Что такое перевернутое обучение / Skillbox Media
Новые технологии поменяли местами уроки и домашние задания, трансформировали роль учителя и требуют большего от учеников.
Содержание:
Научитесь: Онлайн-репетитор
Узнать большеИз этой статьи вы узнаете:
- что такое таксономия Блума и как перевёрнутое обучение изменило её;
- почему меняется роль учебного пространства, а учитель перестаёт быть в центре внимания;
- как перевёрнутое обучение превратило школу отстающих в лидирующую;
- за что критикуют этот подход;
- сложно ли организовать перевёрнутый урок.
Что такое перевёрнутое обучение
Если объяснить упрощённо и образно, то перевёрнутое обучение — это когда классную работу ученики делают дома, а домашнюю — в классе. Чтобы познакомить с темой, ученикам дают материалы для самостоятельного изучения (видеолекции), а занятия с преподавателем служат для обсуждения темы, о которой учащиеся уже кое-что узнали, и для проверки того, насколько хорошо они этот материал поняли.
Формальное определение звучит так: перевёрнутое обучение — это педагогический подход, при котором ученики самостоятельно осваивают теорию, а на уроках создаётся групповая динамичная, интерактивная среда, где обучающиеся под присмотром учителя творчески применяют изученную теорию на практике.
Согласно знаменитой таксономии Блума, в основе обучения лежат запоминание новой информации и её понимание. На более высоких уровнях образовательного процесса ученики применяют изученную информацию на практике и создают новые идеи на основе полученного опыта. При традиционном подходе уроки обычно посвящены именно первым этапам обучения — запоминанию и пониманию.
Но времени на объяснение новой информации у преподавателя часто очень мало. К тому же, как отмечает биолог и педагог Джон Медина, для объяснения какой-либо идеи у учителя в любом случае есть не больше десять минут: после этого внимание слушающих переключится на что-то другое. Перевёрнутое обучение решает эту задачу и позволяет ученикам самим конструировать новые знания дома и в комфортном темпе, а на занятиях с преподавателем обсуждать и применять их.
Читайте также: 10 принципов эффективного обучения и преподавания от Джона Медины
Кто изобрёл этот подход
Пионерами перевёрнутого обучения считают педагогов Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса из американского штата Колорадо. В начале 2000-х годов Бергман и Сэмс преподавали химию старшеклассникам небольшой сельской школы. Некоторые ученики частенько пропускали занятия из-за спортивных соревнований, популярных в провинциальной Америке. Чтобы они не отставали от остальных, Бергман и Сэмс решили делать видеозаписи своих лекций.
Так школьники могли осваивать новый материал дома, и эта самостоятельность пришлась им по душе. Тогда Бергман и Сэмс решили записывать на видео все свои лекции. Ученики просматривали их перед занятиями, а в классе обсуждали, насколько правильно поняли тему, проводили эксперименты, в рамках которых проверяли свои знания, и получали обратную связь от преподавателей.
Бергман и Сэмс отмечают, что были вовсе не первыми, кому в голову пришла идея поменять местами домашнюю и классную работу. В 2000 году увидела свет научная публикация «Перевернуть класс» преподавателя маркетинга из Университета Майами Гленна Платта и его коллег. В ней, похоже, впервые была озвучена идея отказаться от уроков в традиционном формате в пользу видеозаписей. Но лишь после успеха Бергмана и Сэмса этот метод стал быстро набирать популярность: только с 2012-го по 2014-й год число учителей — участников сообщества Flipped Learning Network, посвящённого перевёрнутому обучению, выросло с 2 500 до 20 тысяч человек.
На чём основано перевёрнутое обучение
Основные материалы по исследованиям и применению этого метода представлены на сайте Flipped Learning Network — главного международного сообщества, которое занимается вопросами перевёрнутого обучения. В частности, там опубликованы подробные руководства на английском языке о том, как воплотить этот подход в классе. А в 2014 году лидеры сообщества сформулировали четыре основных принципа перевёрнутого обучения.
Перевёрнутое обучение подразумевает гибкость. Это касается и учебного пространства, и сроков сдачи работ, и оценки успехов. Даже классы преподаватели часто физически перестраивают под нужды урока. Характер работы тоже влияет на обустройство помещения: например, учитель может преобразить пространство, чтобы ученикам было комфортнее работать в группе.
Перевёрнутое обучение культивирует в учениках стремление заниматься самообразованием и активно вовлекает их в процесс конструирования знаний. Акцент, в отличие от обычного образовательного процесса, делается не на учителе, а на учащихся, ведь новые знания они приобретают самостоятельно.
В класс школьники приходят уже подготовленными, это позволяет им глубже погружаться в тему. Задача учителя — придумывать для них активности, а самому занимать роль наблюдателя. Создавать разнообразные и доступные для всех занятия позволяет сбор обратной связи от учеников и анализ происходящего на уроке.
В перевёрнутом обучении материал становится основой учебного процесса. Он должен быть доступным и ценным для учеников. Педагог должен подбирать его так, чтобы ученики могли освоить новые знания собственными силами. Обычно такой контент представлен в видеоформате, но это может быть и список учебной литературы.
Хотя кажется, что учитель вроде бы отходит в перевёрнутом обучении на второй план, на самом деле его роль становится ещё значительнее. Во время уроков преподаватель постоянно наблюдает за учениками, комментирует и оценивает их работу. Он всегда приходит на помощь, когда ученики нуждаются в этом, умеет работать в условиях контролируемого хаоса, стремится к взаимодействию с коллегами, принимает конструктивную критику и постоянно совершенствует свою преподавательскую практику.
Что думают учёные о пользе этого подхода
Состоятельность перевёрнутого обучения научно доказана. Уже к 2017 году накопилось больше 130 рецензируемых статей об успешном применении этого подхода на разных уровнях: от начальной школы до послевузовского образования.
Пример из практики
Американская средняя школа Клинтондейла в 2010 году была одной из самых отстающих в штате Мичиган. Тогда учителя решили прибегнуть к перевёрнутому обучению. Результаты впечатляли:
- всего за год число не сдавших экзамен по английскому языку снизилось с 52% до 19%, по математике — с 44% до 13%, а по естествознанию — с 41% до 19%;
- доля выпускников, поступивших в университеты, увеличилась с 63% до 80%.
В 2012 году в рамках Flipped Learning Network провели опрос, участие в котором приняли 453 учителя, о результатах перевёрнутого обучения в их практике:
- 67% респондентов сообщили, что благодаря этому методу ученики стали лучше справляться с тестами;
- 80% педагогов заметили, что отношение школьников к учёбе изменилось в лучшую сторону;
- 99% признались, что собираются применять перевёрнутое обучение в новом году.
Исследования продолжаются и по сей день. Так, по словам преподавателя математики и автора книги о перевёрнутом обучении Роберта Талберта, он всего за одно утро получил уведомления о трёх исследованиях этого подхода, пока писал о нём статью для Educause.
Какие минусы у перевёрнутого обучения
Представители Университета штата Айдахо в Бойсе выделяют два основных недостатка этого учебного подхода. Во-первых, преподавателю придётся тратить больше времени на подготовку к урокам: и готовить материалы для самостоятельной работы учеников, и планировать ход дискуссий при очных встречах. Во-вторых, вполне возможно, что слабо мотивированные ученики просто не будут заниматься самостоятельной работой и придут на уроки неподготовленными.
Среди других недостатков этого типа обучения отмечают отсутствие мгновенной обратной связи: ведь только на обсуждении ученик сможет проверить, правильно ли он понял материал. Не говоря уже о том, у школьников может попросту не быть компьютера с быстрым интернетом или необходимой техники для просмотра материалов к уроку.
Онлайн-репетитор
Неважно, что вы преподаёте, — английский, кроссфит, йогу, вокал или кулинарное искусство. Всё, чему раньше вы учили в школах, студиях и офисах, теперь можно преподавать онлайн. Продвигайте свои знания и навыки и зарабатывайте из любой точки мира.
Узнать подробнее