Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи / Skillbox Media
Лишь небольшую долю педагогов можно было считать неплохо обеспеченными людьми. А по статусу они приравнивались к чиновникам.
Содержание:
Научитесь: Мир Страдающего Средневековья
Узнать большеИз этой статьи вы узнаете:
- представители каких сословий становились учителями в Российской империи, какие у них были преимущества и ограничения;
- в каких условиях учителя работали;
- сколько получали педагоги разных категорий;
- хватало ли учительской зарплаты на жизнь;
- что помогало малообеспеченным учителям оставаться на плаву.
Где работали дореволюционные педагоги
Система школьного образования России начала формироваться ещё в 1780-е годы во времена царствования императрицы Екатерины II. Тогда в городах и уездах стали создаваться народные училища.
Окончательно же система начального и среднего образования стала очерчиваться при внуках Екатерины Александре I и Николае I. К начальным учебным заведениям относились уездные (городские и сельские), а также народные училища. Последние в 1860-х годах стали земскими школами. Их задача ограничивалась в основном обучением грамоте и счёту. В уездных училищах дополнительно обучали азам истории, географии и физики. Функции среднего образования выполняли реальные училища, гимназии и прогимназии. Здесь ученики получали гораздо более широкие знания — как в естественных, так и в гуманитарных науках.
Деление на начальную и среднюю школы было не только функциональным, но и сословным. Так, в народных училищах занимались дети крестьян и небогатых мещан (горожан). В уездные (позднее их преобразовали в городские) училища ходили ребята из более обеспеченных семей: купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и горожан. Гимназии и прогимназии же были элитарными учебными заведениями с платой за обучение. Их посещали в основном отпрыски дворян и чиновников, хотя в начале ХХ века встречались среди гимназистов и дети представителей простых сословий (они учились в основном за счёт благотворителей). Кроме того, были ещё реальные училища — прообразы современных физмат-школ и инженерных классов (их выпускники, желавшие продолжить образование, как правило, шли в технические институты).
Читайте также:
Как сдавали экзамены те, кто поступал в университеты царской России
Из каких сословий происходили учителя
Учителя, наряду с врачами и другими представителями умственного труда, составляли прослойку российской интеллигенции. Это было не сословие, а социальная группа дореволюционного общества.
Преподаватели училищ и гимназий составляли внушительную часть всего образованного населения страны. Так, грамоте — умению читать и писать или обладать хотя бы первым из этих навыков — даже в конце XIX века были обучены всего 27% жителей Российской империи. Похвастаться высшим образованием же и вовсе могли очень немногие. Педагогов это тоже касалось.
Самым высоким статусом обладали преподаватели гимназий, особенно предметники — их называли учителями «наук» (ещё там работали учителя «искусств» — чистописания, рисования, музыки, рукоделия, танцев и так далее). Можно сказать, что «научники» считались привилегированной группой среди педагогов, и как раз они обычно имели университетское образование.
А самый низкий статус имели учителя народных училищ. Сами они тоже чаще всего были выходцами из нижних сословий, таких как крестьяне и разночинцы.
За исключением гимназических преподавателей наук, педагоги оканчивали в основном учительскую семинарию, курсы или педагогический институт. Последний не нужно путать с университетами — срок обучения в институте был меньше. А то и вовсе обходились домашним образованием. Согласно распоряжению Министерства народного просвещения от 1874 года, для получения звания учителя городского училища аттестаты или свидетельства об окончании курсов представлялись при наличии, но не были обязательными — достаточно было сдать экзамен специальной комиссии. Испытания проводили по Закону Божию, русскому языку и словесности, истории, географии, естествознанию, физике, а также по «искусствам» — черчению, рисованию, чистописанию.
Известно, например, что из выпускников Воронежской казённой учительской семинарии 1875–1910 годов на педагогическое поприще ступило лишь 57%. Остальные искали счастья в других занятиях, где требовались грамотные и образованные люди.
В женских гимназиях, кроме основных 6–7-х классов, были дополнительные 8-е классы. Девушки, которые их оканчивали, получали право преподавать в женских гимназиях и в первых четырёх классах мужских (те, кто не шёл в 8-й класс, могли быть только домашними учительницами).
Вообще, к концу XIX века тенденцией стало привлекать к преподаванию женщин. Постепенно они стали численно преобладать над учителями-мужчинами, но, конечно, в учебных заведениях не любого типа. Так, в 1909 году больше 76% преподавателей начальных школ Тобольской губернии составляли учительницы. Это, к сожалению, говорит не о расцвете прав женщин на труд, а о том, насколько непрестижной считалась работа в начальной школе.
Какие преимущества и ограничения давал статус учителя
Многие учителя — преподаватели гимназий и казённых училищ — состояли на государственной службе. Это давало учительству определённые преимущества: стабильность статуса, чин, личное, а иногда и потомственное дворянство, некоторое продвижение по службе, пенсию. Также учителям государственных образовательных учреждений могло предоставляться жильё с компенсацией затрат на его отопление и освещение.
В каких условиях работали учителя
Согласно Уставу, действовавшему с 1871 года, стандартная нагрузка для учителей была установлена на уровне 12 часов в неделю. Сверх неё позволялось брать ещё 12 часов. Таким образом, максимальная нагрузка учителя не должна была превышать 24 часов.
Условия жизни и труда учителей, особенно в провинции, нередко оставляли желать лучшего.
Большинство школ в губерниях либо не имели собственных помещений, либо были переполнены или, наоборот, недобирали учеников из-за того, что не существовало нормальной системы распределения. Даже у гимназий, элитарных учебных заведений, помещения не всегда соответствовали элементарным требованиям гигиены, объёма пространства и освещённости. Что уж говорить об уездных школах и училищах. Зачастую комнаты для занятий были тёмными, тесными, сырыми и холодными. В таких условиях приходилось работать по пять-шесть часов в день.
Некоторые уездные педагоги не могли себе позволить приобрести или снимать жильё и поэтому жили прямо в школах. Учитывая комфорт ниже среднего, это порой сказывалось на здоровье. Например, однажды Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Тульской губернии оплатило переезд одной бывшей учительницы в Пятигорск к лечебным источникам. Проработав в школе 11 лет, она заработала такой ревматизм, что могла ходить только на костылях.
Из-за низкого уровня заработка преподаватели начальной школы вынуждены были искать подработки. Дополнительным доходом могли быть: совместительство, репетиторство, публикации в газетах и журналах, издание книг.
Кстати, на покупку книг для самообразования учителям денег обычно не хватало. Вот весьма характерная ремарка одного из учителей того времени: «О книгах, журналах и газетах стараюсь не думать, чтобы не расстраивать себя, так как приобрести их нет средств».
В сельских школах условия были ещё хуже, поэтому учителя надолго там не задерживались. Мизерная зарплата вынуждала их либо менять профессию, либо искать дополнительный заработок. Такая ситуация напоминает слова Дмитрия Медведева, произнесённые в 2016 году: «Это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают — и по учителям, и по преподавателям… Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес», не правда ли?
Всё это, конечно, негативно сказывалось на качестве образования, так как преподавать оставшуюся часть года после ухода учителя приходилось старшим ученикам.
В некоторых уездах учителям платили только за работу в учебные месяцы, а учебный год в зависимости от типа учебного заведения и местности начинался в сентябре-октябре и заканчивался в апреле-мае. Это тоже вынуждало педагогов искать дополнительные подработки: уроки, конторскую или даже сельскохозяйственную работу.
Читайте также:
Лев Толстой — о неправильной школе, которая для учителей, а не для детей
Сколько учителя зарабатывали
Уровень обеспеченности учителей зависел от многих факторов: места работы, оклада, назначаемого согласно должности и чину, дополнительных выплат, которые вместе с окладом входили в годовое жалованье, места проживания (столицы, города или провинции), дополнительных источников дохода. Разброс цен между центром и провинциями был довольно внушительный. Так, на одну и ту же сумму в Саратове можно было купить в четыре раза больше, чем в столичном Петербурге.
На протяжении XIX века и в начале ХХ-го система оплаты труда педагогов менялась. В более или менее привычном виде система оплаты труда учителей гимназий сформировалась в 1871 году с появлением нового Устава гимназий и прогимназий. Они могли зарабатывать от 250 до 3500 рублей в год, но в среднем уровень дохода составлял 1200–1500 рублей. Такой уровень дохода считался относительно высоким, хотя, конечно, смотря с чем его сравнивать. Например, в этот же период губернские и земские врачи получали гораздо меньше: от 200 до 700 рублей в год.
Как уже говорилось, преподаватели гимназий делились на учителей «наук» и «искусств». Первые больше ценились: их зарплата могла быть в два раза выше, чем у вторых.
Учителям мужских гимназий платили согласно установленному окладу, который увеличивался в зависимости от стажа. Учительницы женских гимназий получали оплату согласно количеству проведённых за год занятий.
Помимо оклада учителям полагались дополнительные выплаты. Например, за классное руководство или «исправление» (то есть проверку) тетрадей. Последняя равнялась 100 рублям в год и назначалась преподавателям языков. Столько же платили, например, сезонным батракам в поле.
С 1876 года учителей гимназий ограничили в возможности давать дополнительные занятия. Всё потому, что проводили они их для своих же гимназистов, желавших подготовиться к выпускным экзаменам. Всё это недвусмысленно напоминало узаконенную форму взяточничества.
В итоге некоторые учителя гимназий получали больше, чем университетские доценты. А в сравнении с рабочими жалованье, к примеру, учителей истории было больше в 6–8 раз. Любопытно, что семейным гимназическим учителям платили больше, чем холостым.
За работу в малонаселённых и отдалённых уголках империи назначались дополнительные выплаты. На уровень дохода также влияло наличие высшего образования. Учительницы гимназий получали меньше, чем учителя, а педагоги младших классов — меньше преподавателей старших.
Хватало ли учительской зарплаты на жизнь
В 2016 году Счётная палата Российской Федерации в своих соцсетях опубликовала, сколько получали разные категории населения в 1913 году в переводе на современные деньги. Проще говоря, какой была покупательская способность тех зарплат, если сопоставить её с покупательской способностью 2016 года.
Так, средняя зарплата учителя гимназии, согласно ведомству, в 1913 году составляла 85 рублей в месяц (1020 рублей в год), что в перерасчёте на цены 2016 года аналогично зарплате в 128 669 рублей.
Это было больше, чем жалованье среднего чиновника (62 рубля в месяц) и слесаря (56,8 рубля), и намного больше, чем зарплата, например, красильщика (27,9 рубля) или дворника (18 рублей).
Однако если сравнить эти цифры с зарплатой земских учителей, а таких, как мы помним, было больше, чем преподавателей гимназий, — 30 рублей в месяц, то положение педагога кажется очень незавидным. Получается, что чиновник среднего звена получал жалованье в два раза выше, слесарь — тоже существенно выше, а оклад красильщика лишь немногим уступал учительскому. Если попытаться перенести месячную зарплату земского преподавателя на покупательскую способность по методике Счётной палаты, то по современным меркам выйдет сумма в 45,5 тысячи рублей.
Надо учесть, что в среднем только на продукты питания семья в 1913 году могла тратить до 25 рублей в месяц (около 30–38 тысяч рублей в современном эквиваленте). Это существенная часть жалованья земского учителя. На аренду небольшой квартиры в Москве требовалось минимум 15–20 рублей (22–30 тысяч) в месяц. Также нужно было платить за отопление (3–5 рублей — 4,5–7,5 тысячи) и за освещение (около одного рубля — 1,5 тысячи по современному курсу).
Таким образом, траты на содержание семьи, съём жилья и самое необходимое составляли от 44 до 51 рубля. Как видно из представленных выше данных, преподавателю гимназии такие расходы были вполне по карману. Особенно если учитывать, что государство поддерживало таких педагогов: повышало зарплату семейным, предоставляло жильё, компенсировало расходы на свечи и дрова. Однако большая часть учителей — те, что работали в земских школах, этих привилегий были лишены. Их официально установленной минимальной зарплаты не хватало на удовлетворение самых базовых нужд, притом что, как мы помним, реальная зарплата не везде дотягивала до этой планки.
Что помогало учителям оставаться на плаву
В связи с таким тяжёлым положением большим подспорьем для учителей были благотворительные средства. Помощь педагогам предоставляли частные и общественные организации. Одна из форм такой поддержки — стипендии и пособия.
Ещё на этапе обучения будущий учитель мог получать государственную или частную стипендию. Последние обычно были гораздо больше государственных. В учительских семинариях и институтах государственных стипендиатов выбирали по результатам вступительных испытаний. В земских школах подать заявление на стипендию мог любой желающий, если он или она платили земские сборы. При этом получение стипендии, особенно государственной, обязывало учащихся педагогических учебных заведений отработать несколько лет в образовании.
Мир Страдающего Средневековья
Вы окунётесь в эпоху Средневековья: изучите жизненный уклад людей того времени, их мировоззрение и систему ценностей. Расширите кругозор и сможете поддерживать диалог на новые интересные темы.
Узнать подробнее