Не женские профессии? Почему девушки не становятся инженерами на самом деле / Skillbox Media
«Да нет же препятствий! Сами не идут!» — часто говорят те, кто отрицает гендерные барьеры для входа в профессии. А что говорят исследования?
Содержание:
Научитесь: Кто я и чего хочу?
Узнать большеСтереотипное разделение профессий на мужские и женские сегодня, за редкими исключениями, не отражает никаких физических различий между полами. Тем не менее оно сохраняется: в школе работают в основном учительницы, а воспитатель-мужчина в российском детском саду — вообще большая редкость. Представляя себе гендиректора крупной фирмы, мы чаще подумаем о мужчине. А вот руководителя HR‑отдела, скорее всего, представим себе женщиной. В команде разработчиков нового промышленного робота будут в основном мужчины, а писать пресс-релизы об их достижениях в PR-службе — вероятно, женщины…
При этом правовых барьеров на пути женщин в «мужские» профессии (и наоборот) не стоит: никто не запрещает девочкам увлекаться математикой и физикой, поступать на инженерные факультеты, работать в IT и науке. Что ограничивает приток женщин в научно-техническую сферу и почему сложившаяся ситуация на самом деле вредит всем, в интервью рассказала исследовательница Наталья Малошонок.
При этом есть большой отсев с этих программ, и потом качеством подготовки инженеров довольны не все работодатели. Смотрите: никакой врождённой разницы в способностях к точным наукам у мужчин и женщин нет, значит, девушки могут составить половину квалифицированных инженеров и производить инновации. А сейчас они составляют лишь четверть в вузах при поступлении, до конца доходят ещё меньше. То есть мы теряем возможные кадры. И это действительно экономические потери для страны.
— Как вам кажется, в академическом сообществе воспринимают эту проблему всерьёз?
— Пока это довольно новая тема и для нашей группы. Но так как мы выиграли грант РНФ, думаю, это показывает — в целом положительная динамика присутствует. Есть люди, которые понимают, в чём состоит проблема.
Но и в академическом сообществе есть те, кто при обсуждении гендерного неравенства в науке говорит: «А что мешает женщинам публиковаться и достигать таких же результатов, как мужчине?» Причём об этом нередко говорят женщины, то есть они не видят, что для мужчин карьерные условия в науке более благоприятные, чем для них.
Одно дело, когда тебя поддерживают в твоих начинаниях, другое, когда тебе говорят: «Да ты ничего не сможешь достичь». Во многих сферах работа женщин оценивается — и в зарплате, и в нематериальном смысле — ниже, чем работа мужчин. Начиная от родительства, когда женщина всем и всё должна, а мужчина сделал что-то одно — и уже молодец и помощник.
В науке во многом тоже неблагополучная среда для женщин. Я этой темой не занималась, могу только предположить, какие есть барьеры, но вижу, что проблема существует.
— Встречается мнение, что в России в научно-технической сфере гендерный дисбаланс не такой сильный, как за рубежом: всё-таки в советское время женщины достаточно рано получили право учиться и возможность работать наравне с мужчинами, в том числе и в науке, и в инженерии. На ваш взгляд, это наследие сыграло позитивную роль или скорее маскирует проблемы?
— На эту тему есть статья Ирины Антощук. Она называет это «мифом о гендерном равенстве в инженерии» и объясняет, что на самом деле равенства даже в советское время не было. Численно — да, пропорция девушек, которые поступали на инженерные направления подготовки, достигала 60%, и в целом много женщин было вовлечено в эту профессию. Но всё равно они занимали более низкие позиции, у них были меньше зарплаты. После развала СССР доля студенток на этих направлениях падает, и сейчас только около четверти поступающих на специальности инженерной группы составляют девушки.
А в четвёртой статье мы планируем систематизировать имеющиеся мировые практики преодоления гендерного разрыва в выборе направлений подготовки в области STEM и выработать рекомендации по повышению интереса девушек к данным направлениям, которые могут быть реализованы в России.
В таблице ниже — примеры специальностей, на которые поступило в 2021 году более чем 67% девушек или юношей, а также «нейтральных» — на них распределение по полу было более-менее сбалансированным. Полные таблицы, подготовленные Натальей Малошонок по данным статистики Минобрнауки, доступны по ссылке.
Какие направления подготовки бакалавриата выбрали юноши и девушки в российских вузах в 2021 году
Источник данных: сведения из формы N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» на 2021 год на сайте Министерства науки и высшего образования.
Читайте также:
- Россияне больше доверяют педагогам-женщинам
- Нужно ли говорить с подростками о гендерном неравенстве
- Coursera опубликовала отчёт об обучении женщин
Кто я и чего хочу?
Вы разберётесь в себе, своих желаниях и ценностях вместе с профессиональными психологами. Научитесь рефлексировать, отстаивать личные границы, замечать эмоции и совершать осознанный выбор. Определите настоящие желания и найдёте путь к внутреннему благополучию.
Узнать подробнее