Дизайн #Статьи

25 августа, 2025

Правила художников для дизайнера / Skillbox Media

Изучаете дизайн и привыкли орудовать исключительно мышью и клавиатурой? Попробуйте взять в руки карандаш.

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.

Узнать больше

Раньше графических дизайнеров учили в художественных вузах. Теперь освоить азы можно на краткосрочных курсах, сочетая учёбу с работой. Многие приходят в профессию, имея навыки работы в программах и понимание брендинга, но не умея рисовать.

Должен ли дизайнер уметь рисовать? Необязательно. Но знание художественных приемов расширит арсенал навыков и может стать источником вдохновения. Давайте рассмотрим принципы живописи и рисунка, которые пригодятся при создании логотипов и рекламных креативов.

Тональный контраст

Цвета задают настроение и воздействуют на эмоции зрителя. Но одних только цветов недостаточно, чтобы точно передать форму предметов и их границы. Именно поэтому обучение рисунку начинается с работы простым карандашом. И даже для живописи и цветной графики многие делают эскизы в монохроме, чтобы сохранить тональный контраст (между тёмным и светлым) в полноцветном изображении.

Многие из великих художников начинали работу с чёрно-белых эскизов — например, так работал Рубенс.

Давайте посмотрим на тональный контраст в живописи Тициана: слева оригинал, а справа — отредактированный вариант, в котором осветлён фон.

Тициан, Вечеллио — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

На оригинале взгляд прикован к Магдалине, которая находится в центре композиции. Без тонального контраста границы фигуры с трудом различимы, несмотря на то что остаётся цветовой контраст: холодный голубой цвет фона сочетается с тёплыми оттенками кожи и одежды.

Художники-импрессионисты намеренно избавляются от контраста светлого и тёмного. За счёт сближенных по тону цветовых пятен создаётся нечёткое, будто вибрирующее изображение.

На оригинале за счёт сближенных по тону цветов чувствуется движение воздуха. В монохроме вся прелесть импрессионизма теряется.

Для дизайна фирменного стиля такой подход импрессионистов не подойдёт. Во-первых, логотип должен быть читаемым на чёрно-белых документах. Во-вторых, важно выделить знак так, чтобы даже при беглом взгляде он был узнаваемым. Магдалину на полотне Тициана видно сразу и издалека, а в пруд на картине Моне надо долго всматриваться, чтобы разглядеть кувшинки.

Моне, Оскар Клод — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Контраст по тону необходим для создания хорошего логотипа, и начинать работу полезно с чёрно-белых эскизов. Кстати, любой из известных фирменных знаков остаётся понятным и узнаваемым в монохроме.

Изображения справа легко узнаваемы

Если уменьшить контраст тёмного и светлого, получится вот так:

Логотипы Tik Tok и Shell слились в одно пятно, а Starbucks и Slack с трудом различимы на белом фоне.

Теоретически можно допустить отсутствие тонального контраста в дизайне рекламы как намеренный приём. Но получится, скорее всего, картинка, на которой будет ничего непонятно. Привычные рекламные объявления в этом смысле устроены примерно так же, как классическая живопись.

Композиционный центр здесь светлый по отношению к фону и за счёт этого сразу бросается в глаза. Слово «продвигайся» — наоборот, тёмное на светлом и тоже легко читается.

В некоторых рекламных фотографиях границы света и тени могут быть менее отчётливыми, но заметны, если просто прищуриться.

Акула выделяется благодаря белой окраске и брызгам воды.

Выделение фигуры из фона

Художник обычно изображает объекты не в вакууме, а в окружающей их среде. Поэтому на большинстве картин есть фигура и фон. Тициан, о котором мы уже говорили, выделил Магдалину с помощью тонального контраста, но есть и другие способы.

Тональный контраст важен для создания стройной композиции, но это не всегда единственный приём, выделяющий фигуру на фоне. Вот, например, картина Одилона Редона: фон написан крупными размашистыми мазками, а ваза с букетом изображена более аккуратно и имеет чёткие контуры.

Здесь не видно чётких границ стола и непонятно, что изображено на заднем плане. Это может быть окно, стена или шкаф — художник показал только сине-зелёное пятно. Благодаря этой нечёткости ваза выходит на передний план.

Художники часто используют такой приём: фон написан размыто и грубо, а главный объект — чётко и аккуратно. Но иногда для изображения фигуры и фона могут использоваться разные техники. Вот картина Климта:

Климт, Густав — австрийский художник, один из самых ярких представителей венского модерна.

Женщина выделяется, потому что она объёмная: есть тени и светлые участки кожи. Изображение платья и орнаментов на фоне — плоскостное.

Эти приемы могут быть актуальны для дизайна. Например, при наложении логотипа на фирменные графические элементы:

Логотип — это чёткий контурный рисунок. В нём даже есть намёк на объём — выступающий листик явно лежит на переднем плане. Дополнительная графика — это светлые пятна, границы которых по сравнению с логотипом видны менее явно.

Конечно, чаще всего логотип состоит из одной цельной фигуры и ни на что не накладывается. Но в дизайне рекламы выделение объекта из фона особенно актуально. Поскольку цель рекламы — привлечь внимание и показать максимально яркую картинку, фон в ней отсутствует крайне редко. Вот как работают здесь художественные приёмы:

Даже если реклама сделана на основе одной фотографии, можно вспомнить вазу с цветами Редона и увидеть аналогию. Фокус камеры создает размытие фона, нужное для выделения объектов на переднем плане.

Реклама с фотографиями смотрится просто и традиционно, но сейчас часто можно встретить сочетание снимков с векторной графикой:

Эта реклама устроена как картина Климта: плоскостной декоративный фон и фотография, показывающая живого объёмного человека.

Профессия Графический дизайнер PRO

Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать подробнее