Интервью Дмитрий Смирнов / Skillbox Media
Руководитель отдела веб-дизайна в «Тинькофф» о том, как работать с клиентами, почему важен коллективный труд и нужно ли дизайнеру уметь рисовать.
Содержание:
Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Краткая справка
Дмитрий Смирнов начал свою карьеру на должности системного администратора, в роли проджект-менеджера управлял проектами электронных КАСКО и ОСАГО в компании «Ренессанс Страхование». Опыт в дизайне — около 12 лет. Создал собственный бренд электронной продукции и сейчас является его совладельцем и техническим директором. За время работы в «Тинькофф» вырос из линейного дизайнера в руководителя отдела веб-дизайна. В Skillbox преподаёт на курсе «Продуктовый дизайнер». В свободное время развивает подкаст Untitled о дизайне и не только.
Все фотографии и обложка предоставлены Дмитрием Смирновым
В интервью Дмитрий рассказал:
- продуктовый дизайнер — это творческая или техническая профессия?
- как устроена работа отдела продуктового дизайна;
- почему лучше сделать сразу много ошибок, чем одну;
- как отличить правильного клиента от неправильного;
- что означает правило полутора релизов;
- много ли специалистов устроилось работать в «Тинькофф» после курсов по продуктовому дизайну.
Что должен уметь продуктовый дизайнер
— Как считаешь, продуктовый дизайн — это больше про дизайн или про продукт?
— Хороший дизайнер нужен для того, чтобы компания была способна решать свои бизнес-задачи. Он должен проникать во все области бизнеса, он может быть и дизайнером, и маркетологом, и даже разработчиком. Продукт — это процесс движения от идеи — через область неопределённости — к прибыли и пользе. Соответственно, что такое продуктовый дизайнер? Это неленивый человек, который может решать задачу в комплексе. А «просто» дизайнер решает свою узкую задачу, допустим, в «Фигме».
— И всё же, сколько в профессии продуктового дизайнера технологии, а сколько — творчества?
— Ценность продуктового дизайнера как раз в соблюдении баланса творческого и технического. Но здесь многое зависит от продукта. Возьмём «Тинькофф»: тут творчество в продуктовом решении и нестандартности подхода. Мы очень ценим, когда человек умеет из элементов дизайн-системы и наработанного ранее опыта команды кристаллизовать решение, закрывающее проблему. При этом нужно хорошенько поскрипеть мозгами, потратить немало часов на обсуждения. Поэтому продуктовый дизайнер — это скорее технический творец с «Фигмой» в руках, с умнейшим мозгом и пламенем в одном месте (допустим, в сердце).
«Ценность продуктового дизайнера — в соблюдении баланса творческого и технического»
— Продуктовый дизайнер должен уметь рисовать от руки?
— Нет. Я, например, не умею. У меня лучше получаются черчение, геометрия.
«Ценность продуктового дизайнера — в соблюдении баланса творческого и технического»
«Чем больше ты сделаешь ошибок, тем точнее будешь знать, куда ходить не надо»
«Бывает так, что важно занять рыночную нишу, а битву за конверсию развернуть уже потом. И вот тут вступают в игру наши навыки и умения действовать быстро в ситуации повышенной неопределённости»
Как отличить «правильного» клиента от «неправильного»
— А бывает так, что у заказчика в голове уже есть своё решение?
— Так действительно бывает. И если заказчик не объясняет, как пришёл к нему, то мы начинаем торговаться, у кого решение лучше. В этом случае дизайнеру нужно понять, почему заказчик предлагает свою идею. Необходимо проявить чудеса эмпатии и восстановить путь, по которому заказчик пришёл к ней. Возможно, у него хорошее решение, и тогда почему бы с ним не согласиться?
Но я всегда прошу приходить к дизайнеру с проблемой, чтобы он (дизайнер) хорошенько изучил все ограничения, где-то поисследовал, где-то углубился в чудеса рыночной ниши, для которой мы создаём продукт, и на выходе предложил решение, которое презентует всей команде.
— Но если клиент считает, что сам знает, где плохо и где хорошо, — что делать?
— Внимать. Разговаривать, выяснять, как он пришёл к этому.
— Что такое «правильный» клиент? Или таких нет?
— Сложно разделять на категории «правильный»/«неправильный». Правильный клиент — это тот с которым вы согласились работать. А дальше процесс плюс-минус похож.
— На чём надо особенно заострять внимание, работая с клиентом?
— Для начала клиента надо побрифовать. Так ты узнаёшь от него ЦА, на которую он рассчитывает: возраст, пол, сколько эти люди денег тратят, сколько они зарабатывают — и так далее. Что нам это даёт? Понимание конкурентной среды. Мы должны знать конкурентов — прямых, непрямых, канальных.
Допустим, для Skillbox прямые конкуренты — это GeekBrains, две ягоды одного поля, но у GeekBrains всё равно своя аудитория, а у Skillbox своя, и это говорит о том, что рынок онлайн-образования ещё не насыщен, ему есть куда расти. Непрямые конкуренты для Skillbox — это, например, курсы дизайна при ВШЭ.
Или самый наглядный пример — курсы для подготовки к ЕГЭ. Есть онлайн-курсы, есть офлайн-курсы, есть репетиторы, и есть просто запросы в Яндексе. Они все конкурируют между собой. И чтобы выделиться, ты должен вложиться в тот канал, который сможет привести наибольшее количество клиентов.
«Мы должны понимать и прямых конкурентов, и непрямых»
«Мы должны понимать и прямых конкурентов, и непрямых»
Не все кейсы одинаково приятны
— Можешь вспомнить работу, которая тебе особенно дорога?
— Я, видимо, ещё не создал своё лучшее произведение. Скажу одно: большое удовольствие доставляет любая закрытая в результате работы команды задача.
У нас есть традиция — составлять новичкам план на испытательный срок. После трёх месяцев они вместе с лидом защищают результаты работы перед своей командой. И когда ребята понимают, сколько действительно полезного они проделали за три месяца, да мы их ещё и благодарим за это, происходит магия — и эти ребята, одухотворённые, ломают горы и через год создают суперпродукты, а группа, где они работают, от чистого сердца благодарит всех причастных. Вот тогда да, это кайф — настоящая командная работа.
«Большое удовольствие доставляет любая закрытая в результате работы команды задача»
— А негативные кейсы есть?
— Для любого дизайнера худшее — это когда сделанная работа уходит в стол. Так же, как если, например, журналист написал статью, которую никогда не опубликуют. Или композитор создал сонату, которую никто не услышит.
А ведь такое происходит иногда. Во многих дизайнерских компаниях люди работают на полгода вперёд, и когда проходит полгода, макеты достают, смотрят на них и говорят: «Хм, да это уже устарело, делайте новый!»
Дизайнер из-за таких случаев выгорает. Поэтому мы у себя внутри приняли правило, которое называется «полтора релиза». Мы сделали релиз, и пока над ним работает группа разработки и он вот-вот уже выйдет, мы делаем ещё половинку следующего. Стараемся работать в таком темпе.
— Были примеры, когда от вас ждали большого результата по низкой стоимости?
— В моей практике фриланса сплошь и рядом. Например, клиент всегда просит сделать несколько логотипов: «Нарисуй нам четыре штуки». Я говорю: «Хорошо, тогда это будет стоить в четыре раза больше». Почему? Потому что я буду работать несколько раз — это, соответственно, умножает стоимость моей работы.
Клиент после таких слов немного переосмысляет свои требования и говорит иначе. Может произойти так, что твоё решение не подходит клиенту. Тогда стоит говорить так: «Окей, давайте выясним, что вам не нравится, я внесу правки, и если после этого не понравится, то заканчиваем работу — или следует оплатить ещё один этап».
— Расскажи, как дизайнеры участвуют в тендерах.
— Если тендер негосударственный, то в нём можно участвовать даже с высокой ценой, показав лучшее качество. Если государственный — ты станешь заложником низкой цены, к сожалению. Если ты не чей-то протеже, скорее всего, будет очень трудно выиграть.
«Большое удовольствие доставляет любая закрытая в результате работы команды задача»
«Мы делаем не чтобы „нравилось“ или „не нравилось“. Мы делаем, чтобы работало и деньги приносило»
«Продуктовому дизайнеру нужно уметь понимать не только свою, но и вообще все профессии, которые подразумеваются в цифровом продукте»
Профессия Графический дизайнер PRO
Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.
Узнать подробнее