Интеллектуальная собственность в играх: как защитить свои права? / Skillbox Media
Эксперты о защите авторских прав в игровой индустрии.
Содержание:
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞ Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать большеГеймдев — самый быстрорастущий сектор индустрии развлечений. По оценкам экспертов из MY.GAMES, российский игровой рынок вырос на 35% в 2020 году — до 163,4 миллиарда рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в 2019-м. В другом исследовании компании, посвящённом портрету российского геймера, аналитики отмечали, что в России стали положительнее относиться к геймингу. В ходе опроса 33% респондентов ответили, что поддерживают это увлечение. В прошлом году положительно о видеоиграх отзывались только 25%. Индустрия продолжает активно расти, привлекая внимание всё большего количества людей.
Поскольку игровые компании постоянно стремятся к инновациям, чтобы выделиться на фоне других участников рынка, разработка чёткой и активной стратегии развития тайтла, а также последующая защита авторских прав на него имеет огромное значение для успеха проекта.
«Игра — это всегда плод интеллектуальных и творческих усилий. Усилий ровно столько, сколько людей трудится над тайтлом. Соответственно, все созданные при разработке игры элементы — объекты интеллектуальной собственности (ОИС), которые охраняются и регулируются законом как внутри страны, так и на международном уровне.
Чтобы корректно извлекать выгоду, не быть обворованным, беспроблемно продвигать себя и свою игру, а также не конфликтовать с теми, кто работает над тем же проектом, важно определять и закреплять эти ОИС в договорах и/или регистрировать каждый элемент на законодательном уровне. Только в таком случае каждый участник индустрии будет играть по общепринятым правилам, сможет беспрепятственно работать и чувствовать себя защищённым.
В цифровую эпоху правовые возможности, как и запреты по ОИС, растут. Поэтому их важность в игровой индустрии трудно переоценить — это буквально необходимость», — отметили юрисконсульты ООО «СКИЛБОКС» Анна Антонова и Ростислав Меликов.
В то время как традиционные гиганты отрасли обычно знакомы с понятием интеллектуальной собственности (ИС), многие более мелкие команды и инди-студии не знают о важности защиты своих бизнес-интересов. Однако все разработчики, независимо от размера команды, должны обладать базовым представлением о том, что такое интеллектуальная собственность и как защитить права на неё. Кроме того, регистрация прав на ИС добавляет ценности проекту и обеспечивает студии доверие потенциальных инвесторов.
Почему интеллектуальная собственность — это важно?
Студии вкладывают огромное количество усилий, времени и денег в свои проекты. Часто может потребоваться несколько лет, чтобы разработать и выпустить новую игру. Защита уникальных элементов вроде названия и персонажей имеет решающее значение для получения максимальной коммерческой выгоды от проекта. Это также мешает другим людям монетизировать чужие идеи, а разработчикам — копировать уникальных персонажей или выпускать игры с похожим сюжетом.
Кроме того, если студия захочет продать свою игру или себя одному из гигантов индустрии, наличие зарегистрированных прав на интеллектуальную собственность повысит стоимость сделки и сделает проекты такого разработчика более привлекательными для инвестиций. Доход студии также может быть увеличен за счёт продажи третьей стороне лицензий на право использования её интеллектуальной собственности.
Объекты интеллектуальной собственности
Главная цель ИС — зарегистрировать интеллектуальные права на какого-либо субъекта. Им может быть как индивидуальный разработчик, так и компания. Это помогает создать юридическую полноту владения проектом, что впоследствии поможет при построении взаимоотношений с инвесторами. Важно понимать, что и каким образом можно собрать.
«Сначала нам необходимо определить объекты интеллектуальной собственности, которые возникают при разработке игры.
Давайте выделим два вида ОИС:
Первый вид — ОИС, возникающие в процессе создания игры. Например, программный код самой игры, тексты, музыкальное сопровождение, изображения, видеоролики, которые используются в игре, модели персонажей, локаций и уровней, целые визуальные образы и их части. Это в большинстве случаев объекты авторского права, или «произведения» — так они именуются в Гражданском кодексе РФ. Такие виды ОИС не подлежат обязательной государственной регистрации, но для защиты прав можно запатентовать технические алгоритмы, которые используются в игре.
Второй вид — ОИС, регистрируемые не в целях коммерческого продвижения игры, а для создания бренда. Например, товарный знак. В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы название и логотип игры, названия миров, имена персонажей, изображения персонажей или других игровых элементов. Яркими примерами служат «Человек-паук», новый виртуальный амбассадор Samsung по имени Сэм и вселенная Warhammer 40,000. К такому типу ОИС можно отнести и торговые марки — наименования тайтлов или игровых линеек.
Данные объекты необходимо регистрировать в государственных органах. В РФ это Роспатент. В других странах необходимо изучить национальное законодательство, прежде чем идти в нужную государственную структуру», — поясняют Антонова и Меликов.
При этом регистрация второго вида ОИС — дополнительно созданной интеллектуальной собственности — требует финансовых вложений и может быть роскошью для небольших инди-студий.
Кто вы в мире геймдева? Мини-курс для тех, кто хочет делать игры
На бесплатном мини-курсе вы попробуете себя в роли геймдизайнера, 2D-художника, разработчика игр на Unity и выберете профессию, которая подходит именно вам.
Узнать подробнее