Дизайн #Статьи

25 августа, 2025

Десять картин художницы Ольги Розановой / Skillbox Media

Амазонка авангарда, революционерка в живописи и в жизни.

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.

Узнать больше

Она изобрела поп-арт до американцев, была пламенной революционеркой, умерла от дифтерии в 32 года. Её яркая биография начиналась достаточно скромно.

В 1886 году в городке Меленки Владимирской губернии родилась Ольга Владимировна Розанова. Художница мирового масштаба, Розанова до конца сохраняла связь с родным городом и семьёй: матерью, братом и сёстрами. Пестрота уличной провинциальной жизни пленяла художницу, её редчайшее чувство цвета подпитывалось этой яркой, суетливой, ярмарочной красотой.

«Была дома… Наслаждалась видом куличей, украшенных сахарными голубями и золотистыми листьями, барашками и розами», — писала Розанова, вспоминая малую родину.

На «Последней футуристической выставке» в Петрограде, 1915 г.; к сожалению, фотографий художницы почти не сохранилосьФото: Art Institute of Chicago

Вскоре после окончания гимназии Розанова начала учиться живописи в Москве. Она не разделяла традиционных подходов к обучению и сменила много заведений: частные мастерские, Художественное училище Большакова, Строгановское училище, в которое, впрочем, не поступила и ходила вольнослушательницей. Несколько лет провела на «Классах рисования» Юона и Ульянова, а затем, уже в 1911-м, резко переехала в Петербург, ощутив, что только там «вводят в точку современного искусства».

Это стало обыкновением для Розановой ― её творческие поиски не прекращались никогда, она меняла направления и преуспевала в каждом. Как и все, она начинала с реалистической и импрессионистской манеры, также увлекалась неопримитивизмом.

Сохранилось немало работ этого начального, ещё «классического» периода, однако признание пришло, когда была найдена характерная, узнаваемая рисовка с особым вниманием к фактуре и цвету.

«Портрет твой среди художников произвёл фурор»

Изображение: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Переехав в Петербург, Розанова вступила в новую художественную группу «Союз молодёжи», участвовала во всех выставках объединения. На одной из них и появилась триумфальная «Леди в розовом».

Сама Розанова в письме сестре не сомневалась в успехе своих «прекрасных картин»: «Портрет твой среди художников произвёл фурор! Школьник всё повторяет: „Красивая барышня Ваша сестра“. Спандиков влезал на лестницу, чтобы посмотреть на твои „лучистые глаза“…».

Работа также известна как «Портрет дамы в розовом платье» с лёгкой руки коллеги, художницы Варвары Степановой, которая отзывалась о творчестве Розановой комплиментарно.

В журнале «Искусство» за 1919 год Степанова писала: «Этот необычайный, почти единственный портрет по своей силе во всей новой русской живописи, где через призму цвета проходит и глубокая психология портрета и понимание портретной живописи».

Постепенный переход к футуризму

Искусствовед Вера Терёхина утверждала, что Розановой была важна связь с натурой, несмотря на тягу к отвлечённым формамИзображение: Государственный Русский музей

Работа над пейзажами, даже самыми мрачными, придавала ей сил, а в отсутствие натурщиков она писала натюрморты и близких людей.

Она создавала как можно больше набросков и стремилась закончить натюрморт, пока не завяли цветы. Сохранилось немало натюрмортов Розановой разных годов, выполненных в самых необычных материалах и стилистиках, вплоть до ставших знаменитыми коллажей из тонкой бумаги ― «наклеек», как она сама их называла.

Эксперименты с фовизмом

Изображение: Ивановский областной художественный музей

Фовизм (от французского слова fauve — дикий) был краткой вспышкой и в мировой художественной системе, и тем более в России, однако Розанову привлекали новейшие течения.

Её интерес к фовизму также был основан на сходстве творческого метода: сочные, «дикие» цвета, упрощённые формы, отказ от линейной перспективы, изобретение цветового пятна и отказ от детализации. Самым ярким фовистом оказался Анри Матисс ― художник, которого нередко сопоставляют с Розановой.

Влияние кубизма, цикл «Игральные карты»

Изображение: Ульяновский областной художественный музей

В виде игральных карт Розанова изобразила своих друзей и знакомых из петербургской художественной сферы: Александру Экстер, Любовь Попову, Алексея Кручёных. Моделью для «Пиковой дамы», предположительно, послужила художница Наталья Гончарова. Связь Розановой с творческой богемой крепла, однако талант Розановой не был ограничен лишь прикладными навыками.

В 1913 году она пишет манифест «Союза молодёжи», а затем и вовсе входит в правление организации. В краткие сроки она проявила себя как арт-критик и теоретик искусства.

В манифесте она выделила главные тезисы, на которых строится современное искусство: «принципы динамизма, объёма и равновесия в картине, принципы тяжести и невесомости, линейного и плоскостного сдвига, ритма как закономерного деления пространства, планировки, плоскостного и поверхностного измерения, фактуры, цветового соотношения и массы других».

Беспредметное искусство

Изображение: Ярославский художественный музей

Розановой не было равных при работе с цветом, для неё это была «универсальная цель». «Беспредметное искусство рождено любовью к цвету. Это живопись по преимуществу», — сформулировала Розанова в своей более поздней статье «Кубизм. Футуризм. Супрематизм».

Читайте также:

Абстракция и абстракционизм

Предположительно, она автор термина «цветопись», во всяком случае, так атрибутированы некоторые из её позднейших работ. Для достижения задуманного эффекта авангардная художница пользовалась, впрочем, весьма традиционными средствами ― например, лессировкой (техника, при которой на уже высохшую подложку наносится полупрозрачный слой краски; это усиливает глубину и насыщенность цвета).

Пишут, что Розанова планировала писать свои картины прожекторами в небе, чтобы между цветом и миром больше не было посредников в виде материалов красок и поверхностей, фактура которых «портила» чистоту тона.

«Прирождённый футуризм» Розановой, успех в Риме

Изображение: Елецкий городской краеведческий музей

В течение всех 1910-х годов Розанова поддерживала творческие контакты с футуристическим движением ― Маяковским, Бурлюком. Однако оценили её работы не только в России.

В 1914 году Розанова ездила в Рим по приглашению самого Филиппо Томмазо Маринетти, основателя движения, на организованную им «Первую международную футуристическую выставку» (Exposizione Libera Futurista Internazionale).

Более того, часть её работ сохранилась в коллекции семьи Маринетти. Хотя искусствоведы отмечают, что факт личного знакомства Розановой и Маринетти не подтверждён, есть предположение, что «Пожар в городе» выставлялся в Риме наряду с такими работами, как «Порт» и «Город». Картина считалась утерянной до 2011 года, обнаружена в запасниках краеведческого музея в городе Ельце Липецкой области.

Плакаты и русский поп-арт

Изображение: Государственный Русский музей

Плакатность, декоративность зрелого розановского творчества была неслучайной. Как и многие художники её поколения, она, во-первых, работала с окружающими её предметами, оттеняя их простоту нелинейной перспективой, композиционной сложностью, алогизмом, фрагментарностью, динамизмом и вкраплением совсем уж абстрактных цветовых пятен, добиваясь ощущения иллюзии и заставляя зрителя сомневаться в привычной ему реальности.

А во-вторых, она не была сторонницей «чистого искусства» и занималась вполне прикладными вещами: оформлением книг, украшением витрин и улиц, эскизами одежды и даже дизайном сумок.

Прекрасные коллажи Розановой во многом предвосхитили поп-арт 1950-х годов: концентрация на бытовых предметах, плоские формы, простые, но крайне яркие, «чистые» цвета.

Читайте также:

История дизайна в 1950–1960‑е годы

Заключительные этапы творчества

Изображение: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Розанова создала целый цикл работ с таким названием.

Свой супрематизм она противопоставляла сухому и аскетичному изобретению Малевича. Впрочем, разлад между художниками был вызван и подозрениями в плагиате. В своих письмах художница расспрашивала Алексея Кручёных, не мог ли тот случайно показать её наброски Малевичу ― новое направление слишком очевидно напоминало её собственные задумки.

«Весь супрематизм — это целиком мои наклейки, сочетание плоско­стей, линий, дисков (особенно дисков) и абсолютно без присоединения реаль­ных предметов, и после этого вся эта сволочь скрывает мое имя», — не скупилась на выражения художница.

Впрочем, затем она вступила в организованное Малевичем сообщество «Супремус» и даже стала там секретарём.

Цикл «Война» в соавторстве с Алексеем Кручёных

Изображение: Женевский музей искусства и истории

Розанова была в отношениях с поэтом Алексеем Кручёных, очевидным было взаимопроникновение их творчества. Она писала стихи, а он под её влиянием увлёкся графикой и коллажами.

Она также оформляла его книги. Кручёных и Розанова много работали вместе, однако полноценным совместным проектом стал цикл-альбом «Война». Гравюра «Битва в трёх сферах» сопровождалась следующим стихотворением Кручёных:

«Не падают мёртвы стоят

До Берлина тянется ряд».

Кручёных пережил её на 50 лет, однако, по сохранившимся свидетельствам, оставался одиноким.

Вершина творчества, преждевременная смерть

Изображение: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Самая знаменитая картина художницы появилась незадолго до её ухода из жизни. Шедевр Розановой привычно ставят на второе место после «Чёрного квадрата» Малевича.

Читайте также:

Слишком просто, но непонятно: в чём секрет гениальности «Чёрного квадрата»

Меж тем идея Розановой была гораздо более вдохновляющей: вместо мрачного замкнутого геометризма — бесконечный поток, вместо всепоглощающего чёрного ― полноводный зелёный, вместо смерти ― искрящаяся светом вечная жизнь.

Гению Розановой было, по её собственному представлению, «очень скучно специализироваться на одном каком-нибудь искусстве».

После революции, которую Розанова приветствовала всей душой, она стала работать вдвое больше ― в комиссариате просвещения (Наркомпросе), в союзе художников, газете «Анархия». Она даже стала вышивальщицей красных знамён.

Это её и погубило ― она простудилась при подготовке Москвы к празднованию и скончалась в годовщину революции, 7 ноября 1918 года. После смерти её работы какое-то время показывали на выставках современного искусства, однако затем более чем на 50 лет они были забыты в запасниках.

Не все картины пережили этот период, многие утеряны или необратимо повреждены, хотя уцелевшие сейчас выставляются в музеях по всей России. В родном Розановой Владимире с 2016 года действует Розановский центр, который планирует выкупить принадлежавший её семье дом ― он в аварийном состоянии.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Читайте также:

  • 10 картин Виктора Васнецова, которые стоит рассмотреть внимательнее
  • 10 картин Репина, которые всем знакомы
  • 10 картин Архипа Куинджи, которые стоит знать
  • 10 картин Валентина Серова, которые стоит знать

Профессия Графический дизайнер PRO

Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать подробнее