время и одним способом. Чем больше возможностей для учёбы, тем выше вероятность, что результаты получатся хорошими.
Понимание через проектирование
Концепции обратного дизайна и обучения на основе результата объединила модель понимания через проектирование (англ. understanding by design, UbD). Предложили её американские специалисты Грант Уиггинс и Джей МакТиг. Они же, кстати, придумали и термин «обратный дизайн», принципы которого мы уже рассмотрели.
Модель понимания через проектирование очень похожа на обратный дизайн, отличает её только цель. Эта цель заключается в понимании материала, причём в широком смысле слова. Понимание позволяет студентам концептуализировать полученные знания и применять их в реальной жизни. То есть ученики осознают, зачем им новая информация и как её использовать в разных обстоятельствах.
Модель включает несколько этапов, разберём их подробнее.
Процесс формулирования образовательных результатов или учебных целей в этой модели многоступенчатый. Учебные цели делятся на три категории:
- цели на перенос,
- цели на понимание,
- цели на освоение.
Причём формулировать их важно именно в такой последовательности. Цели на перенос формируют финальный результат — умение применять полученные знания вне учебного контекста. А цели на понимание и освоение помогают этого достигнуть.
Цели на перенос — знания и умения, которые студент будет использовать в реальной жизни, за пределами учебного класса.
Чтобы сформировать их, нужно помнить о нескольких важных критериях:
- Цель на перенос всегда требует понимания. Студент не просто припоминает изученное, а осознаёт.
- Цели реализуются в реальной жизни, в ситуациях, не всегда похожих на учебные.
- Цели на перенос требуют от студентов стратегического мышления, ведь им понадобится определить, какие из новых знаний или материалов нужно применить в конкретных обстоятельствах.
- Учащийся должен самостоятельно продемонстрировать новые умения.
- Чтобы прийти к цели или выполнить задачу подходящим способом, студенту нужно будет проявить не только понимание, знание и навыки, но и здравый смысл и саморегуляцию.
Примеры целей на перенос:
- Студент сможет объяснить в дружеской беседе три предпосылки, подтолкнувшие Петра I к изменениям во внутренней политике.
- Студент в музее отличит картину импрессиониста от постимпрессиониста.
- Студент сможет сделать заказ в ресторане на английском языке.
- Студент сможет испечь пирожное «Наполеон» по собственному рецепту.
Читайте также:
Методы метапознания: как научить учиться детей и взрослых
Цели на понимание описывают:
- инсайты, которые могут прийти к учащимся в процессе учёбы;
- выводы, к которым учащиеся придут.
Чаще всего такая цель формулируется как развёрнутое утверждение, отражающее выводы по какой-то теме. При этом просто передать студентам нужную информацию недостаточно — они должны сами прийти к определённым выводам с нашей помощью.
Примеры целей на понимание:
- Студент понимает, что к появлению импрессионизма привело не столько личное желание художников, сколько научно-технический прогресс.
- Студент понимает, что география, климат и природные ресурсы региона влияют на экономику, культуру и образ жизни его обитателей.
- Студент понимает, что сбалансированное питание способствует физическому, ментальному здоровью и поддержанию уровня энергии.
Цели на освоение — это знания и умения, которые студент должен получить к концу обучения.
Здесь можно воспользоваться формулой из обратного дизайна: понять, в каком контексте проходит обучение, кто учится (целевая аудитория), что учащиеся сделают и на каком уровне (то есть как быстро, точно и качественно).
Примеры целей на освоение:
- Студент знает вопросы для уточнения маршрута на английском языке.
- Студент может перевести текст на заданную тему с английского языка на русский.
- Студент может перечислить имена основных представителей школы импрессионистов.
- Студент может использовать навыки исследования и поиска информации, чтобы узнать подробности биографии Клода Моне.
Читайте также:
Как составить отличное задание для студентов онлайн-курса: гайд для начинающих методистов
Выбор инструментов оценивания в этой модели, конечно, напрямую зависит от вида цели.
Обычные оценочные события вроде упражнений и тестов в случае с такими целями не сработают. Понадобится аутентичное оценивание: оно происходит в ситуации, приближенной к реальной, чтобы студенты применили концептуализированные, абстрактные (не относящиеся к учебному контексту) знания и навыки на практике.
Вот как это может выглядеть:
- Ролевая игра на курсе по английскому языку: учащийся якобы оказывается на шумном вокзале, за короткое время ему нужно узнать информацию о расписании поездов и о ближайших отправлениях. Некоторые собеседники будут говорить быстрее других и использовать больше идиом в своей речи.
- Студенту нужно воспользоваться уравнениями и инструментами для графического представления данных, чтобы сравненить стоимость тарифных планов различных мобильных операторов.
Авторы модели выделяют шесть граней понимания:
- способность объяснить,
- интерпретировать,
- применять,
- видеть перспективу,
- сопереживать,
- проводить самооценивание.
Эти индикаторы помогут оценить, достиг студент цели на понимание или нет. В зависимости от предметной области можно выбирать наиболее подходящие грани для конкретной программы.
Например, в курсе по литературе студенту предлагают написать эссе о его отношении к герою — и так проверяют его понимание через сопереживание. А в курсе по созданию мебели учеников просят сделать чертёж табуретки или даже саму табуретку, то есть идёт проверка через применение.
Вариантов оценивания целей на освоение, то есть оценивания знаний и навыков, много.
Для этого подойдут и тесты, и отдельные упражнения на отработку умений, и даже игровые механики. Всё ограничивается только фантазией и здравым смыслом.
Когда результаты и методы оценивания определены, можно планировать и обучение: выбрать модели и форматы, логику программы, контентное наполнение. В общем, всё, что приведёт студента к намеченным результатам.
Среди активностей на развитие понимания можно выделить то, что Грант Уиггинс и Джей МакТиг называют ключевыми вопросами (англ. essential questions). Смысл их не в том, чтобы получить конкретный и чёткий ответ, а в том, чтобы вызвать любопытство и побудить учащихся понять, почему то, что они изучают, действительно важно.
Ключевой вопрос удовлетворяет нескольким критериям:
- Вызывает искреннее желание исследовать тему или концепцию.
- Способствует глубоким размышлениям, оживлённым дискуссиям и появлению новых вопросов.
- Требует от студентов рассматривать альтернативы, искать свидетельства, аргументировать свои идеи.
- Побуждает постоянно переосмыслять изученные концепции и предположения.
- Создаёт значимые связи с уже имеющимися знаниями и опытом студента.
- Может быть перенесён на другую сферу или ситуацию.
Грант Уиггинс приводил такой пример из школьной математики. В начале курса учеников спрашивают: «Что такое справедливость?» Эта тема волнует многих детей, поэтому, скорее всего, вызовет живой отклик.
Читайте также:
Рассказываем о книге, посвящённой умению задавать правильные вопросы
После обсуждения учитель переходит к другому вопросу — как в понимании того, что справедливо, а что нет, может помочь математика? Когда этот вопрос задан, можно переходить непосредственно к изучению математических концепций, решать проблемы и задачи.
А вот как будут выглядеть вопросы в курсах для взрослых:
- Реформы Петра I вывели страну на новый уровень развития или нарушили естественный ход её истории?
- Почему импрессионисты решили изменить привычный академический стиль живописи?
- Как контекст может помочь в понимании значения незнакомых слов английского языка?
Философия UbD также предполагает принцип постоянных улучшений. Это значит, что сформированный учебный план можно и нужно корректировать, основываясь на результатах предыдущего потока студентов, обратной связи от них и тех выводах, которые вы сделали в процессе обучения.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Как с помощью эмоций мотивировать учеников пройти курс до конца
- CRAFT/ED: что это за инструмент для педдизайнеров
- Как построить курс, который приведёт студента к профессиональному мастерству
- Нарративный дизайн: как сделать так, чтобы онлайн-курс захватил внимание студента
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее