Управление #Статьи

23 августа, 2025

Где искать экспертов, спикеров: сервисы журналистских запросов и другие способы / Skillbox Media

И как с ними общаться, чтобы получить заветный комментарий

Научитесь: Искусство коммуникации

Узнать больше

Бывает, пишешь статью и нужно взять экспертные комментарии, чтобы проверить факты, подтвердить какой-то тезис или просто показать опыт разных людей.

Я работаю с экспертами больше двух лет и знаю, где их искать и как с ними общаться. Предлагаю пять способов поиска и рассказываю, в чём особенности каждого.

Оглавление:

  • Сервисы для поиска спикеров
  • Тематические группы в соцсетях
  • Профильные компании
  • Сарафанное радио
  • База спикеров
  • Коротко о главном

Сервисы для поиска спикеров

На российском рынке два таких решения — Deadline.Media и Pressfeed. Их функционал похож: вы указываете компанию и сайт, публикуете запрос на комментарий или фактуру, тот проходит модерацию и попадает в общую ленту. Дальше спикеры могут прислать свои комментарии, а вы — принять или отклонить их.

Так выглядит лента запросов на Pressfeed

Публикация во многом зависит от компании, для которой вам нужен комментарий. На Deadline.Media это условно — пропускают запросы даже от «пустых» блогов, а на Pressfeed модерация довольно жёсткая. Помню, мои запросы для сервиса учёта финансов не пропускали — мотивировали тем, что у блога низкая посещаемость и спикерам там неинтересно «светиться». Правда, через пару месяцев эту позицию пересмотрели, потому что блог вырос, и теперь я без проблем размещаю запросы для него.

В целом пройти модерацию не проблема, главное — заинтересовать эксперта с первых слов. Я делаю так:

  • указываю тему запроса;
  • говорю о том, что будет в статье;
  • расписываю требования: говорю подробнее, о чём именно нужно рассказать и в каком объёме;
  • сразу прошу указать данные спикера и компании, прислать ссылку и фото. Так получается сэкономить время — я общаюсь только с теми, кто отправил всё сразу.
Так выглядит запрос, который собрал девять ответов на одной площадке: в нём я уточнила, от кого жду комментариев, что вообще надо рассказать и где будет размещён материал

Но даже на идеальный запрос не всегда приходят люди. Недавно была ситуация, когда для актуальной темы о финансовой ответственности персонала мне не удалось собрать ни одного комментария. Так бывает, потому что запросов в ленте много и «ваши» эксперты могут не увидеть публикацию, особенно если заходят в сервис раз в пару дней.

На Deadline.Media с этим ничего не сделаешь, разве что можно опубликовать запрос повторно. А на Pressfeed есть функция, которая меня не раз выручала. Когда вы указываете тему запроса, сервис сам предлагает отправить его подходящим спикерам. Можно сделать это и позже — когда перейдёте в сам запрос, в правом верхнем углу будет кнопка «Найти…». Так он не затеряется в ленте: эксперты получат уведомление и, если захотят, свяжутся с вами в личке или сразу пришлют ответ.

Указываете в поисковой строке, кто вам нужен → выбираете подходящих людей → отправляете запрос

Профильные компании

Можно обратиться прямо в компанию, чьи представители могли бы ответить на ваши вопросы. (Допустим, пишете об открытии производства — можно найти поставщика оборудования, недавно основанную производственную компанию, консалтинговую фирму. Если готовите статью о выселении из квартиры, тогда пригодится список юридических компаний.)

Сайты и контакты организаций есть в различных справочниках, рейтингах и каталогах, также их можно найти через поисковики. Первый вариант запроса — через форму обратной связи на сайте, телефон или email. Другой, более сложный способ — найти ЛПР и связаться с ним в соцсетях (если есть актуальная информация о сотрудниках).

Обращение к профильным компаниям — самое неоднозначное решение. С одной стороны, маркетологи и пиарщики будут рады упоминанию. С другой — журналистский запрос может попасть в руки менеджера по продажам, а тот его просто проигнорирует. Но попробовать определённо стоит, особенно если спикеры молчат в сервисах или соцсетях.

Нет точной формулы поиска комментариев от профильной компании — никогда не знаешь, что сработает лучше. Однажды я разослала около 15 запросов через формы обратной связи и email, но мне никто не ответил. Была ситуация, в которой я написала сотруднику лично, — он пообещал дать комментарий, а потом пропал. В итоге дал нужную информацию только после повторного запроса в пресс-службу.

Не дождались ответа ни на сайте, ни в соцсетях — обращайтесь в следующую компанию. Есть соблазн написать сразу всем по списку, но так лучше не делать. Если вам дадут хороший комментарий, но вы откажетесь, потому что уже взяли другой, — компании вряд ли будет интересно дальнейшее сотрудничество.

Не гарантируйте публикацию комментария, потому что окончательное решение за редактором/маркетологом/руководителем. Даже если вы пообещаете ссылку на сайт, но опубликуют только текстовое упоминание, эксперт может обидеться, рассказать коллегам, а там могут возникнуть проблемы с репутацией.

Сарафанное радио

Вы наверняка знакомы с коллегами — спросите у них лично, могут ли они кого-то порекомендовать. Или напишите с просьбой о помощи в закрытый чат, где вы общаетесь. Бывает, что у коллег уже налажены хорошие отношения с экспертами, которые могут дать комментарии и по вашим вопросам. Сарафанное радио не раз меня выручало.

Если вы пока не обросли профессиональными знакомствами, найдите сообщества ваших коллег в соцсетях и опубликуйте пост там. Возможно, кто-то поделится нужными контактами.

Только не заставляйте додумывать, какой комментарий нужен и для какого материала. Расскажите в сообщении:

  • о чём хотите спросить эксперта;
  • где будет размещён материал;
  • будет ли активная ссылка на специалиста, компанию.

Так коллеги смогут понять, будет ли знакомым экспертам интересно ваше предложение, смогут ли они вообще дать хороший комментарий по теме. Ну и тогда проще сразу переслать сообщение.

Кстати, коллеги могут предлагать экспертов сами — у меня было и такое. В этом случае вы просто сохраняете контакт и обращаетесь, когда нужно

База спикеров

Оптимальное решение, если нужно часто обращаться к разным экспертам. Ничего сложного: достаточно просто записывать в специальную таблицу имена и фамилии, контакты, ссылки на компании. Отдельным столбцом — описания, чтобы вы сами быстро поняли, о чём конкретно может рассказать человек. Я только начала собирать свою базу и жалею, что не сделала этого раньше.

Кстати, заношу туда не только знакомых экспертов, но и заказчиков, для которых писала тексты. С ними у меня уже налажены хорошие отношения, и в большинстве случаев удаётся получить комментарии. Например, когда писала материал о бесплатных источниках трафика, пошла к владельцу агентства, для которого тоже пишу, — он как раз не тратит ни копейки на дистрибуцию контента и получает неплохое число переходов.

Лучше записывать не всех подряд, а только тех, кто прямо сообщает о готовности сотрудничать дальше и с кем понравилось работать. В моём случае «понравилось» — это когда спикер присылает не «простыню», а хороший комментарий, где почти не нужна редактура. И когда сразу отправляет ссылку на сайт, своё фото, другие нужные данные.

Не обращайтесь постоянно к одному и тому же спикеру в рамках проекта. Будет лучше, если во всех материалах будут разные эксперты. Иначе и автора, и площадку могут обвинить в непрофессионализме и предвзятости.

Искусство коммуникации

Вы найдёте собственный стиль общения, научитесь отстаивать позицию в диалоге и находить общий язык с командой и партнёрами. Сможете грамотно презентовать продукт, повышать продажи и достигать поставленных бизнес-целей.

Узнать подробнее