Образование #Статьи

24 августа, 2025

6 признаков идеального слушателя, который дойдёт до конца онлайн-курса / Skillbox Media

На основе разных исследований разбираемся, какими особенностями отличаются те, кто попадает в заветный процент доходимости.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

Доходимость до конца, или COR (Completion Rate), — главная метрика и главная боль массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Даже у самых звёздных из них процент слушателей, закончивших обучение, низкий: в большинстве случаев от 5 до 15. Если сертификат по курсу платный, показатель повышается: среди тех, кто платит за сертификаты онлайн-курсов Гарварда, отсеиваются уже не 85%, а половина или меньше.

Именно удручающе низкой доле выпускников и признакам слушателей, которые с большой вероятностью бросят курс, посвящена основная масса научных публикаций по теме. Исследователи выявили множество причин отсева, и это далеко не только лень или прокрастинация.

Ещё в 2014 году специалисты из британского Университета Уорик составили список наиболее распространённых причин, по которым люди бросают начатые онлайн-курсы. Они связаны как с качеством курса, так и с субъективными особенностями слушателей.

Типичные причины недоходимости до конца курса:

  • нехватка времени на занятия;
  • сложность курса и недостаточная поддержка от преподавателей и организаторов;
  • отсутствие необходимых цифровых навыков;
  • низкое качество учебных материалов и форумов;
  • неоправданно завышенные ожидания от курса;
  • невозможность «догнать» курс для тех, кто поздно приступил к нему;
  • нежелание оценивать чужие работы или представлять свои для их оценки сокурсниками.

И ещё один вариант — слушатель изначально не собирается проходить курс полностью. Кто-то записывается только ради доступа к материалам по отдельным темам, кто-то — просто ради развлечения.

Но и те, кто проходит обучение на МООК до конца, тоже привлекают внимание исследователей. Было немало попыток разобраться, чем такие студенты отличаются от бросающих обучение.