Что такое цикл Колба и почему его часто понимают и применяют неправильно / Skillbox Media
Рассказываем про самый знаменитый методический фреймворк для выстраивания программ обучения взрослых.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеСхема, иллюстрирующая модель обучения через опыт, — цикл Колба — знакома, пожалуй, каждому разработчику учебных программ для взрослых людей. В этой статье расскажем, как сложная и глубокая работа специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба свелась к простой схеме из четырёх этапов и почему это не совсем правильно.
Как связаны цикл Колба и модель опыто-ориентированного обучения
Цикл Колба — один из базовых элементов большой модели опыто-ориентированного обучения, которую разработал Дэвид Колб, американский теоретик обучения взрослых.
Первая версия цикла появилась в книге Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development («Обучение на основе опыта: опыт как источник обучения и развития») в 1984 году. На русском она не издавалась. В этой книге Дэвид Колб описал модель опыто-ориентированного обучения. Если коротко, то суть её в том, что обучение стоит воспринимать как непрерывный процесс. В основе этого процесса — трансформация личного опыта человека. Знание формируется параллельно трансформации опыта и зависит от индивидуальных особенностей учащегося и среды, в которой он находится.
Дэвид Колб развивал и углублял эту концепцию несколько десятилетий, начиная с восьмидесятых годов, написал нескольких книг и ряд научных статей в её поддержку. А ещё он основал и возглавил институт Experience Based Learning Systems (EBLS), который занимается поддержкой исследований и практик в области опыто-ориентированного обучения.
Колб, однако, не был пионером обучения, основанного на опыте. Его заслуга в том, что он обобщил и совместил уже существовавшие исследования и подходы. В частности — труды Джона Дьюи, Курта Левина, Жана Пиаже и других учёных.
Колб описал трансформацию опыта при обучении через цикл из проб и ошибок и выделил в этом процессе четыре этапа:
- конкретный опыт;
- рефлексивное наблюдение;
- абстрактная концептуализация;
- активное экспериментирование.
Это и есть знаменитый цикл Колба. При этом эффективное обучение, по мнению автора концепции, случается, когда студент проходит через все этапы цикла.
Важно понимать, что этим четырёхфазным циклом модель опыто-ориентированного обучения не ограничивается. В теории Колба есть второй объёмный блок — про учебные стили. Идея в том, что каждый человек в зависимости от особенностей внутренних когнитивных процессов, сформированных ранее учебных привычек и предпочтений тяготеет к более знакомым ему способам осваивать новое. Ему легче учиться, используя один или другой индивидуальный подход, выстраивая ту или иную стратегию.
Колб назвал эти предпочтения учебными стилями, классифицировал их и предположил, что они влияют на движение студента по фазам цикла обучения.
Изначально стилей было четыре, в более поздней версии модели их стало девять. Здесь мы не будем их рассматривать — это тема для отдельной статьи, потому что к разделению обучения на стили отношение сейчас неоднозначное (много критики). Мы сосредоточимся именно на цикле Колба. Кстати, эта часть модели удачно описана в третьей главе книги Сони Смысловой «Проектирование образовательного опыта».
Тем не менее стоит помнить о том, что в оригинальной теории Колба цикл обучения существует не сам по себе, а как часть большой модели. Дэвид Колб как бы накладывает стили обучения на цикл, и получается ещё более сложная мозаика.
Читайте также:
Аудиалов, визуалов и кинестетиков надо учить по-разному: правда или миф?
Сергей Жданов, тимлид методистов направления «Высшее образование» в Skillbox, подчёркивает: Колб не просто рассказал про технологии обучения или изобрёл новый фреймворк для проектирования от опыта — он дал читателям сильную и системную теоретическую базу.
Во-первых, в книге Experimental Learning Колб не просто сослался на работы Дьюи, Пиаже и Левина, а провёл детальный разбор этих моделей и их теоретических оснований. Потом он сделал шаг в сторону нейронаук и посвятил часть второго издания книги объяснению работы человеческого мозга в процессе познания. Также поставил в своей работе фундаментальный вопрос о том, как устроена структура знания, и предложил читателям свою концепцию.
Во-вторых, учёный обоснованно сформулировал шесть принципов опыто-ориентированного обучения. Среди них широко известный тезис о том, что обучение — непрерывный процесс формирования знания. Есть и менее узнаваемые, но тоже важные принципы. Например, тезис о том, что что обучение — процесс разрешения человеком конфликтов между разными точками зрения на мир и что его можно рассматривать как своеобразный процесс адаптации к сложной и противоречивой окружающей действительности.
В-третьих, со временем Колб разобрал и опроверг несколько распространённых аргументов, которые встречаются в критической литературе про модель обучения от опыта. Например, некоторые считают, что автор игнорировал культурный, исторический и социальный аспекты в обучении. На самом деле Колб рассматривал их как составную часть внутреннего опыта студента, также влияющую на процесс обучения.
Наконец, объясняет Сергей Жданов, кроме того, что Колб сформировал сильную теоретическую базу, он разобрал в модели конкретные контексты применения своих наработок. В книге есть главы про место опыто-ориентированного обучения в высшем образовании, профессиональном и личном развитии человека, в концепции lifelong learning (обучения в течение всей жизни).
Как используют цикл Колба в разработке программ обучения
Методисты и педагогические дизайнеры применяют цикл Колба как фреймворк для выстраивания программ обучения взрослых. То есть проектировщик обучения видит свою задачу в том, чтобы создать студенту условия для трансформации его личного опыта по этапам цикла Колба. Считается, что в этом случае обучение пройдёт успешно, новое знание сформируется и учебные цели будут достигнуты.
Цикл Колба применяют прежде всего для синхронных офлайн- и онлайн-тренингов и занятий. Но этот цикл или его элементы задействуют и при разработке асинхронных онлайн-курсов тоже. Модель широко распространена в университетах, в корпоративном и дополнительном профессиональном обучении и развитии.
Читайте также:
Синхрон или асинхрон? Какой формат выбрать для своего курса
В чём новаторский подход обучения от опыта
Соня Смыслова в книге «Проектирование образовательного опыта» рассматривает концепцию Дэвида Колба как практическое воплощение прогрессистского подхода к обучению взрослых.
Поясним подробнее. До ХХ века в образовании был распространён формалистский подход. Формалисты считали главной целью образования передачу человеку навыков и знаний, необходимых для успеха в обществе или профессии. Прогрессисты же считают, что главная цель образования — научить человека критически мыслить, решать постоянно встающие перед ним новые задачи. Однако раньше эти идеи выглядели довольно абстрактными.
Колб воплотил идеи прогрессистов в практической модели опыто-ориентированного обучения, приложил много усилий для её популяризации и тем самым сделал прогрессистский подход мейнстримом.
Кроме того, если говорить о проектировании и исследовании обучения, то эта модель сместила фокус с достижения результатов на конструирование самого процесса обучения и опыта человека в нём. Центральное положение его теории в том, что знание нельзя просто взять и передать от одного к другому, оно формируется индивидуально.
Четыре этапа цикла Колба
Согласно Колбу, учащийся формирует собственное знание, чередуя шаги получения опыта и трансформации этого опыта. Под получением опыта Колб подразумевал какую-то информацию, которую воспринимает студент. А под трансформацией — то, как именно учащийся усваивает, интерпретирует и использует эту информацию.
В цикле Колба всего четыре этапа или фазы, как их ещё называют. За получение опыта отвечают два этапа:
- конкретный, то есть непосредственный опыт (Concrete Experience, CE);
- абстрактная концептуализация (Abstract Conceptualization, AC).
За трансформацию опыта отвечают другие два:
- рефлексивное наблюдение (Reflective Observation, RO);
- активное экспериментирование (Active Experimentation, AE).
Разберём их подробнее.
Почему цикл Колба не волшебная таблетка
Концепция Колба сейчас поддерживается современным образовательным сообществом как одна из основных, моделирующих обучение взрослых. Но это не означает, что любое обучение легко можно спроектировать по циклу Колба и таким образом гарантировать, что учебные цели будут достигнуты.
Елена Тихомирова, основатель и генеральный директор eLearning center, отмечает, что цикл Колба — лишь один из инструментов проектирования и применять его при создании программ обучения стоит не всегда. Елена считает, что цикл Колба применим в определённом контексте, при этом вполне успешное обучение можно спроектировать и не опираясь на этот цикл, если основываться на предварительном анализе запроса на обучение.
«Для любого проектирования главное то, что мы делаем на старте, как смотрим на задачу обучения. По результатам такого предварительного анализа мы можем прийти к выводу, что нам нужно полноценное обучение по циклу Колба. А можем осознать, что достаточно, например, просто разослать напоминалку сотрудникам (имеется в виду — если это корпоративное обучение. — Ред.). Никакой инструмент не работает универсально, всегда и для всех ситуаций».
Перечислим четыре барьера для применения цикла Колба — то есть те самые ситуации, когда он не нужен.
Действительно ли непосредственный опыт так необходим и критично важен для обучения, что без него оно вообще не случится? Нет, есть ситуации, в которых мы не будем проектировать обучение по циклу Колба, поскольку непосредственный опыт может нанести вред студенту.
«Мы не можем для получения конкретного опыта отправить оператора ядерной станции экспериментировать с кнопками, врача — делать операцию без подготовки, — приводит пример Елена Тихомирова. — Здесь нужна сначала теория, а потом практика в безопасной среде и практика под надзором. И только потом можно пойти в цикл Колба».
Сергей Жданов приводит в пример просветительские научно-популярные курсы и лекции по искусству. В обучении такого рода цикл Колба может быть излишним, потому что здесь важно только передать слушателям новую информацию, расширить их кругозор, стимулировать интерес к теме.
Сергей добавляет, что эта концепция сложно ложится и на трансформационные программы, ориентированные на изменение ценностей студента.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее