Дизайн #Статьи

25 августа, 2025

Как дизайнеру общаться с заказчиком / Skillbox Media

Несколько простых правил, которые не всегда очевидны для дизайнеров-новичков.

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.

Узнать больше

Мария Еленевская

эксперт

об авторе

Директор по развитию GoDesigner.ru — конкурсной креативной платформы. Руковожу дизайнерским сообществом из тысяч исполнителей, поддерживаю клиентский сервис, оформляю продукты и услуги.

Ссылки

Вы можете быть бесконечно талантливым дизайнером — и так же бесконечно заваливать заказы и терять клиентов, — если не научитесь правильно общаться с заказчиками и грамотно подавать им свои работы. Вот несколько советов, которые помогут вам в начале пути.

«Я дизайнер, я так вижу», «Или так, или никак», «Вы не понимаете, вы не дизайнер», «Любой специалист вам скажет, что…» Попридержите ультиматумы, когда общаетесь с заказчиком.

Дизайн — это прикладная работа, он в первую очередь про решение проблем бренда, а не про искусство или ваше самовыражение. Поэтому не обижайтесь на заказчика, если он с вами не согласен, слушайте его предложения и старайтесь понять, что за ними стоит.

«Заказчик всегда прав!» Так думают все заказчики, а вам — не обязательно. Если вносить правки по желанию клиента, но вопреки здравому смыслу, то в результате получается слабый макет, сделанный под управлением новичка. Кому это нужно?

Поэтому важен баланс. Не соглашайтесь на бесконечные переделки, лучше заранее оговорите количество вариантов. Клиент не представляет себе ваши трудозатраты, и если не договориться с ним об ограничениях, то правки будут бесконечны, потому что клиент всегда найдёт причину для недовольства.

Это значит «Объясняйте свои мысли и решения проще и доступнее, как своему другу, который не силён в дизайне». Не пытайтесь пустить пыль в глаза или впечатлить умными иностранными словами. Это часто даёт обратный эффект: заказчик думает, что его хотят развести, считают идиотом или вовсе издеваются над ним.

Помните: вы с клиентом на одной стороне и трудитесь над общим делом, поэтому важно понимать друг друга верно.

Бриф и ТЗ — это не пустая формальность

Всегда начинайте с составления внятного и чёткого технического задания. Чем лучше проработано техзадание, тем предсказуемее результат.

Определите проблемы бренда, пожелания клиента и ваши задачи. Да, на старте клиенты часто не знают и не понимают, чего именно хотят, поэтому уйдёт немало времени и усилий, чтобы всё прояснить. Попробуйте понять, какой образ видит клиент, просите больше референсов и прорабатывайте каждый, чтобы увидеть мир глазами заказчика.

Не забывайте подтверждать бриф непосредственно у клиента. Иногда его составляют секретари, иногда за многостраничным документом нет образа, который могли бы увидеть и вы. Поэтому пообщайтесь лично, чтобы найти ответы на все профессиональные вопросы.

Важно понимать, что дизайн вы делаете не для клиента, а для клиентов клиента, то есть для его целевой аудитории.

Если заказчик не видит разницы (или даже не задумывался об этом), то это отдельная проблема, с которой вам нужно работать. Объясните, чем каждое решение, отражённое в ТЗ, поможет достичь нужного клиенту результата.

Когда вы проработали задание от клиента, материализовали диалог в написанное ТЗ, отправьте финальный документ заказчику на подпись и только после утверждения приступайте к работе. Не всё можно регламентировать на 100%, но предусмотреть частые проблемы очень желательно.

Не вываливайте на заказчика всё разом — переделок будет больше, и вы потратите много сил впустую. Идите постепенно и корректируйте ожидания заказчика по ходу работы.

Сделали эскиз — отправьте на согласование, собрали мудборд — покажите его, сделали макет одной стороны упаковки — продемонстрируйте заказчику, чтобы не переделывать всю развёртку. Муторно? Да, но это проще и быстрее, чем искать нового клиента и начинать всё сначала.

Каналы коммуникации

Что касается каналов сбора информации, то используйте все доступные, чтобы не упустить что-то важное.

А вот способ связи выбирайте осознанно. Прежде всего он должен быть удобен клиенту — и тут много вариантов. Например, одни заказчики предпочитают Skype, но стеснительных клиентов он может раздражать. А вас, может быть, напрягают частые звонки или аудиосообщения заказчиков (вы думаете, они вас контролируют, а им просто так удобнее и легче).

Профессия Графический дизайнер PRO

Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать подробнее