Геймдев #Статьи

24 августа, 2025

Что такое фотоперекладка: в играх, кино и мультипликации / Skillbox Media

Экранизация «Властелина колец», первое появление Супермена на экране, игра Prince of Persia — аниматоры много лет используют фотоперекладку.

Научитесь: Профессия 3D-художник

Узнать больше

Фотоперекладка (или ротоскопирование) — особый приём создания анимации для мультфильмов и видеоигр. Суть в том, что художник по кадрам перерисовывает движения персонажа с киноплёнки, на которую сняты реальные актёры и настоящие декорации.

Когда техника только появилась, мультипликаторы использовали в своей работе ротоскоп (отсюда и взялось «ротоскопирование») — проектор, с помощью которого каждый кадрик — одно неподвижное изображение на плёнке — проецировали на кальку. И уже через неё аниматор перерисовывал картинку, а затем повторно снимал отрисованный материал.

Приём развивался вместе с мультипликацией, однако сейчас вместо него используют похожие, но всё же куда более совершенные техники. К примеру, в кино фотоперекладка уступила «хромакею», а в играх — «захвату движений», или motion capture.

Изобретатель фотоперекладки

Ротоскопирование изобрёл в 1915 году аниматор Макс Флейшер.

Это изменило мультипликацию, и не заметить это было попросту невозможно. В The New York Times написали, что персонажи в работах Флейшера двигаются как живые люди. И в этом был смысл — эти персонажи и были живыми людьми.

Фил Эдвардс, обозреватель журнала Vox

Эссе об истории ротоскопирования, 2019 год

Анимация в мультфильмах Флейшера была плавной и правдоподобной. Моряк Попай, Бэтти Буп и Супермен двигались гораздо реалистичнее, чем персонажи других анимационных фильмов тех же лет.

Во многом благодаря технологии, придуманной Флейшером, жанр мультипликации начал активно развиваться. Уже в 1920-х мультфильмы приобрели такую популярность, что их стали рекламировать в кинотеатрах.

Ротоскопирование в играх

Именно Дон Блут работал над играми Dragon’s Lair (1983) и Space Ace (1984). Обе игры, несмотря на то что многих они поразили графикой и анимацией, едва ли кого-то удивили геймплеем. По сути, это именно мультфильмы, где время от времени у игрока есть возможность нажать на нужную кнопку и повлиять на действия персонажей. Проблема ещё и в том, что зачастую необходимую клавишу просто не успеваешь нажать, что тоже портит впечатление.

Поймите меня правильно, Dragon’s Lair — важная игра в истории индустрии. Тем не менее в неё попросту невозможно играть с удовольствием, поскольку надо всё время следить за тем, какую клавишу следует сейчас нажать. Из-за этого на саму игру смотреть не успеваешь.

Колин Мориарти

Рецензия сайта IGN на переиздание Dragon’s Lair в 2010 году

Затем ротоскопирование в играх применил автор первой Prince of Persia — геймдизайнер Джордан Мекнер. Во время разработки он оцифровал видео, на которых запечатлел движения своего брата, — они и стали основой для движений главного героя платформера.

Так Мекнер сделал анимацию в Prince of Persia реалистичнее, что сказалось и на геймплее. Принц может прыгать с места или с разбега, кувыркаться, висеть на руках и подтягиваться на уступах. И чтобы пройти игру, нужно использовать всё это, а также учитывать инерцию тела героя — после бега персонаж останавливается не сразу, его немного заносит, из-за чего он может упасть в пропасть.

Такой подход усложнил игровой процесс, но вместе с тем сделал его крайне интересным и порой непредсказуемым.

Тот же метод анимации использовала и студия Midway при создании трёх первых Mortal Kombat. Бойцы в них двигаются довольно реалистично, и это неспроста — их движения и удары исполнили реальные актёры. Материал, отснятый на камеру, затем оцифровали и использовали при создании анимации.

Ещё одна игра, для создания которой использовали технологию фотоперекладки, — Flashback. Её авторы, французская студия Delphine, стремились сделать своё приключение похожим на кино, а именно на популярные в то время боевики. Техника ротоскопирования позволила им создать плавную и реалистичную анимацию, которая приблизила Flashback к фильму.

Фотоперекладку применяют и при создании современных игр. Скажем, серия тактических RPG — The Banner Saga — запомнилась в том числе благодаря особенному визуальному стилю. В ней студия Stoic совместила ротоскопированную 2D-анимацию в духе мультфильмов Ральфа Бакши и Дона Блута со статичными иллюстрациями в стиле художника Disney Эйвинда Эрла.

Поймите меня правильно, Dragon’s Lair — важная игра в истории индустрии. Тем не менее в неё попросту невозможно играть с удовольствием, поскольку надо всё время следить за тем, какую клавишу следует сейчас нажать. Из-за этого на саму игру смотреть не успеваешь.

Колин Мориарти

Рецензия сайта IGN на переиздание Dragon’s Lair в 2010 году

Развитие технологии

Со временем фотоперекладку стали использовать всё реже, поскольку появились новые техники — и в кино, и в играх. Среди последних один из самых очевидных примеров — та же The Banner Saga, а из относительно недавних фильмов можно вспомнить картины Ричарда Линклейтера — «Пробуждение жизни» (2001) и «Помутнение» (2006).

В первом фильме благодаря анимационной обработке зрителю передаётся ощущение сна — лица персонажей меняются, все объекты в кадре движутся. Во втором аниматоры перерисовывали отснятый материал для передачи галлюцинаций и создания футуристических костюмов, в которых постоянно меняется внешность героев. Главное отличие фильмов Линклейтера от классической мультипликации в том, что здесь художники обрабатывали картинку на компьютере.

За пределами этих примеров классическому ротоскопированию едва ли есть место. В кино вместо него сейчас используют «зелёные экраны» и прочие технологии, позволяющие создать на компьютерах какие угодно эффекты. В мультипликации работа художников и аниматоров тоже стала заметно проще благодаря высокотехнологичным гаджетам и софту с массой возможностей.

В играх же активно стали применять технологию «захвата движений», для которой нужны актёр и особый костюм с датчиками — с их помощью разработчики гораздо быстрее «переносят» анимацию из реальности в 3D. В основе motion capture лежит усовершенствованный принцип ротоскопирования, однако теперь вместо съёмки захватывается движение, а вместо рисунка сразу формируется 3D-модель.

Впрочем, даже несмотря на то, что фотоперекладку сейчас применяют очень редко, переоценить её важность для игровой индустрии и кино сложно. Ведь без неё многие современные технологии могли и вовсе не появиться.

Профессия 3D-художник

Проходя курс, вы изучите Autodesk Maya, Blender, Houdini, Substance Painter и Photoshop с нуля до профессионального уровня. Научитесь 3D-моделированию и добавите более 20 практических работ в портфолио и станете востребованным 3д художником.За год вы освоите профессию, востребованную в кино и игровой индустрии.На иллюстрации: работа участника курса Дмитрия Данилова

Узнать подробнее