Геймдев #Статьи

24 августа, 2025

Ящик Скиннера и проблемы геймдизайна / Skillbox Media

Узнайте, почему игры вроде «Весёлой фермы» так затягивают, почему это зло и можем ли мы иначе.

Научитесь: Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Узнать больше

В 1930-1931 годах Беррес Фредерик Скиннер создал устройство, которое сильно повлияло на развитие психологии. Благодаря ему многие игры сейчас такие, какие они есть.

Ящик Скиннера

Это устройство представляло собой коробку или ящик, где была кнопка или рычаг и отверстие, через которое поступала еда. В этот ящик помещали животное — обычно крысу, голубя или примата.

Животное получало еду каждый раз, когда нажимало кнопку. Скиннер заметил, что животные делают это до тех пор, пока не съедят столько, сколько в них влезет.

Источник: Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. Москва: ИПЛ, 1969.

Скиннер узнал, что если подавать еду в ящик случайным образом или через определённое количество нажатий, то животные ещё охотнее совершают действия, чтобы получить награду. Ровно до тех пор, пока еда вовсе не перестаёт поступать.

Таким образом Скиннер обнаружил, что с помощью поощрений можно гораздо эффективнее заставить животное сделать что-то, нежели с помощью наказаний. Позже выяснилось, что работает это не только с животными, но и с людьми.

ВАЖНО!Использование Ящика Скиннера в играх помогает убедить игрока поступать определённым образом. Иногда он получает удовольствие от процесса, но иногда это ведёт к зависимости. Важно понимать разницу.

Путь к Светлой стороне силы

Люк: Тёмная сторона сильнее?Йода: Нет! Быстрее, легче, привлекательнее.

Есть методы, которые могут сделать ваш проект интереснее. И тогда, вспоминая о вашей игре, игрок не будет чувствовать стыд за то, что позволил манипулировать собой.

↓ → ← 2/Y/△

Подумайте, как сделать интересным сам игровой процесс. Например, если у вас файтинг, то управление должно быть отзывчивым и многогранным. Тогда новички будут наслаждаться удобным управлением, а более опытные игроки смогут узнавать новые комбо и становиться лучше.

Дело не в игровых текстурах высокого разрешения и не в моделях с миллионами полигонов. Главное, чтобы игра была зрелищной. И тут всё решает не столько качество графики, сколько обилие эффектов.

Вы открываете игру и видите на экране поисковую систему по базе данных полиции. В текстовое поле вбито слово «Убийство», а по запросу выданы фрагменты записей с допросами какой-то женщины.

Кадр из игры Her story

Разве вы не хотите узнать, почему она здесь и что вообще случилось?

Существуют миры, в которых хочется остаться. Кто-то хочет отправиться учиться в Хогвартс, кому-то по душе Средиземье, другие в восторге от провинций Тамриэля. По современным меркам Скайрим не такой уж и большой, но такой живой, что многие реальные мегаполисы позавидуют.

Видишь тех воинов из Хаммерфела? У них кривые мечи. Кривые. Мечи.

В Скайриме можно получить квест от двух редгардов в Вайтране, а потом встретить их где-то в другой части провинции — разговаривающими со случайной прохожей.

Те же воины в окрестностях Вайтрана

Я думаю, вы уловили суть и сможете самостоятельно дополнить список.

Чтобы сделать игру интересной, нужно делать её интересной, а не искать способы манипуляции.

Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Геймдизайнер создаёт структуру игры. Он продумывает идею, правила, игровой процесс и решает, какие эмоции вызовет сюжет у игроков. Вы с нуля освоите принципы геймдизайна и научитесь работать с популярными движками Unity и Unreal Engine. Узнаете, как удерживать интерес игроков и монетизировать игры. А мы поможем вам начать карьеру в игровой индустрии.

Узнать подробнее