Чем полезно задание «сделайте подкаст по теме» / Skillbox Media
Такая задача, если она даётся группе, стимулирует исследовательское обсуждение — а оно важно для понимания темы.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеРассказываем про эксперимент, который провели в норвежской школе научный сотрудник Университета Ставангера Гунвальд Дверснес и профессор Университета Осло Марте Бликстад-Балас. Свои выводы они опубликовали в статье «Потенциал подкастов в исследовательском обсуждении в условиях старшей школы».
Что такое исследовательское обсуждение
Диалог или обсуждение — инструменты активного обучения. По своей сути обсуждения бывают разными. Гунвальд Дверснес и Марте Бликстад-Балас в основу своего исследования положили классификацию, предложенную британским педагогом Дугласом Барнсом. Барнс разделяет разговоры и обсуждения учеников на два типа:
- Исследовательское обсуждение. Это формат, в процессе которого участники формулируют идеи или мнения — пробуют рассмотреть предложенную им тему или предмет с разных сторон, предлагают аргументы, задаются вопросами. Речь в этот момент скорее неуверенная, прерывистая. В процессе беседы можно не закончить высказывание, взять паузу или прерывать друг друга, подхватывать мысль другого участника. Например, когда учитель спрашивает: «Как вы думаете, о чём это стихотворение?», а ученики начинают отвечать, на ходу перебирая идеи, спорят, — это будет скорее исследовательское обсуждение.
- Презентационное обсуждение или презентационная речь. Это формат, в котором презентуются уже готовые идеи. Фокус в презентационном обсуждении делается на слушателях — на том, как лучше донести до них основные мысли. Презентационный тип характерен для ситуаций, когда ученик должен рассказать тему, с которой уже хорошо знаком, — например, сделать доклад, обобщить всё, что понял о какой-то теме из разных источников.
Сам Барнс подчёркивал: в обучении важны оба типа обсуждения, и исследовательский, и презентационный. Однако, по его мнению, педагоги склонны слишком быстро переходить к презентационным обсуждениям — когда сами ученики ещё находятся на стадии усвоения новой идеи, темы или концепции. Чтобы действительно их усвоить, людям требуется то, что Барнс называет «работой над пониманием»: возможность посмотреть на уже существующие знания в новом свете, соотнести полученную информацию со своим опытом. Такую работу, подчёркивает Барнс, могут проделать только сами ученики. Исследовательское обсуждение как раз помогает этому.
Читайте также:
Как уже имеющийся бэкграунд влияет на запоминание новых знаний?
Научные работы, проанализированные норвежскими учёными, показали, что исследовательское обсуждение действительно несёт значительную пользу для обучения: помогает развить навыки рассуждения и аргументации, приводит к качественной групповой работе, улучшает способность вести диалог в разных сферах — от литературы до математики — и позволяет ученикам распознать ценность высказывания своего мнения.
Как связаны исследовательское обсуждение и подкасты
Учёные отмечают, что обсуждение не становится «исследовательским» само по себе: просто объединить учеников в группы и предложить им поговорить недостаточно. Потребуется поддержка со стороны педагога, установка правил взаимодействия друг с другом, атмосфера сотрудничества и, конечно, верно спроектированные учебные активности. Одной из таких активностей как раз и может быть запись подкастов.
В течение последних десяти лет исследователи и преподаватели активно изучают пользу как прослушивания, так и создания подкастов. Последнее считается вполне удачной формой задания-проекта. С одной стороны, это помогает школьникам и студентам погрузиться в настоящую исследовательскую работу, а с другой — учит их, как можно преподнести плоды своего труда. Да и просто это увлекательный процесс.
Гунвальд Дверснес и Марте Бликстад-Балас решили проверить, может ли подготовка подкастов стать хорошим драйвером для исследовательского обсуждения среди школьников. Для этого провели эксперимент и сравнили, как распределяется доля исследовательских и презентационных обсуждений в ходе выполнения такого задания и как ребята вообще взаимодействуют друг с другом.
Читайте также:
Необычные методы обучения: 5 способов сделать уроки нескучными и вовлекающими
В эксперименте участвовали тридцать 16-летних подростков, учащихся в одной из норвежских средних школ, и их учительница литературы. Она дала классу задание: в небольших группах подготовить и записать аудиоподкаст длительностью 10–15 минут.
Ребята должны были выбрать и обсудить перед микрофоном стихотворение современного автора из заранее подготовленного списка. Туда включили только те произведения, на которые ещё не появилось рецензий или отзывов в интернете, чтобы у подростков не было возможности просто подсмотреть «верный ответ».
Эксперимент проходил чуть больше месяца:
- За две недели до старта учительница развесила в классе постеры с правилами исследовательского обсуждения (их разработал один из авторов исследования Гунвальд Дверснес). Среди них, например, активное слушание других, призыв дополнять идей друг друга, критическое, но уважительное отношение к чужому мнению и способность аргументировать свою позицию. Учительница периодически напоминала ребятам об этих правилах в течение эксперимента.
- Первую неделю посвятили теоретической подготовке: учительница рассказала ребятам, как вообще устроен анализ поэзии, какими стилистическими средствами пользуются поэты, чтобы донести свою мысль до читателя.
- Во вторую и третью недели шла работа над подкастами в группах. Всего групп получилось восемь — по 3–4 человека. Все обсуждения записывали и в дальнейшем анализировали исследователи. Каждая группа провела шесть встреч для обсуждения, подготовки и записи подкаста.
- В течение четвёртой недели ребята финально оформляли и доделывали свои подкасты. Хотя исследователи не указали, чем именно закончилось задание для самих школьников, можно предположить, что они презентовали их перед классом.
В результате исследователям удалось получить записи примерно 50 часов бесед школьников друг с другом в процессе подготовки выпусков. Сначала эти записи разделили на два типа: личные и рабочие обсуждения. Затем последние проанализировали и тоже разделили на два типа: где были презентационные и где были исследовательские обсуждения. К исследовательскому они отнесли дискуссии о смысле того или иного стихотворения, а вот к презентационному — работу, которую школьники выполняли уже после того, как определились с пониманием выбранного произведения.
Финальным этапом стал тщательный анализ записей двух групп школьников, которые чаще других использовали именно исследовательский тип обсуждений.
Прежде всего, оказалось, что автономность подросткам никак не вредит. В среднем 77% времени групповых встреч ребята посвятили именно рабочим задачам, а не личным разговорам. Конечно, от группы к группе этот показатель отличался — например, одна на сторонние беседы потратила 7% времени, а другая — 38%.
При этом исследователи выяснили, что во многом соотношение личных и рабочих разговоров зависело от того, какая по счёту это была встреча. Например, на третьей школьники чаще болтали о внеучебной жизни, а вот почти вся пятая встреча была посвящена работе. Хотя учёные такой феномен не объяснили, можно предположить, что к третьему обсуждению ребята успевали устать от темы, а к пятому — близкому к финалу — собирались с силами, чтобы доделать проект.
Что касается типа обсуждения, то презентационных разговоров в ходе обсуждения всё же было чуть больше, чем исследовательских. Чем ближе к завершению проекта, тем меньше ребята вели исследовательские обсуждения: их доля резко сокращалась уже на второй встрече — с 57,5% до 31%. А вот с презентационными разговорами всё было наоборот: если на первой встрече они занимали всего 14% времени, то на второй — уже 31%.
Хотя ребятам нужно было проанализировать лишь одно стихотворение, это оказалось для них непростой задачей, как показал контент-анализ разговоров тех двух групп, которые чаще использовали исследовательские обсуждения. Они не могли разобраться, кто в стихотворении лирический герой, в чём смысл и какова логика.
Читайте также:
Исследование: у студентов есть большие сложности с пониманием смысла текстов
Первые идеи учеников насчёт того, как справиться с этим заданием, были вполне стандартными. В одной группе решили поискать готовый анализ стихотворения в интернете (конечно, не нашли). В другой группе сконцентрировались в основном на поэтических приёмах, но, поняв, что они не могут их определить, школьники решили обратиться к учительнице.
Однако именно совместное обсуждение уводило ребят от простых решений: они продолжали размышлять над прочитанным, задавали друг другу вопросы, спорили, озвучивали первые пришедшие в голову мысли. Если один терялся, другой подхватывал его мысль или приводил контраргумент.
Всё это привело учёных к выводу, что подготовка подкаста с соблюдением ряда условий действительно может послужить полезным заданием для исследовательского обсуждения. Заметим: похоже, для этого очень важно, чтобы у школьников не было возможности схитрить и найти готовые идеи в интернете или нагенерировать их с помощью ChatGPT.
Какие преимущества есть у подкастов
У подкастов есть ряд преимуществ, которые могут быть полезны для образовательных задач, считают Гунвальд Дверснес и Марте Бликстад-Балас.
Во-первых, такое задание обеспечивает верную последовательность исследовательского и презентационного обсуждения. В результате школьники проводят ту самую «работу над пониманием» — сначала обсуждают тему, примеряют свои идеи и концепции, соотносят их с уже имеющимися у них знаниями и опытом, а уже затем презентуют то, что из этого получилось.
Авторы исследования подчёркивают, что это важно во всех сферах, но в обучении литературе особенно. Преподавание этого предмета нередко критикуют за крайности: вместо реального обсуждения смысла текста учителя концентрируются на конкретных литературных приёмах или им вообще достаточно услышать от учеников, какой эмоциональный отклик у них вызвало то или иное произведение.
«Мы считаем, что подкасты дают новую образовательную возможность найти золотую середину между этими позициями, поскольку исследовательская беседа — необходимое условие для того, чтобы выйти за рамки распознавания конкретных литературных приёмов, активно обсудить их и связать их с личными интерпретациями», — отмечают исследователи.
Во-вторых, подготовка подкастов даёт возможность сформировать собственную позицию и развить навыки аргументации. Благодаря групповой работе и исследовательской беседе школьники отходят от готовых шаблонных ответов к поиску собственных.
«Примеры исследовательской беседы в этом эксперименте показывают, что учащиеся демонстрируют неуверенность, пробуют возможные интерпретации, делятся идеями и задают друг другу открытые вопросы. Эти характеристики отражают аспекты исследовательской беседы, такие как предварительное исследование идей, совместное рассуждение и фактическое обсуждение между учащимися», — резюмируют учёные.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Интерактивное вопрошание: что это такое
- Описаны три коммуникативных формата, позволяющих развивать агентность студентов
- Фронтальный опрос в классе: как сделать так, чтобы увидеть «лес рук»
- «Прикольно оказаться в другой вселенной»: как из курса по литературе сделали спектакль-бот
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее