Почему наблюдения и эксперименты важнее тестов / Skillbox Media
История учителя, который создал уникальную лабораторию и прославил школу маленького города.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеЗачем нужна школьная лаборатория
Гэри Коппельман — заслуженный американский учитель, в профессии он больше 30 лет. После окончания университета в 1976 году Коппельман устроился в начальную школу Блиссфилда, маленького города на юге штата Мичиган. Спустя годы он создал в этой школе живую лабораторию, где дети могут увидеть более 80 видов животных и более 125 видов растений.
Это не обычный зоопарк: местные школьники приходят сюда, чтобы делать научные наблюдения. Для Коппельмана эти дети — молодые учёные, и он уверен, что для многих детское увлечение природой обернётся более глубоким изучением физики, географии, биологии и других наук.
Лабораторию Коппельмана посещают более тысячи школьников. Она прославила Блиссфилд настолько, что люди стали специально переезжать сюда, чтобы устроить детей в одну из местных школ. С 2002 по 2015 год результаты стандартизированных тестов по естествознанию в округе стабильно оказывались выше средних значений по всему штату Мичиган. Несколько лет подряд начальная школа Блиссфилда была в числе лучших в штате.
Пересказываем материал The Atlantic о том, как мальчик, с трудом справлявшийся со школьной программой, стал учителем и создал лабораторию, в которой каждого ребёнка воспринимают как настоящего учёного.
Как слабый ученик стал сильным учителем
Коппельман с детства увлекался миром живой природы, но в школе задать волновавшие его вопросы было некому. Гэри искал ответы самостоятельно — в полях и лесах неподалёку от фермы родителей. Ходил по лисьим следам, изучая маршруты хищницы, исследовал разную местную живность, а возвращаясь домой, отыскивал названия животных и насекомых в книгах и зачитывался научными рассказами об их жизни.
Несмотря на такой исследовательский интерес, Гэри Коппельман даже не мечтал о колледже и уж тем более о том, чтобы стать учителем. Ему тяжело давались математика и чтение, а выступая перед одноклассниками, он запинался. Мальчика постоянно дразнили, и друзей у него было немного.
Но однажды у Гэри появился учитель, который отнёсся к нему с большим вниманием и уважением, стал регулярно подчёркивать его сильные стороны — например, ответственность и трудолюбие. Когда мальчика дразнили, учитель приходил ему на помощь. А ещё выяснилось, что у Гэри с учителем есть общее увлечение: лошади и конный спорт. Мальчик стал побеждать на соревнованиях.
Вдохновлённый поддержкой учителя, Коппельман решил продолжить учёбу. В 1970-м он поступил в Университет Восточного Мичигана — стал обучаться педагогике. Там ещё один преподаватель с вниманием отнёсся к парню, заметив его проблемы с речью и слухом. Он протестировал Коппельмана по нескольким показателям, и так выяснилось, что у юноши дислексия. Учитель посоветовал слушать аудиокниги на кассетах и после лекций обращаться к преподавателям за дополнительной помощью.
Тогда же Коппельман понял, что его увлекают самостоятельная работа над проектами и лабораторные эксперименты — они помогали ему лучше понять, как теории работают на практике. В 1976 году он выпустился из университета со степенью магистра, став одним из лучших учеников в своей группе.
Как устроена лаборатория Коппельмана
Личный опыт Коппельмана подсказывал ему: стандартизированное образование, основанное на пассивном слушании лекций и чтении учебников, — не лучший формат обучения. Молодой преподаватель стал искать альтернативу. Так, с самых первых дней в начальной школе Блиссфилда у Коппельмана появилась мечта создать там научную лабораторию для детей. Но найти финансирование удалось лишь спустя 20 лет.
Сегодня лаборатория открыта для более чем 1 200 школьников любых возрастов. Местные преподаватели самых разных предметов — от английского до обществознания — придумывают уроки, которые можно было бы провести в лаборатории Коппельмана. Холодные мичиганские зимы создают не лучшие условия для круглогодичного изучения дикой природы, однако благодаря лаборатории Коппельмана дети из близлежащих школ могут и зимой, и летом изучать флору и фауну тропических лесов, пустынь и многих других экосистем.
В лаборатории, например, есть комната с климатом дождевых лесов, зона с пустынным климатом, а также бассейны с пресной и солёной водой — в первом живут пресноводные рыбы, лягушки и черепахи, во втором — морские обитатели.
Дети бывают здесь не для развлечения. Даже детсадовцы приходят в лабораторию с блокнотами, внимательно наблюдают и задают вопросы: «Дышат ли тарантулы?», «Нужна ли им вода?», «Нужна ли им еда?», «Деревья — живые или неживые?», «А им нужна вода?», «Откуда мы это знаем?» Коппельман помогает им найти ответы. При желании ребята могут стать даже сотрудниками этого «зоопарка».
Для многих блиссфилдских учеников работа в лаборатории становится самым ярким впечатлением за все школьные годы и прививает интерес к учёбе вообще, не только к биологии. Так, в статье The Atlantic упоминается парень-старшеклассник, который, готовясь к поступлению в колледж на отделение информатики, признавался, что любовью к математике и вообще науке он обязан именно лаборатории Коппельмана.
Почему живой опыт так вдохновляет детей
По мнению Коппельмана, дети обладают всеми необходимыми свойствами хороших учёных: они любопытны, им не терпится исследовать мир вокруг себя, они обожают экспериментировать. Однако когда они приходят в начальную школу, во многих из них страсть к науке угасает, ведь учебный план обычно оторван от их жизни и далёк от мира природы.
«В основе любого урока должно лежать то, что интересно самим детям», — суммирует свою философию Коппельман.
Главный рецепт его педагогики: дайте детям возможность взаимодействовать с миром природы, задавать вопросы, собирать и анализировать данные и сотрудничать с одноклассниками в поиске ответов. Не секрет, что детей очень интересуют животные и насекомые. Наблюдения в лаборатории не только помогают ребятам открыть дверь в мир природоведения и биологии, но и пробуждают интерес к научным дисциплинам — в том числе к математике, географии и даже социальным наукам.
Причём очень важно дать такую возможность именно младшим школьникам. В 2003 году учёные провели обзор 110 исследований, в которых изучалось отношение детей к науке. Выяснилось, что увлечённость предметом начинает ослабевать примерно в 11 лет, а лучшее время, чтобы зародить в детях интерес к науке, — начальная школа.