Белл-Ланкастерская система обучения: что она собой представляла / Skillbox Media
Эта система появилась из-за нехватки учителей и стала средством массового образования. А в России она тесно связана с... декабристами!
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеИз этой статьи вы узнаете:
- кто такие Белл и Ланкастер, в честь которых названа система обучения, и при чём здесь Индия, если метод английский;
- в чём суть метода обучения по Белл-Ланкастерской системе и почему она быстро захватила мир;
- как война с Наполеоном привела к популярности Белл-Ланкастерских школ в России;
- зачем эта система обучения понадобилась декабристам;
- почему император Александр I сначала очень заинтересовался ланкастерским методом, а потом разочаровался в нём;
- что произошло с Белл-Ланкастерской системой дальше.
Как появилась Белл-Ланкастерская система обучения
В XVIII веке на Западе началась промышленная революция: всё шире стало распространяться фабрично-заводское производство, из деревень люди устремлялись в города и становились рабочими. Первой страной на этот путь глобальных перемен встала Великобритания.
Вместе с индустриальным хозяйством стало развиваться и образование. В новом мире оно приобретало всё большую ценность: чтобы стать квалифицированным рабочим, простого знания своего ремесла было уже недостаточно — требовалась хотя бы элементарная грамотность. О необходимости массового образования в это время твердили и интеллектуалы-просветители, считавшие, что разум и справедливость возможны только там, где доступ к знаниям есть у каждого. Они популяризировали педагогические идеи.
Однако на пути к массовому образованию имелось одно большое препятствие: чтобы организовать его в кратчайшие сроки, не хватало учителей. Решением этой проблемы стало ученическое наставничество.
Суть подхода была проста: учителя обучают старших или наиболее способных учеников, а те, в свою очередь, по рекомендациям учителей занимаются с остальными детьми. Идея была в принципе не новой: аналоги взаимного обучения были известны ещё с древнейших времён. Например, похожим образом формировалась система тьюторства в Средние века.
Читайте также:
Как в средневековых университетах появились тьюторы и чем они занимались
Основные принципы этой методики в конце XVIII века сформулировал шотландский священник, служивший в британской Индии. Его звали Эндрю Белл (1753–1832), и он возглавлял приют для мальчиков-сирот в Мадрасе. Белл увидел, как индийцы обучают детей писать без всякой бумаги, просто чертя буквы пальцами на песке. Будучи стеснённым в средствах, он решить использовать этот метод в своём приюте, но идея не понравилась его помощнику. Тогда Беллу пришло в голову назначить помощником одного из самых способных учеников, доверив ему учить младших.
Постепенно Белл распространил эту практику на все классы, то есть самые успешные ученики становились наставниками для других. По возвращении в Англию Эндрю Белл описал свой опыт в небольшой брошюре. Его практика получила название «Мадрасская система обучения». Помогающих учеников Белл называл «ашерами» (английское слово usher как глагол означает «сопровождать», а как существительное — младшего учителя или помощника учителя).
Однако главным популяризатором взаимного обучения стал лондонский учитель Джозеф Ланкастер (1778–1838), открывший в 1798 году свою школу. Он проникся книгой Белла, адаптировал его методы к европейским реалиям того времени и стал применять их у себя.
Использовать эту систему Ланкастера тоже во многом заставила необходимость экономить. Плата за обучение в его школе была в два-три раза меньше, чем в других подобных учебных заведениях, а около трети учеников Ланкастера посещали занятия и вовсе бесплатно. В итоге Ланкастер не мог себе позволить пригласить достаточное количество учителей или платных помощников и вынужден был привлекать к преподаванию способных учеников.
В 1803 году Ланкастер рассказал о своей методике в брошюре «Усовершенствования в образовании…», которая и прославила взаимное обучение.
В честь двух своих главных создателей система взаимного обучения получила название Белл-Ланкастерской.
В чём суть Белл-Ланкастерской системы обучения
Основная фигура в Белл-Ланкастерской системе — ученик, которому учитель доверяет обучать других учеников. Это может быть старший по возрасту или просто наиболее способный ребёнок. Ланкастер называл таких учеников «мониторами» (от английского слова monitor — «наблюдатель»). Благодаря этому его систему стали называть «мониторной» (по-английски — monitorial). Так что в итоге один и тот же подход известен под несколькими названиями: и мониторная, и мадрасская, и Белл-Ланкастерская система, и просто Ланкастерская — всё это одно и то же. Применялась эта система в начальной школе.
Чтобы понять, как это работало, нужно учесть тогдашнее типичное устройство обычных школ: классов в привычном нам понимании этого слова не было, в одном и том же помещении могло находиться много детей разных лет обучения и заниматься разными уроками, а учитель и его помощник перемещались между ними, давая задания. В Белл-Ланкастерской системе учитель разбивал детей на группы по 6–10 человек для изучения конкретных тем (например умножения, чтения или написания слов по слогам) и над каждой такой группой ставил монитора — чаще всего ученика последних ступеней обучения, который уже сам хорошо умел читать, писать или считать. Если монитор несправедливо поступал с учеником, тот мог пожаловаться на это учителю.
В больших школах были младшие и старшие мониторы. Первые непосредственно обучали других детей, а вторые помогали учителю следить за порядком во время занятий.
Дети собирались полукругом возле монитора и изучали с ним тему. В качестве пособий использовали наглядные таблицы, иногда похожие на опорные схемы, а также доски для письма. Учитель же только управлял процессом, причём делал это с помощью так называемого телеграфа — табличек с указаниями для мониторов. Перед тем как отдать какую-то команду, педагог привлекал внимание своих помощников специальным звонком.
Программа обучения была разбита на два больших предметных отдела: чтение с письмом и арифметика. Каждый из них состоял из отдельных мелких этапов (классов), посвящённых усвоению конкретных навыков. Например, на третьей ступени второго (арифметического) отдела изучали вычитание, на четвёртом — умножение, на пятом — деление и так далее. Каждый месяц учитель принимал у учеников экзамены, решая переводить ли их на следующую ступень.
В своих школах Ланкастер ввёл целую систему награждений и наказаний. Успешных учеников и мониторов стимулировали различными знаками отличия и «похвальными билетами», которые раз в неделю можно было обменять на что-то полезное. Например, на абонемент в библиотеку (в то время, задолго до появления кинематографа, возможность прочитать приключенческую книжку воспринималось действительно ценной наградой) или даже на деньги (правда, на символическую сумму). Обеспечить учеников такими «бонусами» Ланкастер смог благодаря поддержке, которую его школа вскоре получила от общественных организаций.
Что касается системы наказаний, то современного человека она способна шокировать, но для типичных школ той эпохи не была чем-то из ряда вон выходящим. Изучавший ланкастерские школы в Великобритании в 1810-е годы Иосиф Гамель описал лишь относительно мягкие варианты наказаний, хотя они бывали унизительными — проказников и нерадивых учеников лишали похвальных билетов, оставляли в классе на полчаса после окончания занятий, в течение месяца зачитывали их имена в классе по окончании уроков (что, конечно, влекло насмешки со стороны одноклассников), а того, кто явился в школу в неопрятном виде, могли заставить умываться публично. Но сам Ланкастер писал о гораздо более жестоких наказаниях, считая их при этом мягкой альтернативой «обычным телесным», то есть битью розгами. Например, ребёнку, который постоянно крутится по сторонам во время занятий, могли подвесить на шею тяжёлое поленце, а за беготню по классу обуть в колодки, а то и вовсе подвесить его в мешке или корзине к потолку.
Правда, за пределами той школы, где Ланкастер преподавал лично, такие ужасы не прижились, потому что их не одобряло английское Национальное общество содействия образованию бедных на принципах государственной церкви. Именно эта организация и стала главным инициатором распространения ланкастерской методики обучения по всей стране.
Ланкастер всячески пропагандировал свой метод обучения с мониторами как универсальный. Он проводил впечатляющие демонстрации — занятия одновременно с несколькими сотнями учеников. Ему даже удалось заручиться поддержкой короля Георга IV.
Как Белл-Ланкастерская система стала массовой
Система обучения с минимальным количеством учителей за счёт привлечения к процессу лучших учеников оказалась очень удачной для своего времени. Она позволяла давать образование дешевле и быстрее. По подсчётам французских специалистов того времени, на обучение тысячи детей обычными методами требовалось четыре года и 144 тысячи франков, а по Ланкастерской системе — два года и 9,5 тысячи франков. Кроме того, благодаря перераспределению обязанностей один учитель мог работать с большим количеством детей.
Это сделало обучение по Белл-Ланкастерской системе действительно массовым. Она отлично подходила школам для самых бедных и для огромного числа людей стала единственной возможностью получить хоть какое-то образование.
При этом считалось, что система не только снижала нагрузку на учителя, но и позволяла детям лучше усваивать материал: мониторам — за счёт повторения пройденного, остальным — за счёт получения более понятного, чем от учителя, объяснения от сверстника. Правда, в реальности картина не была столь радужной, но об этом расскажем чуть позже.
Белл-Ланкастерская система в короткие сроки стала популярной и получила поддержку властей, а также благотворительных обществ, заинтересованных в массовом просвещении простых людей. Так, в школах взаимного обучения, работавших только под покровительством Национального общества содействия образованию бедных на принципах государственной церкви в Великобритании, к 1817 году обучалось более 200 тысяч детей. Подобные учебные заведения стали открываться и в других странах: Франции, Дании, США, Италии, Бельгии, Австралии. Большую популярность «Ланкастерская метода», как её называли тогда, снискала и в России XIX века.
В чём же заключались недостатки этой методики? Они очевидны: ребёнок, который и сам ещё учится, не в состоянии полностью заменить учителя. Мониторы запросто могли объяснять предмет неправильно, и у них с «подопечными» случались обычные детские и подростковые конфликты. Вот как писал об этом педагог Дмитрий Семёнов, сам в детстве учившийся в школе, устроенной по такой модели в России:
«Всё учение не имело никакого развивающего характера, а вдалбливалось мониторами; дети, как попугаи, повторяли за монитором, пока не усваивали „учёбу“. Вместе с взаимной системой обучения в широких размерах практиковались и взаимная система наказаний и взяточничества». Под «взяточничеством» Семёнов имел в виду, что мониторы, пользуясь своей властью в группах, вымогали булочки, яблоки и копейки у подопечных.
Кроме того, отстранённость учителя от учебного процесса могла приводить к недостатку внимания со стороны взрослых и потере мотивации у учащихся.
И далеко не все родители были довольны тем, что их детей привлекают к преподаванию, то есть фактически к бесплатному труду. Ведь получалось, что мониторы были заняты вдвойне: и собственной учёбой, и обучением своих подопечных, особенно если помогали они не одноклассникам, а ребятам помладше (тогда, помимо своих занятий, они посещали занятия малышей).
Как ланкастерские школы появились в России и вскоре закрылись
В России ланкастерскими школами заинтересовались и общественники, и чиновники. А начало этому положила, как ни странно, российская армия. Военные командиры познакомились с этой системой обучения в ходе заграничного похода 1813–1814 годов, который стал следствием войны с Наполеоном. Некоторые командиры, заприметив эту методику, стали применять её для обучения своих солдат как военным наукам (например, обращению с новым оружием), так и Закону Божьему, грамоте и арифметике.
Центральная власть поддержала начинание, и в 1818 году «ланкастерскую методу» приняли за основу обучения в российских начальных военных училищах. К 1819 году ланкастерские школы работали в 61 воинской части, в том числе в Павловском, Преображенском, Московском, Егерском, Кавалергардском, Черниговском полках, а в 1822 году их посещали 87 тысяч кантонистов.
Либерально настроенные дворяне-меценаты стали открывать школы для бедных, устроенные по типу ланкастерских. Например, в 1819 году с благоволения императора Александра I заработала сиротская школа графа Николая Румянцева в Гомеле, которую обустроил специально для этого вызванный из Англии Джеймс Артур Герд, педагог и специалист по Белл-Ланкастерскому обучению, ставший в России Яковом Ивановичем. Примеру Румянцева следовали и другие дворяне: Левашовы, Тютчевы, Пассеки.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее