Скаффолдинг: что такое теория строительных лесов и как применять её в обучении / Skillbox Media
Эта американская методика с советскими корнями помогает постепенно сформировать у учеников самостоятельность.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеИз этой статьи вы узнаете:
- в чём состоит концепция «строительных лесов» в обучении;
- о главных принципах применения скаффолдинга;
- как теории советских учёных стали основой для теории скаффолдинга;
- подтверждают ли научные исследования эффективность этого подхода;
- как применять скаффолдинг, чтобы помочь ученикам достичь высоких результатов.
Что такое скаффолдинг
В переводе с английского слово «скаффолдинг» (scaffolding) означает «строительные леса». В англоязычных образовательных медиа и литературе этим термином называют процесс, при котором обучающийся решает задачу при поддержке учителя или другого более опытного человека. При этом задача настолько сложна, что в одиночку ученик точно не справится, но при поддержке она оказывается ему по силам.
Эту поддержку и обозначают метафорой «строительных лесов», или «подпорок». Чем лучше ученик овладевает новым навыком или знанием, тем меньше он нуждается в этих «подпорках», и в конце концов учитель убирает их.
Чтобы сделать концепцию скаффолдинга ещё понятнее, американская преподавательница Ребекка Албер объясняет, что является его противоположностью: «Сказать ученикам: „Прочитайте научную статью на девять страниц, напишите подробное эссе на тему этой статьи и сдайте его в среду“».
Если учитель хочет, чтобы ученики поняли статью и запомнили главные тезисы, то, следуя логике скаффолдинга, перед тем как задавать написание эссе, он просмотрит материал вместе с обучающимися и объяснит ключевые термины. Ещё лучше разбить текст на части и прочитать каждую из них на занятии, обсуждая всем классом, считает Албер.
Главные принципы и критерии скаффолдинга
Теорию скаффолдинга в обучении впервые сформулировали в 1976 году американские психологи Джером Брунер, Дэвид Вуд и Гейл Росс в работе «Роль тьюторинга в решении задач».
«Процесс скаффолдинга, — писали авторы, — состоит по большей части в контролировании взрослым тех элементов задачи, которые поначалу выходят за пределы возможностей ученика, таким образом позволяя тому сконцентрироваться только на тех составляющих, которые ему по силам».
Стоит отметить, что в этой работе описывалось обучение детей дошкольного возраста, и речь шла не об учителе, а просто о более опытном взрослом — воспитателе, тьюторе, наставнике. Тем не менее описанные Брунером и его коллегами принципы вскоре стали считаться универсальными, а уже в 1979 году появилась первая научная работа, в которой главными участниками взаимодействия в рамках скаффолдинга названы уже не ребёнок и взрослый, а ученик и учитель.
Принципы скаффолдинга, описанные Брунером и его соавторами, звучат так:
Эти принципы в 1983 году Артур Эпплби и Джудит Ленджер дополнили пятью критериями скаффолдинга:
- Целенаправленность: у задачи должна быть ясная цель, на достижение которой будут направлены действия ученика.
- Соответствие возможностям: задача должна быть достаточно трудна для самостоятельного решения, но поддаваться усилиям ученика при содействии учителя.
- Структурированность: выполнение задачи должно быть организовано так, чтобы способствовать естественному течению мыслей обучающегося, подталкивая его к правильному решению.
- Сотрудничество: ученик должен воспринимать учителя не как оценивающего надзирателя, а как соратника.
- Интернализация: по мере того как знания и навыки усваиваются учеником, внешние «подпорки» стоит постепенно убирать.
Таким образом, скаффолдинг — это временная поддержка ученика, которая постепенно должна сходить на нет. Ответственность за выполнение задания сначала разделена между учителем и учеником, а затем полностью переходит к последнему.
Советские корни теории скаффолдинга
Тем, кто знаком со взглядами на обучение советского психолога Льва Выготского, теория скаффолдинга может напомнить идею о зоне ближайшего развития. Задачи, с которыми сталкивается человек при обучении, Выготский поделил на три типа:
- задачи, которые мы можем выполнить сами;
- задачи, которые мы можем выполнить под чьим-то руководством;
- задачи, с которыми мы не способны справиться.
Читайте также:
Почему конструктивизм в обучении не стал массовым подходом
Задачи первого типа не учат нас ничему. Браться за задачи третьего типа бессмысленно, потому что они нам не по силам. И только при выполнении задач второго образца происходит обучение. Метафорическую область, в которой лежат такие задачи, Выготский и обозначил как зону ближайшего развития.
Что об эффективности скаффолдинга говорит наука
Ещё в 1975 году коллега Брунера Дэвид Вуд в соавторстве с Дэвидом Миддлтоном опубликовал работу, в которой описал процесс, напоминающий скаффолдинг. В этом исследовании матери обучали своих детей собирать конструктор. У тех детей, которые строили в паре с мамами и получали от них советы, получались значительно более сложные конструкции, чем у тех, кто строил в одиночку. Успешнее всего были те дети, чьи матери корректировали стратегию поддержки с учётом того, как успешно ребёнок справлялся с заданием. Когда работа продвигалась легко, помощь становилась минимальной. Когда дети сталкивались с трудностями, матери давали более чёткие указания или показывали, как выполнить задачу.
В 1990-м похожие результаты были получены в исследовании, в котором сравнили скаффолдинг с обучением через открытия (когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи). В эксперименте часть детей работала над заданием, поддерживая диалог с матерями, а другая часть — в одиночку, лишь иногда получая корректирующую обратную связь. В результате первая группа справлялась с заданиями значительно успешнее.
Исследование 2000 года, в котором, правда, участвовал всего один человек, показало, что скаффолдинг может быть полезен при обучении новому языку. Шестилетний участник эксперимента, говоривший на фарси, изучал английский язык. Сначала его обучали отдельным словам и фразам, затем задавали закрытые вопросы, а затем вопросы, требующие более содержательных ответов. Такое постепенное повышение сложности помогло ребёнку совершенствовать своё владение языком без лишнего стресса и фрустрации.
Наконец, автор исследования 2003 года отмечает, что, применяя принципы скаффолдинга, нельзя воспринимать учеников как пассивных исполнителей учительских инструкций. Это также противоречит идее Выготского о зоне ближайшего развития, согласно которой ученик — это в первую очередь самостоятельный исследователь.
Как применять скаффолдинг
Британский преподаватель Сол Маклеод со ссылкой на исследовательницу Дебби Силвер даёт такие рекомендации:
- Оцените текущий уровень знаний и навыков учеников, относящихся к теме урока.
- Связывайте содержание урока с тем, что ученики уже понимают и умеют.
- Разбивайте задачи на более мелкие и легко выполнимые элементы и комментируйте выполнение этих подзадач.
- Используйте подсказки.
Авторы учебного пособия «Методы, стратегии и технологии преподавания, отвечающие потребностям всех учеников» (оригинальное название на английском — Instructional Methods, Strategies and Technologies to Meet the Needs of All Learners) дополняют этот список описанием основных методов скаффолдинга, ссылаясь на работу исследователей образования Кэтлин Хоган и Майкла Прессли.
Так, первый шаг в использовании скаффолдинга обычно моделирование, то есть демонстрация «поведения, которое показывает, как [ученик] должен чувствовать себя, думать или действовать в предложенной ситуации». Примером моделирования может быть методика «мысли вслух» (по-английски — think-aloud): учитель проделывает задание и озвучивает свои мысли, относящиеся к этой работе. Например, педагог может «думать вслух», пока будет разбивать новое для учеников слово на части, чтобы им стало легче его прочитать.
Читайте также:
Что такое научение через наблюдение и почему обучение — это социальный процесс
Не менее важны разъяснения о том, что изучается, зачем, когда и как это использовать. В начале пояснения должны быть подробными и часто повторяться. Но по мере прогресса ученика они могут становиться всё менее многословными и содержать только основные подсказки.
Кроме того, важно просить учеников активнее участвовать в процессе обучения — это будет повышать их сопричастность и ответственность за результат. А учитель после этого может давать позитивную обратную связь или вносить в действия ученика корректировки.
Далее авторы пособия приводят несколько конкретных примеров скаффолдинга.
- Учитель демонстрирует модель того, что должны выполнить ученики. Например, результат конкретного задания, которого они должны достичь. Кроме того, учитель может смоделировать желаемый процесс — например, показать многоуровневый научный эксперимент. Главное — чтобы ученики поняли, какого результата от них ждут, перед тем как взяться за работу самостоятельно.
- Учитель представляет тему урока в упрощённом виде или даёт более простое задание, а затем постепенно повышает сложность. Например, педагог может разбить урок на несколько мини-уроков или разделить задачу по алгебре на несколько подзадач. Между каждым мини-уроком учитель проверяет, насколько хорошо ученики понимают основные идеи, даёт им возможность попрактиковаться и объясняет, как эти навыки помогут им решать более сложные задачи.
- Учитель описывает идею, задачу или процесс множеством разных способов. Педагог может описывать новую идею словами, с помощью графиков и рисунков. Или, например, может попросить учеников сформулировать идею своими словами. Задача — показать предмет обсуждения с разных сторон, чтобы ученикам было легче понять идею правильно.
- Ученикам объясняют ключевые понятия сложного текста перед его чтением. Учитель описывает термины, которые с большой вероятностью вызовут затруднения у учеников, с помощью понятных для них метафор, аналогий, ассоциаций и других стратегий. Когда ученики будут читать текст, этот глоссарий станет для них «подпорками», которые повысят их уверенность в своих способностях, позволит им сильнее заинтересоваться текстом и поможет понять и запомнить его содержание.
Читайте также:
- Что такое перевёрнутое обучение
- Смена ролей учителя поможет мотивации школьников
- Правда ли, что обучение на практике лучше любой теории?
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее