Почему современные педагоги призывают отказаться от выставления оценок / Skillbox Media
Мы собрали несколько основных причин, из-за которых критикуют систему, на которой все мы выросли и выучились.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеИз этой статьи вы узнаете:
- как американский преподаватель показывает несостоятельность оценок на примере скейтбординга;
- как субъективность влияет на оценки и за что на самом деле учителя любят отметки;
- как оценки влияют на мотивацию к учёбе.
Оценивание по определённой шкале (будь то 1–5, или A–F, или 1–100) и его влияние на обучение — вещь в образовании привычная, но спорная. Учёные до сих пор не пришли к окончательному выводу, полезны отметки или вредны, результаты исследований разнятся. Среди преимущества таких систем оценивания выделяют обычно следующие:
- они помогают и педагогу, и учащемуся понять, на каком уровне находится последний и есть ли пробелы в знаниях;
- позволяют преподавателю анализировать результативность собственной работы;
- мотивируют к учёбе, формируют стремление к достижению лучших результатов.
Давайте теперь разберёмся, почему эти, казалось бы, очевидные аргументы на самом деле работают не всегда.
За что пятёрка — за настоящий успех или простое везение?
Американский преподаватель физики, известный под именем «Доктор Таэ», однажды сравнил образование со скейтбордингом. Система обучения катания на доске оказалась блестящей аналогией для современного обучения в принципе — в том смысле, что и там, и там овладеть нужно не столько теорией, сколько практическими навыками.
Например, в скейтбординге любой трюк надо повторять до тех пор, пока он не получится. Вариант «Ага, я всё понял и запомнил — побежали к следующим темам!» тут не прокатит. Ты по-настоящему понял и запомнил, только если уверенно выполняешь какой-то элемент.
Временны́е рамки для обучения навыкам скейтбординга установить невозможно: кто-то освоит сложную технику за пару дней в силу таланта, а кому-то придётся проводить на площадке месяцы. Чтобы получить стойкий навык, а не случайный результат, придётся падать, вставать, падать снова — и так много раз.
При этом, говорит Доктор Таэ, в скейтбординге невозможны отметки в процессе учёбы. Они могут только демотивировать и не дают объективных представлений о реальных умениях и знаниях. Например, трюк не вышел — двойка, вышел частично — тройка, а полностью получился — пятёрка. Но ведь удачный проезд по рампе может получиться как в силу навыка, так и в силу удачи.
У навыка есть и ещё одно важное свойство — его невозможно подделать, списать, попросить подсказать. Ты либо умеешь, либо нет. Стандартную систему контроля результатов с тестами, проверочными и баллами как элементом мотивации можно достаточно легко обойти: подсмотреть ответ в интернете, спросить у соседа. Даже хорошее отношение педагога к ученику поможет последнему получить минимальный балл или, например, «подтянуть отметку». Так что отсутствие оценок напрямую влияет и на роль педагога в образовании — без них он выступает скорее наставником, чем «властителем судеб».
Читайте также:
Татьяна Клячко о девальвации оценок в образовании
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее