Инженерное образование: как оно меняется / Skillbox Media
Все знают, что стране нужны инженеры, способные отвечать на современные технологические вызовы. Но как их учить?
Содержание:
Научитесь: Менеджер по обучению и развитию персонала
Узнать большеИз этой статьи вы узнаете:
- какие семь групп инженерных специальностей выделяют эксперты и какие компетенции сейчас важнее всего;
- нормально ли, если будущего инженера учат модным софт-скиллам, а потом он слышит: «Ты — бурильщик»;
- что представляет собой модель адаптации программы обучения инженеров под новые потребности экономики;
- какой навык надо сначала сформировать у вузовских преподавателей, чтобы они могли растить инновационные кадры.
В начале июня завершился приём заявок на участие в федеральном проекте «Передовые инженерные школы». Напомним, его организуют Минобрнауки, образовательный центр «Сириус» и высокотехнологичные компании. В рамках проекта планируется создать 30 инженерных школ на базе университетов, прошедших отбор. Цель: к 2030 году эти учебные заведения должны выпустить 40 тысяч востребованных специалистов для высокопроизводительных секторов экономики — машиностроения, ядерной, электро- и теплоэнергетики, авиационной и ракетно-космической отрасли и других.
Одна из особенностей проекта — тесное взаимодействие вузов с крупными предприятиями. Так, согласно информации на официальном сайте, «преподавателями станут действующие инженеры, активно повышающие квалификацию в высокотехнологичных компаниях». А ключевой целью программы заявлена помощь в трудоустройстве выпускников.
Этот проект стал темой для дискуссии на IV образовательной конференции «Мы в будущем», организованной «Газпром нефтью». Приглашённые эксперты обсудили, чем подготовка инженеров будущего отличается от старых подходов, чему и как учить молодых специалистов и опытных руководителей инженерного профиля, какие точки соприкосновения могут найтись между вузами и бизнесом. Дискуссию под названием «Инженерные школы будущего. Интеграция науки, бизнеса, образования для адаптации к вызовам настоящего и будущего» можно посмотреть на сайте конференции. А мы приводим главные тезисы экспертов.
Какие инженеры нужны современной экономике
Россия нуждалась в современных инженерных кадрах и раньше, но теперь потребность в них по очевидным причинам резко увеличилась: после ухода с рынка многих зарубежных поставщиков технологий возросла необходимость в собственных разработках, особенно в промышленности.
Модератор Илья Алябушев, федеральный эксперт по внедрению системной работы в командах руководителей и сотрудников, начал дискуссию с вопроса: а какие именно инженеры нужны современной экономике?
Директор Евразийской политехнической школы Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) Денис Гулин рассказал, что в его учебном заведении выделяют семь групп инженерных специальностей:
- инженер-исследователь;
- инженер-конструктор;
- инженер-проектировщик;
- инженер-технолог;
- инженер по эксплуатации;
- цифровой инженер;
- инженер по трансферу.
В соответствии с этими категориями, считает Денис, можно разрабатывать образовательные треки и программы, составлять блоки компетенций для студентов.
Читайте также:
Хочу переучиться на другую профессию бесплатно. Как это сделать?
Михаил Никулин, генеральный директор «Газпромнефть — Промышленные инновации», подтвердил, что с точки зрения бизнеса именно так выглядит необходимый набор ролей для создания промышленных технологий — от рождения идеи и прототипирования до производства и применения готового решения.
Читайте также:
DQ: что такое цифровой интеллект и важен ли он в современном образовании
А Наталья Шумкова, заместитель декана Высшей школы бизнеса и директор центра корпоративного обучения НИУ ВШЭ, добавила, что современному специалисту никак не обойтись без универсальных компетенций на стыке разных функций. Допустим, человек отлично программирует на Python, то есть у него развит «хардовый» навык, но при этом он не понимает, как его код встраивается в общий цифровой продукт и для чего последний нужен в конкретной организации. Это проблема для работы. Как и ситуация, если специалист не может объяснить что-то на управленческом или «простом человеческом» языке, разложить финансовые последствия.
«Мы стоим на концепции софт-, хард-, диджитал- и управленческих компетенций, и понятно, что в зависимости от уровня руководителя или специалиста нужен разный набор, разный объём тех или иных компетенций», — подытожила Наталья.
Также она поддержала мнение Марса Хасанова о необходимости системного мышления и отметила, что для современных инженеров очень важны клиентоцентричный взгляд и видение результата в долгосрочной перспективе.
Читайте также:
Как развить в студентах кросс-дисциплинарность
Как вузы перестраивают подготовку инженеров
Чего сами студенты ожидают от обучения на инженера и способны ли вузы подстроиться под сегодняшние запросы учащихся и бизнеса?
Денис Гулин по этому поводу заметил, что студентам всех специальностей сейчас важна понятная образовательная траектория. Они хотят знать, какие перспективы их ждут после обучения, на какие вакансии и какую зарплату можно рассчитывать.
В процессе обучения, по словам Гулина, студенты хотят индивидуализации образовательного маршрута и чтобы «технологии, в том числе педагогические, которые используются в вузе, были передовыми». А также — решать реальные производственные задачи. То есть учиться на практике.
Читайте также:
«Пирамида Дейла»: правда ли, что обучение на практике лучше любой теории?
То же самое, считает спикер, относится и к выпускникам бакалавриата, поступающим в магистратуру, и к специалистам, получающим дополнительное профессиональное образование. У работодателей запросы тоже схожие: «Им за ограниченный период времени также нужно получить человека, который без проблем встроится в их систему разделения труда, понимая, как работают другие „шестерёнки“».
Денис Гулин рассказал о разработанной в УГНТУ модели адаптации программы обучения инженеров под новые потребности экономики. Она визуализируется в виде куба с тремя основными осями:
- предметная область — например, нефтегазовое дело, химические технологии, машиностроение;
- сквозные технологии, такие как 3D-моделирование, большие данные, прототипирование;
- дополнительные навыки, в которые входят управление проектами, лидерство и целеполагание, технологическое предпринимательство и так далее.
По словам Гулина, на основе этой модели УГНТУ проектирует новые образовательные программы. Всех выпускников можно будет условно разделить на три вида:
- инженер-технолог (владеет конкретной сквозной технологией и может применять её в разных областях);
- технологический арбитр (владеет конкретной технологией в конкретной области, имеет глубокие соответствующие знания);
- системный инженер (охватывает всю профессиональную область и все технологии, которые в ней применяются).
Спикер добавил, что подобная модель позволяет сформировать любой набор компетенций, а также индивидуализировать его под запросы студента.
Читайте также:
Soft skills против hard skills: что важнее для трудоустройства?
Регина Карачурина отметила, почему при проектировании образовательных программ бывает сложно найти точки соприкосновения между вузами и бизнесом как будущим работодателем. Дело в том, что компании по большей части ориентируются на свои текущие потребности, а вуз готовит специалистов для будущего. Поэтому надо планировать программу так, чтобы через пять-шесть лет, когда по ней будут выпускаться молодые специалисты, их знания и навыки оказались востребованы работодателями. Иными словами, определять содержание надо на будущее, по‑визионерски. И это задача экспертного сообщества, которое включает в себя представителей как индустриальных партнёров, так и научной школы университета, определяющих исследовательскую повестку.
Для работы в этом направлении, по словам Регины Карачуриной, УГНТУ создаёт корпоративные кафедры, где представители бизнеса и исследователи из научных школ формируют модели компетенций и проводят экспертизу образовательных программ.
Читайте также:
«Работодателя нет на рынке образования, если он не платит»
Что мешает эффективной подготовке инженеров
Что ещё, кроме уже озвученной сложности взаимодействия вузов с бизнесом, мешает реализовать новые подходы к обучению инженеров? По словам Марса Хасанова — «море проблем». И первая из них, по его мнению, связана с разрушением государственной системы образования после распада Советского Союза:
«Проблема состоит в том, что существует — и это объективная реальность — российская модель управления, а значит, и российская модель управления образованием. И в ней важна централизация. В итоге государство мы „выгнали“ из образования, а общество [в образование] не пришло, потому что общество само по себе в России, к сожалению, не организуется и рынок [сам по себе] не работает. К государству, я думаю, мы уже не вернёмся, но какие-то кластеры — например, нефтяные компании — должны взять на себя функцию создания системы образования, причём не только для этой компании, а для всей страны в целом».
Вторая проблема, считает эксперт, заключается в том, что при радикальных изменениях не удаётся сохранить то хорошее, что было в старых системах. Марс Хасанов выразил обеспокоенность тем, что при нынешнем отказе от Болонской системы может произойти то же самое: «Как бы сейчас снова всё не поломали».
Также он отметил слишком большой упор на теоретическую подготовку и проблему нехватки системного подхода. По словам спикера, надо объяснять студентам, зачем нужны те или иные науки, учить на примерах, ставить перед ними комплексные задачи.
Но главное — чтобы процесс создания и запуска действительно качественных образовательных программ стал реальным, а не «показушным».
Читайте также:
«Ты же пойдёшь рожать»: какие барьеры не пускают девушек в инженерию и IT
Кто будет учить будущих инженеров
Для подготовки высококвалифицированных специалистов нужны такие же высококвалифицированные преподаватели. Как сократить разрыв между университетским подходом и реальными промышленными задачами?
Регина Карачурина снова подчеркнула, как важно университету ориентироваться на рынок труда и доносить до преподавателей все изменения. При этом, по словам спикера, не все педагоги к этому готовы, так как навыку управления изменениями уделяется слишком мало внимания. Сформировать его у тех, кто учит, — важная задача системы образования.
Наталья Шумкова добавила, что преподавателю просто необходимо постоянно развиваться согласно концепции lifelong learning, иначе он не сможет подготовить студентов к быстро меняющейся реальности.
Причём важно учитывать, что преподаватели могут обладать разными компетенциями и занимать различные позиции в образовательном процессе. Как рассказала Шумкова, Высшая школа бизнеса внедрила три карьерных трека для них:
- академический — для учёных, которые проводят фундаментальные исследования, публикуются в научных журналах;
- практический — для экспертов, имеющих значительный управленческий, профессиональный, предпринимательский опыт;
- методологический — для преподавателей, которые разрабатывают образовательные технологии, решают сложные методологические задачи.
Читайте также:
«Судить о качестве программы невозможно в отрыве от реализации её преподавателем»
Менеджер по обучению и развитию персонала
Вы научитесь выстраивать программы корпоративного обучения сотрудников и оценивать их эффективность. Сможете начать карьеру в HR-департаменте и внедрить работающую систему развития персонала в компании.
Узнать подробнее