Включать или не включать камеру на онлайн-занятии? / Skillbox Media
Разбор, когда уместно просить участников «показаться», а когда лучше оставить выбор за ними и нужно ли самому преподавателю всегда быть с камерой.
Содержание:
- Для приветствия включите камеру
- Не нужно держать камеру включённой постоянно
- Используйте камеру в малых группах — когда важно вовлечь учеников
- Минимизируйте многозадачность
- Используйте дополнительные видео в ключевые моменты — чтобы вернуть внимание
- Учитывайте предпочтения учащихся
- Подавайте хороший пример — следуйте правилам, которые установили
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеСинхронные онлайн-занятия уже года четыре как превратились из диковинки в привычный формат, но по-прежнему нет универсальных правил этикета насчёт того, обязательно ли преподавателю и студентам включать камеру.
Исправить этот пробел попыталась Дженнифер Хоффман, специалист по виртуальным классам и смешанному обучению, основательница InSync Training — американской консалтинговой фирмы, занимающейся разработкой и проведением виртуальных занятий. Дженнифер написала статью о том, как использовать камеру на онлайн-занятии, чтобы она работала на пользу вовлечённости и усвоению материала. Она опиралась не только на свой опыт, но и на исследования о том, как учащиеся воспринимают камеру. Получилось семь советов.
«Включённая веб-камера наиболее эффективна, если она соответствует целям занятия. Например, способствует взаимодействию во время обсуждений или налаживанию контакта во время знакомства. Чрезмерное использование камеры без цели может привести к обратному эффекту», — предупреждает Дженнифер.
Для приветствия включите камеру
Если вы поприветствуете учеников в начале занятия с включённой камерой и попросите их тоже включить камеры, вы установите эмоциональную связь с ними, вызовете у них доверие, дадите почувствовать, что вы не набор пикселей, а живой собеседник.
По словам Хоффман, это особенно важно при гибридном формате — где одни студенты сидят в классе, а другие присутствуют онлайн. Последним важно напоминать, что их участие тоже важно и ценно.
Что делать:
- Включайте камеру в начале занятия.
- Улыбнитесь и установите зрительный контакт с учениками.
- На гибридном занятии упомяните всех — и тех, кто офлайн, и тех, кто онлайн.
Чего лучше избегать:
- Не требуйте взаимности от всех участников группы. Если в Сети больше шести-восьми человек — принуждение к камере может отвлекать учеников от содержания занятия, потому что те, вероятно, будут разглядывать, что происходит на экранах однокурсников.
Не нужно держать камеру включённой постоянно
После приветствия на время лекции камеру могут отключить и преподаватель, и студенты, считает Дженнифер. Постоянная трансляция лиц может привести к утомлению, отвлечению внимания и потере интереса. Напомним: есть научно доказанный феномен Zoom-усталости, так что это не пустые слова.
Что делать:
- Сосредоточьтесь на содержании — позвольте участникам слушать вас и смотреть презентацию, не отвлекаясь на лица (это снизит их когнитивную нагрузку).
- Для гибридных групп заранее обсудите, когда и зачем включать камеру. Это создаст чувство справедливости и равных условий.
Чего лучше избегать:
- Не превращайте камеру в обязательство на весь урок. Это снижает концентрацию, отвлекает и делает обучение менее комфортным.
Используйте камеру в малых группах — когда важно вовлечь учеников
В небольших группах видео действительно помогает — оно делает взаимодействие более живым, поддерживает внимание и способствует сотрудничеству в совместной работе. Хоффман продолжает отмечать, насколько это важно в гибридных форматах, где нельзя терять связь между участниками в онлайне и офлайне.
Что делать:
- Подключайте камеру во время игр, обсуждений, командных заданий — там, где личное участие действительно имеет значение.
- При индивидуальной работе или во время длинных лекций не требуйте постоянно включённой камеры — дайте участникам отдохнуть.
Чего стоит избегать:
- Не заставляйте участников всё время смотреть в экран. Это утомляет и снижает концентрацию. Важно не «выглядеть вовлечённым», а действительно быть вовлечённым.
В больших группах, где просить всех включить камеру неуместно, повышать вовлечённость на занятиях можно с помощью интерактивных инструментов — заданий на онлайн-досках, квизов и викторин и так далее. Хотя этот совет будет полезным и для мини-групп тоже.
Читайте также:
Как использовать онлайн-доски во время дистанционного тренинга
Минимизируйте многозадачность
Многозадачность — обычное явление во время виртуальных уроков, особенно когда камера используется пассивно (то есть в режиме «говорящей головы»). Ученики могут, слушая вас, заниматься параллельно чем угодно: скроллить ленту в соцсетях, работать, готовить ужин. Понятно, что всё это минимизирует их вовлечённость. Поэтому многие преподаватели и настаивают на включённых камерах студентов — думают, что хотя бы это заставит их не переключаться на другие занятия. Дженнифер Хоффман считает, что это не выход, и рекомендует использовать активное вовлечение — то есть, опять же, интерактивные задания.
Что делать:
- Структурируйте занятие: короткие упражнения, работа в парах, мини-игры — всё, что требует от человека не просто смотреть, а действовать.
- Сразу обозначьте правила выполнения задания: как участвовать, когда говорить, зачем включаться (помните, что типичная проблема онлайн-занятий как раз в том, что его участники не улавливают правила выполнения заданий).
- В гибридной группе не дайте экрану разделить команду. Используйте интерактивные доски, совместные документы, работу в парах.
Чего стоит избегать:
- Длинных монологов без возможности вмешаться. Необходимо дать ученикам право высказать свою точку зрения.
Используйте дополнительные видео в ключевые моменты — чтобы вернуть внимание
Важно не только, включена ли камера, но и то, когда она включена. Если не быть говорящей головой постоянно, а включать свою камеру в важные моменты в процессе занятия, например между модулями, в начале новой темы или перед важным выводом, это даст сигнал вашим зрителям, что нужно переключиться с темы на тему, собраться с мыслями. В гибридных форматах, по словам Дженнифер Хоффман, такие включения ещё и поддерживают ощущение общей вовлечённости.
Что делать:
- Включайте короткие увлекательные клипы перед переходом к новой части программы урока.
- Используйте чек-ины при перерывах, чтобы сохранить контакт с аудиторией (проще говоря, просите ненадолго включить камеру).
- В гибридных группах полезно делать краткие видео-резюме ключевых тезисов, чтобы все участники — и онлайн, и офлайн — были в одном информационном поле.
Чего стоит избегать:
- Не превращайте занятие в нескончаемую череду видеофрагментов. Переизбыток утомляет.
- Избегайте длинных или нерелевантных видео, которые не поддерживают цель обучения.
Читайте также:
Исследователи доказали, что видео эффективнее живых лекций. Или не доказали?
Учитывайте предпочтения учащихся
Включать или не включать камеру, зависит в том числе от психологического комфорта учеников, от окружающей их обстановки во время занятия и от качества интернет-соединения. Поэтому Хоффман предлагает перед началом занятий (например, перед циклом вебинаров) выяснить, как ваша группа относится к включённым камерам, и учесть их предпочтения.
Что делать:
- Проведите опросы среди учеников. Спросите не только про комфорт и дискомфорт, но и про качество интернет-связи.
- Предлагайте гибкие варианты, ориентируясь на эти предпочтения. Однако имейте в виду, что если кто-то будет с камерами, а кто-то без, это может привести к тому, что участники занятия будут чувствовать давление и необходимость следовать общепринятой практике, даже если она им не нравится.
Чего стоит избегать:
- Универсального подхода, игнорирующего индивидуальные и культурные различия. Также не нужно исходить из предположения, что у всех идеальный интернет и в целом подходящие условия для включения камеры.
Подавайте хороший пример — следуйте правилам, которые установили
Если преподаватель целенаправленно использует камеру, учащиеся, по наблюдениям Хоффман, скорее всего, будут поступать аналогично. Это называется моделированием желаемого поведения. В гибридных условиях важно демонстрировать инклюзивность, активно взаимодействуя как с удалёнщиками, так и с очниками.
Что делать: установите чёткие правила использования камер и сами им следуйте. Например, не забывайте включать камеру во время групповых обсуждений и выключать во время лекций.
Читайте также:
- 6 полезных советов по организации гибридного тренинга (офлайн плюс онлайн)
- 5 способов привлечь внимание учащихся и сделать учебный контент более запоминающимся
- Что такое учебная вовлечённость и как можно ей управлять
- Большая подборка российских онлайн-сервисов для интерактивных учебных занятий