Геймдев #Статьи

24 августа, 2025

The Sinking City — в центре скандала: хронология конфликта между Frogwares и Nacon / Skillbox Media

Как развивалась ситуация и что о конфликте компаний думает профессиональный юрист.

Научитесь: Профессия Продюсер игр

Узнать больше

Во время разработки Nacon не выплачивала гонорары вовремя, задерживая их более чем на 40 дней. При этом, по утверждению Frogwares, результаты всех этапов разработки сдавались лицензиату точно в срок. В своём блоге разработчик отмечал, что ему пару раз приходилось «обращаться в суд, чтобы получить причитающиеся деньги».

«Невыполнение финансовых обязательств со стороны Nacon вскоре превратилось в постоянное давление на нас. Причём издатель выкупил наших конкурентов — студию, которая также занималась разработкой игры по вселенной Лавкрафта. После этого он потребовал предоставить исходный код The Sinking City. Мы отказались подчиняться ему — и в итоге не получали финансирования в течение четырёх следующих месяцев».

Frogwares — в своём официальном блоге

Разработчик добавил, что неоднократно просил издателя предоставить ему бизнес-план и прогнозы продаж, но цифры от Nacon не соответствовали действительности.

27 июня 2019 года The Sinking City вышла на Xbox One, PS4 и в Epic Games Store. В тот же день издатель отправил письмо Frogwares о том, что все договорённости по этому релизу, которые ранее были одобрены, теперь расторгнуты, а разработчик не получит прибыль от продаж. Это стало последней каплей для создателей The Sinking City.

В августе 2019 года Frogwares подала иск к Nacon. Только после этого разработчик начал получать финансовые отчёты, хоть и неполные.

Среди других нарушений со стороны издателя Frogwares выделяет следующее:

  • Удаление логотипа разработчика с обложек игры для PS4 и Xbox One.
  • Регистрация доменных имён под брендами студии (Sherlock Holmes и The Sinking City) без предварительного соглашения.
  • Создание настольной игры The Sinking City и продажа её без ведома украинской студии.
  • Попытки выпустить пиратскую версию игры на сторонней площадке с играми.
  • Nacon сообщала Frogwares ложные сведения о задержке роялти на пять месяцев со стороны одного из производителей консоли.
  • Nacon полностью перестала выплачивать роялти, долг издателя перед разработчиком — более миллиона евро.

В силу всех вышеперечисленных факторов Frogwares приняла решение расторгнуть контракт с Nacon 20 апреля 2020 года. Однако издатель не дал этого сделать. Он обосновал свой отказ законом Франции, направленным на защиту бизнеса во время пандемии COVID-19, и перестал выполнять свои обязательства перед разработчиком. 17 июля 2020 года контракт всё же удалось расторгнуть. Хоть издатель и пытался оспорить это решение, французский суд был непреклонен.

В итоге Frogwares решила удалить The Sinking City из некоторых магазинов — кроме тех, с кем у разработчика был заключён прямой контракт без участия в нём Nacon: Origin, Gamesplanet и Nintendo eShop.

«Изначально по договору с разработчиком у издательства были права и обязанности по распространению игры на различных платформах, не исключая Steam. По заявлениям разработчика, издатель недобросовестно исполнял свои обязанности по выплате роялти. Разбирательство сторон давно перешло в лоно юридических баталий, вследствие чего французский суд постановил, что издатель сохраняет за собой право на распространение промежуточной версии игры. Это также означает, что и право на извлечение выгоды с продаж промежуточной версии у издателя остаётся. Опираясь на эти условия, Nacon обратилась к Valve, опубликовав имеющуюся версию игры на платформе.

Однако, следуя логике договорных отношений издателя и разработчика, никто не освобождал Nacon от уплаты роялти Frogwares, так как игра, пусть и в промежуточной версии, является результатом интеллектуальной деятельности разработчика. Из этого следует, что исключительное право (права правообладателя) остаётся за ним. Nacon лишь сохранила право на распространение указанной версии, не более».

Ростислав Меликов,

юрист группы компаний Skillbox

Повторное исчезновение

Frogwares не устраивало, что «пиратская версия» игры продаётся в Steam. Для её повторного удаления с платформы она использовала закон об авторском праве DMCA.

«Стоит отметить, что DMCA (англ. Digital Millennium Copyright Act — закон об авторском праве в цифровую эпоху) — это прежде всего закон, применимый для американских компаний, так как он издан в США. Valve, владеющая платформой Steam, — американская компания, и потому неудивительно, что Frogwares решили в своих обращениях сослаться прежде всего на DMCA».

Ростислав Меликов,

юрист группы компаний Skillbox

Подача такой жалобы — самый действенный способ для правообладателей защитить свои права от незаконного распространения в цифровой среде, не обращаясь в суд. Ложность сведений в таких жалобах карается в отношении заявителей крупными штрафами — это страхует добросовестного распространителя контента.

«Чтобы понять критерии столь скорого удаления, нужно снова посмотреть на обращения разработчиков. Они заявили, что версия игры, размещённая Nacon, не принадлежит издателю. Это значит, что издатель использовал версию, которая не была одобрена французским судом для распространения. Более того, версия игры была модифицирована без согласия правообладателя, что напрямую запрещено законами США. Следовательно, можно сделать вывод, что правообладателем продаваемой версии в Steam остаётся Frogwares, так как встречная жалоба на восстановление версии игры от Nacon не была зафиксирована, а обратных доказательств — не представлено».

Ростислав Меликов,

юрист группы компаний Skillbox

Меликов добавляет, что, скорее всего, Valve направила издателю запрос о подтверждении его прав на распространение именно продаваемой версии игры, и Nacon не смогла предоставить надлежащие обоснования, которые бы удовлетворили американское право.

Также стоит учитывать, что Valve сделала это прежде всего для того, чтобы избежать репутационных убытков и возможного вовлечения в очередной судебный процесс.

Профессия Продюсер игр

Вы узнаете, как превратить идею в игровой проект — от первых прототипов до релиза. Научитесь разрабатывать концепции, руководить командой разработки и выпускать продукты, которые понравятся пользователям и принесут прибыль.

Узнать подробнее