Как с помощью эмоций мотивировать учеников пройти курс до конца / Skillbox Media
Опыт основателя дистанционной IT-школы для подростков и создателя конструктора эмоциональных образовательных программ.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеКогда мы запускали компьютерные курсы четыре года назад, первый урок по 3D-графике выглядел так:
Учеников вводили в теорию 3D, подробно знакомили с интерфейсом программы и предлагали самостоятельно сделать простую фигуру. Давали основы, объясняли элементарные вещи, и у нас не было мысли, что можно сделать по-другому.
И тогда мы столкнулись с тем, что на самом раннем этапе ученики стали покидать курс. Мы начали анализировать проблему и искать причину и в итоге интуитивно нащупали, в какую сторону нужно двигаться.
Теперь наш первый урок компьютерной графики выглядит так:
Это фрагмент сцены из мультфильма «Корпорация монстров». На первом же занятии ученики не слушают теорию, а делают что-то интересное и видят результат. Хитрость в том, что все элементы заранее готовы, так что от учащегося требуется только изменить масштаб фигур, правильно их повернуть и разместить.
В результате такого подхода процент отказов стал гораздо ниже. Длительность нашего курса — два года, и у него 80% доходимости. При этом принципы, о которых пойдёт речь, работают не только в IT, но и в любых других сферах, и подходят к любому типу образования — от дошкольного до корпоративного.
Универсальные эмоциональные состояния во время обучения
Что удерживает внимание ученика на протяжении курса? Не информация, которую он получает, и даже не авторитет преподавателя. Главную роль в вовлечении играют эмоции. И если вы их обеспечиваете, то ученик будет с вами до конца.
Дело в том, что во время обучения человек проходит через разные эмоциональные состояния. С помощью специальных приёмов вы можете ими управлять, а в результате — влиять на показатели вовлечения и доходимости.
На основе существующих теорий обучения (модели мотивации SSDL, ТРИЗ-педагогики, работы Роберта Ганье «Условия обучения» и других) и своего опыта мы выделили универсальную схему состояний, через которые проходит ученик.
Эти универсальные стадии применимы абсолютно к любому курсу. В зависимости от цели и содержания состояния могут меняться (скажем, «Я получаю пользу» вместо «У меня получается»), но общий принцип, с точки зрения ученика, остаётся неизменным: «Сначала я понимаю, для чего мне нужен этот курс, затем постигаю основы, экспериментирую с новыми знаниями, применяю их для решения личных задач и, наконец, — влияю на окружающий мир».
Основные причины низкой вовлечённости
Исходя из концепции эмоциональных состояний, можно выделить три причины трудностей с вовлечением:
- Слишком быстрая смена состояний. В таком случае ученик просто не успевает осмыслить очередной этап. К сожалению, нельзя дать универсальных рекомендаций по продолжительности каждой из стадий обучения. Поэтому советуем экспериментировать и запрашивать у учеников обратную связь. Если делать это регулярно и своевременно, проблемы с таймингом скоро станут очевидными.
- Слишком медленная смена состояний. Когда ученик уже готов двигаться дальше, например, к стадии экспериментов, а ему всё ещё объясняют теорию, возникает ощущение скуки.
- Неверный выбор состояния. В подавляющем большинстве курсов в самом начале делается акцент на состояние «Я понимаю» — объяснение фундаментальных основ. Однако ученик ещё не может эффективно усвоить информацию, ведь он пока не понимает, для чего ему эти знания.
Мы убеждены, что самое важное состояние — это «У меня получается». Если вы создадите хорошую «приманку» на первых уроках, то обеспечите такую сильную мотивационную базу, что её может хватить до конца курса. И наоборот: если во всём остальном у вас отличный курс, но его начало не вызывает интереса и чувства «У меня получается», то вряд ли вы добьётесь долговременного вовлечения.
Поэтому сейчас подробно разберём именно этот этап.
Быстрый результат как вовлекающий приём
Для тех, кто ведёт или создаёт курсы, очень важно отказаться от мысли, что раз ученик пришёл на первое занятие, то ему уже интересен курс. А если человек «отваливается» вскоре после начала, значит, курс ему просто не подходит.
Это работает не так. Когда ученик посещает первый урок, вы всё ещё должны воевать за его внимание и интерес. Ваша задача — «продать» ему весь курс. И самый эффективный способ этого достичь — в самом начале показать практический результат, который мотивирует знакомиться с предметом дальше, глубже погружаться в тему.
Чтобы добиться такого эффекта, можно использовать два способа.
Самый действенный способ — в первую очередь старайтесь применять его. Суть метода в том, что на первом уроке мы даём большой материал, который при этом не заставляет ученика глубоко погружаться в основы. Вместо этого в начале учащийся фокусируется на маленьких шагах.
Приведём наглядный пример из кулинарии. На первом уроке дайте ученику готовые коржи, крем и украшения и поручите ему собрать из этого целый торт. На следующем занятии — то же самое, только ученик уже самостоятельно готовит крем. Затем — выпекает коржи. И, наконец, вы доберётесь до стадии, когда учащийся делает всё сам из сырых ингредиентов.
Однако такой подход возможен не на всех курсах. В таком случае придётся использовать второй способ.
Иногда при обучении можно двигаться только от частного к общему, от меньшего к большему. Например, в курсе программирования для начинающих нельзя дать человеку готовый код и ожидать, что он тут же в нём разберётся.
В таком случае для первого урока придумайте серию небольших, интересных и близких ученику заданий, чтобы он мог выполнить их сразу и почувствовать удовлетворение.
Стандартное упражнение на первых занятиях по HTML-вёрстке — сделать на странице радугу и подписать каждый цвет. Это очень скучно. Мы даём ученикам задание вставить на страницу кадр из любимого фильма и добавить подпись-подсказку, чтобы остальные участники группы могли угадать картину. Теоретические основы те же самые, что и в упражнении с радугой, но такая упаковка задания гораздо интереснее для учеников.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее