Образование #Статьи

24 августа, 2025

Что такое естественная история и в какие учебные предметы она превратилась / Skillbox Media

В гимназиях XIX века существовал такой предмет — «естественная история». Что это было и куда исчезло?

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Естественная история — это системное научное изучение природы в естественной среде. По сути, это синоним естествознания с той лишь разницей, что естественная история концентрируется на биологии и геологии, опирается скорее на наблюдение, а не на эксперимент, и ею занимаются чаще всего любители — их называют натуралистами. Есть и другая разница между этими понятиями. Рассказываем, как появилась естественная история, почему так странно называется, на каком этапе превратилась в естествознание и почему каждый прогрессивный и либеральный интеллектуал XIX века был практически обязан увлекаться этой сферой знаний.

Пьер БелонИзображение: La médecine internationale, 1908. Paris Interuniversity Library of Health

Название это появилось от множества трудов, которые писали мыслители эпохи Ренессанса. Эти книги объединяли разрозненные сведения по зоологии, ботанике, метеорологии, геологии, истории и археологии и назывались «историями». Например, «Естественная история птиц» Пьера Белона, «Чудесная история растений» Клода Дюре, «История змей и драконов» Улиссе Альдрованди и так далее.

Надо понимать при этом, что это не были научные труды в полном смысле слова. Авторы сочетали довольно точные наблюдения с мифологическими сведениями из прошлого. Так, в группу таких сочинений попадали и «истории душ и страстей». Естественно, в таких книгах было много ненаучного, вроде суждения по аналогии, присущего средневековой традиции. Например, в них могли утверждать, что раз грецкий орех похож на мозг, значит, им можно лечить травмы головы.

Как естественная история стала естествознанием

В XVI–XVII веках эпоху Возрождения сменила эпоха Просвещения, а в Европе случился научный переворот. Учёные от чтения древних направились к самостоятельному поиску истины, а главным методом их стали не логические построения, а эксперименты.

Научное знание в это время всё больше становилось практико-ориентированным. Быстро развивались аптекарское и врачебное дело, учёные люди постоянно уточняли и обновляли картину мира. Гремели имена и натурфилософов, и естественноисториков: Коперника, Парацельса, Браге, Бэкона (он определял естественную историю как отдельную дисциплину), Декарта, Ньютона, Лейбница и других.

В это время сформировалось естественно-историческое сообщество, развивалось коллекционирование всяких диковин (фактически это была ранняя форма музеев), стали появляться ботанические сады, гербарии, а позднее — кунсткамеры и зоологические музеи. Научные общества, по сути, кружки единомышленников, стали перерастать в академии. Всё это происходило в противовес устаревшим университетам, которые не могли отойти от схоластики: естественная история там была растворена в медицине, теологии и философии.

Читайте также:

9 фактов о первых университетах

Постепенно учёные узнавали о природе всё больше, появилась необходимость систематизировать знания. В итоге в середине XVIII века Карл Линней создал первую действительно научную классификацию растений и животных.

Наука становилась всё более светской, начался переход к рационализму. С начала XVIII до конца XIX века были открыты фундаментальные законы природы, началась промышленная революция. Особенно богатым на научные прорывы стало XIX столетие: появилась атомно-молекулярная теория, периодическая система химических элементов, геологические и географические карты, клеточная теория, микробиология, генетика, сравнительная анатомия, эмбриология, эволюционизм, электромагнитная теория, радиоактивность.

На это же время пришёлся и конец естественной истории как дисциплины. Уже во второй половине XVIII века она утратила позиции, уступив место естествознанию — тоже корпусу академических наук. Часть сюжетов естественной истории стала рассматриваться как ненаучное, художественное, дидактическое или дилетантское знание о природе. На базе же остальных сформировались отдельные дисциплины: ботаника, геология, микология, палеонтология, физиология, зоология и так далее.

Но в англоязычных странах термин Naturalis historia прижился и используется до сих пор. Опыт систематики знаний из различных сфер естественной истории и сегодня влияет на науку, например в областях экологии и эволюционной биологии. Более того, на основе отдельных дисциплин, когда-то отделившихся от естественной истории, появляются новые междисциплинарные отрасли. Например, биофизика, космическая биология, биогеохимия и другие.

Как естествознание пришло в Россию и стало модным

В доимперской России естественно-научные знания ограничивались отдельными переводами европейских сочинений, а также собственными описаниями и «чертежами» осваиваемой Сибири (так называли карты на Руси в допетровскую эпоху).

По-настоящему естественная история пришла в Россию при Петре I. В новой столице Санкт-Петербурге появились публичные библиотеки, Медицинский парк на Аптекарском острове и Кунсткамера — один из первых естественно-исторических музеев в Европе. А Готфрид Лейбниц стал одним из главных советников первого российского императора во время создания Санкт-Петербургской академии художеств и наук. С неё начались естественно-исторические и анатомо-физиологические исследования в России. Сначала ими занимались иностранные учёные, приглашённые императорами и императрицами, а затем и российские исследователи.

Научная терминология в России тогда только формировалась. Эту область знаний могли называть и «естествословием», и «естествоведением», и «натуральной историей». Ботанику вообще называли тогда прозябословием (от «прозябание» — «растительность») и так далее.

В школы эти науки пришли не сразу, и то не во все. В первом уставе гимназий и училищ уездных и приходских училищ 1828 года вообще не было подобных предметов. А вот в пореформенном уставе гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения 1864 года в курсе классических гимназий фигурирует «естественная история (краткое наглядное объяснение трёх царств природы)», а в курсе реальных гимназий — «естественная история с присоединением к ней химии», причём в большем объёме, чем в классических. А в новом уставе, принятом всего спустя пять лет после этого (в 1871 году), вместо естественной истории присутствует уже «краткое естествоведение».

Константин Ушинский Фото: Государственный архив Ивановской области

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее