Корп. обучение #Статьи

21 августа, 2025

Идеальное корпоративное обучение должно быть по модели HR Zero / Skillbox Media

В обучении сотрудников произошли три больших изменения, считает руководитель корпоративного университета.

На прошедшей 11 ноября 2022 года конференции «Главные итоги 2022 года для EdTech и всей сферы образования», организованной сообществом Digital Learning, руководитель Корпоративного университета Х5 (X5 Group) Светлана Теселкина поделилась своими наблюдениями о том, как изменилось корпоративное обучение за последний год. Мы публикуем краткую версию её выступления.

Руководитель Корпоративного университета Х5 (X5 Group)

«Меняется мир, меняется концепция обучения»

Первое глобальное изменение, считает эксперт, — смена концепции обучения.

«Если раньше человек учился у контента, то в новом мире человек учится у человека. Это большая вещь, о которой мы много говорим. На самом деле так: люди привыкли решать задачи „друг об друга“. Поэтому на первом плане — развитие внутренних экспертов в компании, потому что людям неинтересно учиться у профессоров, людям интересно учиться у таких же, как они, но более успешных, интересных людей. И ещё очень важны профессиональные сообщества, комьюнити, где можно кросс-форматно пообщаться», — рассказала Светлана Теселкина.

Всё это привело к трендам на коллаборацию в корпоративном обучении, считает спикер: компании (в том числе X5) начинают создавать совместные образовательные проекты. Так у сотрудников появляется возможность пообщаться с коллегами и перенять друг у друга опыт. «Людям интересно там, где есть такие же, как они, но с экспертным взглядом на ситуацию», — поделилась Светлана.

«На первом плане — сокращение контентной части»

Ещё одно изменение касается смены форматов и содержания обучения.

«Мы в корпоративном обучении сейчас конкурируем за время сотрудника с сериалами, YouTube и социальными сетями. Если наши курсы и программы будут такими же интересными, как эти вещи, значит, и выбор будет в нашу пользу», — объясняет Светлана.

Это приводит и к изменению самих программ: контентная часть сокращается, зато на первый план выходят интересные сценарии и увлекательная «упаковка» курса. Только так появляется возможность стать реальным конкурентом рынку развлечений.

Кадр: сериал «Офис» / Netflix

Кстати, схожую мысль высказала и другой спикер конференции, директор Корпоративной академии розничной сети магазинов «Магнит» Елена Фабер: «Мы тоже видим, что очень важна упаковка. HR-маркетинг сегодня — движущая сила, особенно в онлайн. Должно быть всё „вкусно“, такие элементы должны быть в программах».

«Обучение впрок кануло в Лету»

«Обучение впрок уже кануло в Лету. То есть не учатся люди просто так, не заставишь», — подчеркнула Светлана.

Она объяснила: учиться сотрудники будут, только когда у них самих возникнет такая потребность. Причём она должна заключаться в развитии не только профессиональных навыков (хард-скиллов), но и гибких. Отвечать на эту потребность важно здесь и сейчас, следовательно, L&D-отделам пора уходить от обязательного обучения. Речь конечно, идёт не о курсах по технике безопасности или базово необходимых навыках, а о различных развивающих курсах: навязывать их точно не стоит. «Если не чешется, не надо чесать, как говорил один мой коллега по цеху», — резюмировала Светлана.

В итоге, считает спикер, корпоративное обучение будет уходить в сторону создания «открытых маркетплейсов развития». Проще говоря, пространств с большим спектром форматов и контента, из многообразия которых сотрудник может выбирать самостоятельно. По сути, это концепция HR Zero, объясняет спикер, — когда всё работает само, нативно и легко, и сотрудники сами, без T&D-менеджера знают, где найти подходящее обучение, когда у них возникает в этом потребность.

Читайте также:

  • «Рынок курсов ― это рынок АвтоВАЗа»: почему в корпобучении мало внешнего контента?
  • Как T&D-функции встроиться в сверхновую реальность
  • 6 самых перспективных технологий для корпоративного обучения