Почему случайность в играх несправедлива и как это исправить / Skillbox Media
Люди очень плохи в оценке вероятностей. Разбираемся, как это влияет на игры и что с этим можно сделать.
Научитесь: Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO
Узнать большеВы можете узнать больше о случайных числах, посмотрев этот ролик:
Создавая игру, мы сами решаем, как будет работать теория вероятностей. И мы можем изменить её так, чтобы помочь игрокам получить лучший опыт. Ну и чтобы в играх было меньше вот таких моментов:
Или даже таких:
Входная и выходная случайности
Случайность может быть двух видов: входная и выходная.
Входная случайность (input randomness) — это всё, что происходит до действий игрока. Например, как будет сгенерирован уровень в игре или как будет перемешана колода карт. Входную случайность можно также назвать предудачей (pre-luck).
Выходная случайность (output randomness) относится к успеху действий игрока. Например, вероятность попадания по врагу или выпавшее число. Выходную случайность можно также назвать постудачей (post-luck).
Далее речь пойдёт в основном про выходную случайность, так как она обычно воспринимается игроками болезненнее, чем входная.
Как улучшить случайность в игре
Есть несколько способов изменить восприятие случайности игроками. Например, вы можете показывать заниженные числа: если на самом деле шанс успеха равен 99%, то игроку нужно показать 90% или меньше. Опять же, 90% мы воспринимаем как все 100%.
Если же нужно показать вероятность неудачи, то стоит завысить число — тогда игрок будет чувствовать, что у него получилось победить, хотя шансы были против него.
Второй вариант — использовать несколько «бросков». То есть вместо одного кубика бросать пять, как в покере из «Ведьмака», либо бросать один кубик несколько раз. Так игроку хотя бы раз повезёт получить крупное число и он не так сильно расстроится.
В случае с выстрелами можно отдельно просчитывать вероятность попадания каждой пули, а не целой очереди. Например, в Star Wars: Knights of the Old Republic 2 при использовании приёма Серия ударов урон и само попадание рассчитываются отдельно для каждого удара:
Третий вариант — обыграть всё это в сюжете. В TES V: Skyrim вы можете заниматься карманной кражей. Вероятность успеха зависит от разных параметров, а сам шанс успеха можно увидеть на экране.
Кроме ваших навыков, магических эффектов и зачарованных предметов на вероятность успеха также влияет удача. В мире древних свитков удачей заведует даэдра (божество) Ноктюрнал.
Именно благодаря ей новичок может украсть что-то очень ценное, но она же может испортить планы профессионала. Если Ноктюрнал захочет, то и слепой старик сможет поймать вора за руку.
Также вы можете совсем переделать систему использования случайных чисел. В тетрисе, например, генерируются не отдельные блоки, а наборы по семь блоков. Это позволяет более «честно» выдавать фигуры. Похожий подход используется в Hateris, с тем лишь исключением, что игра анализирует ситуацию в игре и специально выдаёт худшие блоки.
Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO
Геймдизайнер создаёт структуру игры. Он продумывает идею, правила, игровой процесс и решает, какие эмоции вызовет сюжет у игроков. Вы с нуля освоите принципы геймдизайна и научитесь работать с популярными движками Unity и Unreal Engine. Узнаете, как удерживать интерес игроков и монетизировать игры. А мы поможем вам начать карьеру в игровой индустрии.
Узнать подробнее