Образование #Статьи

23 августа, 2025

Книжная полка: «Мозг и его потребности», Вячеслав Дубынин / Skillbox Media

Научно-популярная книга о том, как мозг влияет на наше поведение через базовые потребности и как мы обучаемся с помощью эмоций.

Содержание:

    Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

    Узнать больше

    Полное название: «Мозг и его потребности. От питания до признания».

    Издательство: «Альпина нон-фикшн».

    Год выпуска: 2021.

    Для тех, кто интересуется тем, что процесс обучения представляет собой на уровне работы мозга, большое значение имеют нейронауки. Если вы интересуетесь этой сферой, то книга известного физиолога, нейробиолога и популяризатора науки Вячеслава Дубынина познакомит вас с базовыми понятиями и процессами, важными для понимания, как работает мозг.

    В человеческом мозге существуют механизмы, которые побуждают действовать определённым образом, — это потребности. В стремлении их удовлетворить человек строит как сиюмитные, так и долгосрочные планы — от похода в супермаркет за продуктами, чтобы приготовить ужин, до решений, где и как он будет учиться, а также построения карьеры, чтобы занять высокое положение в коллективе. А в поиске наиболее эффективных способов реализовать свои потребности человек с самого детства учится и развивается.

    Самые базовые потребности, лучше всего изученные биологией и физиологией, генетически «встроены» в мозг каждого человека (хотя проявляться они могут более или менее выраженно) и называются биологическими. Именно о них идёт речь в книге «Мозг и его потребности».

    «Область потребностей — это исходные программы, которые „установлены“ в наш мозговой компьютер, и без их реализации мы вообще не можем полноценно функционировать. Так устроено, что, когда человеку удаётся удовлетворить ту или иную потребность, он испытывает положительные эмоции. А если не удаётся, то отрицательные. Люди, впрочем, как и животные, строят свою жизнь так, чтобы чаще испытывать положительные эмоции, а реже — отрицательные. Потребность — это маяк, который ведёт нас по жизни. А эмоции, которые возникают на фоне потребностей, их удовлетворения или неудовлетворения, являются основой для обучения».

    «Мозг и его потребности», Вячеслав Дубынин

    Всего в книге двенадцать глав. В первой, вводной главе автор рассказывает об общих принципах строения и работы мозга, а также приводит классификацию биологических потребностей, основанную на работах академика Павла Симонова. Так, их можно разделить на три группы:

    • Витальные потребности, необходимые для выживания организма. Они включают в себя пищевое поведение, обеспечение безопасности и чистоты тела.
    • Зоосоциальные потребности, связанные со взаимодействием с другими представителями вида. К ним относятся поведенческие программы размножения и ухода за потомством, подражание другим через сопереживание, стремление лидировать и защищать территорию.
    • Потребности саморазвития, включающие исследовательское и игровое поведение, рефлекс свободы (он объясняет, почему мы плохо переносим ограничения в свободе передвижения), а также снова подражание, только уже не на эмоциональном уровне, а на уровне поведенческих реакций.

    В следующих главах объясняются механизмы всех этих потребностей — от голода и страха до стремлений к подчинению и лидерству. Тем, кто учит других людей, стоит обратить особое внимание на главу «Мозг и любопытство» — в ней говорится о формировании речи и о том, как мы обучаемся с помощью эмоций, о стремлении к новизне и удовольствии от новой информации (это важно для понимания мотивации к обучению и понимания того, почему кому-то нравится постоянно чему-то учиться, а кому-то — нет).

    Кадр: фильм «Клуб „Завтрак“» / A&M Films / Channel Productions

    Кроме того, Вячеслав Дубынин рассказывает о том, как мозг управляет внутренними органами, поддерживая здоровье организма: о терморегуляции и эндокринной системе, о сне и бодрствовании. В последней главе автор подробно разбирает влияние биологически активных химических веществ — медиаторов — на эмоции человека и выбор поведения.

    По словам Дубынина, соотношение потребностей у конкретного человека во многом определяет основу его личности, в том числе темперамент. Однако это не означает, что мы, как роботы, вынуждены автоматически следовать алгоритмам, заложенным в нас с рождения. Нервную систему автор сравнивает с компьютерным «железом», на которое установлена «программа», и она же «пользователь» — это сознание человека. И поэтому, как считает нейрофизиолог, знания о работе нашего мозга, его слабых и сильных сторонах, поможет нам стать квалифицированными «пользователями» нашего «железа».

    Кому будет полезно: всем, кто интересуется работой мозга и нейрофизиологией обучения.

    Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

    Читайте также:

    • Учёба, мозг и ДНК: как обучение влияет на нас физиологически
    • «Мозг работает только на 10%» и ещё семь антинаучных нейромифов
    • Как могут повлиять на образование достижения нейронаук
    • Нейронауки об образовании: что это такое и зачем они тем, кто учит?

    Профессия Методист с нуля до PRO

    Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

    Узнать подробнее