Интервью Андрей Няньчук-2 / Skillbox Media
Насколько успех проекта зависит от ведущего, в чём сила невербалики и как научиться видеоблогингу: продолжили беседу с режиссёром Андреем Няньчуком.
Научитесь: Сторителлинг
Узнать большеКраткая справка
Андрей Няньчук — режиссёр театра и кино, лауреат Каннского фестиваля в номинациях «Лучший музыкальный фильм» и «Лучшая мужская роль», тренер по невербалике и основатель «Академии невербалики», а также эксперт по публичным выступлениям. Преподаёт на курсе «Сторителлинг».
В интервью Андрей рассказал:
- насколько успех проекта зависит от ведущего;
- что надо сделать, чтобы заслужить десять ТЭФИ;
- чему блогерам стоит поучиться у «ящика»;
- почему изучение невербалики так полезно;
- кто лучший ведущий на телевидении.
В прошлый раз мы выяснили у Андрея, как создаётся телевидение в России и как ведущему пробиться на ТВ. Теперь расспросили о специфике телевизионной работы и его преподавательской деятельности.
Краткая справка
Андрей Няньчук — режиссёр театра и кино, лауреат Каннского фестиваля в номинациях «Лучший музыкальный фильм» и «Лучшая мужская роль», тренер по невербалике и основатель «Академии невербалики», а также эксперт по публичным выступлениям. Преподаёт на курсе «Сторителлинг».
«Несколько десятков программ я воспитывал, запускал, консультировал или отстраивал с нуля»
— Вы были режиссёром и ведущим на центральном ТВ. А как стали преподавать и тренировать других?
— Я начал преподавать, потому что людям нужны знания, которые у меня есть. Когда я только решил заняться телевидением, никто не мог мне ответить на мои вопросы. Я ходил к людям и просил объяснить мне что-то, а многие сами не до конца понимали, что делают. В стране появились иностранные специалисты, я замучил их до такой степени, что они не знали, куда от меня деться: им приходилось читать мне лекции.
Позже, когда стали обращаться уже ко мне, я понял, что не имею права не пойти навстречу. Потому что помнил, как редко я находил тех, кто мог поделиться со мной своими знаниями. Сейчас я учу людей, они меняются и достигают результатов. И судя по тому, что происходит, всё не зря.
— О каких результатах идёт речь?
— Если говорить именно о телевидении, то у меня несколько десятков программ, которые я воспитывал, запускал, консультировал или отстраивал полностью с нуля. Другие я придумывал и отдавал людям, которые их запускали. Порядка десятка программ получили ТЭФИ.
Что касается невербального языка, который я преподаю, многие мои ученики кардинально поменяли жизнь. Например, одна девушка, обыкновенная закройщица в доме быта, после занятий со мной развелась с мужем, бросила работу, продала квартиру и уехала в Лондон. Там она сняла стеклянный павильон, стала шить и выставлять свои модели. Девушку увидел один дизайнер, пригласил поучаствовать в конкурсе, где её заметил знаменитый кутюрье — и взял к себе главным конструктором.
«Одна девушка после занятий со мной развелась с мужем, бросила работу, продала квартиру и уехала в Лондон»
— Как невербалика помогает в повседневной жизни? Чему вы учите на своих мастер-классах?
— Я ставлю ученикам задачи для решения какой-то определённой проблемы. Люди над ними стараются, трудятся, и за это время снимают с себя блок защиты, контроль. Та часть тела, которая мне нужна, расслабляется и действует так, как задумано природой. Постепенно человек начинает пользоваться тем языком, который запрещал себе всю жизнь. И я вижу, как меняются люди, как начинает работать их фантазия.
Понимаете, наши психологические зажимы усиливаются физическими зажимами. Запретами, которые мы накладываем на наше тело в течение жизни. Человек рождается свободным, способным пользоваться невербальным языком. Пока мы не умеем говорить, нам приходится коммуницировать с окружающим миром жестами, мимикой, звуком голоса, тембром. Когда появляется вербальное общение, нам запрещают размахивать руками, заставляют сидеть скромно и так далее. И это очень плохо.
А вот когда ты пользуешься невербальным языком, то нет нужды говорить лишние слова. Уходит желание вставлять междометия, потому что ты можешь доиграть это слово мимикой, жестом или позой. Мысль течёт свободно, и ты, размахивая руками, увеличиваешь объём своей фантазии, раскрываешь творческие способности, начинаешь творить.
Нужно ли блогерам профильное образование?
— У вас есть свой YouTube-канал. Для кого в первую очередь записываете уроки по невербалике и мастер-классы?
— Два или три года назад у меня появился продюсер, который принуждал меня делать уроки онлайн, потому что все уходят туда. Я пытался ему объяснить, что это профанация. Всё равно что читать книжку по плаванию. Какой бы замечательной она ни была, начитавшись её, ты пойдёшь плавать и утонешь — ведь плавание требует практики. Но он был настойчив. Тогда я решил снимать на видео маленькие мастер-классы, чтобы люди их могли хотя бы увидеть, а не просто послушать. То же самое я, по сути, делаю и у вас в Skillbox — снимаю упражнения, которые помогают решать определённые вопросы.
— Можно ли сказать, что YouTube-блогеры — это новые телеведущие? Некоторые даже переходят оттуда в телевизор. Это норма, или они отстают от ведущих с профильным образованием?
— У человека с профильным образованием есть ключик — метод, с которым он подходит к исполнению задач. Остальным приходится изобретать велосипед: тратить силы и энергию на то, что можно сделать гораздо быстрее. Но тут нужно помнить об одной вещи.
У некоторых есть уникальная природная предрасположенность. Недавно открыл для себя ведущую Чума Вечеринка. Девочка создала свой собственный язык и покорила интернет. В ней есть и природные качества — невероятные обаяние и азарт. Она нигде не училась и сделала себя сама, но таких в реальности единицы. К сожалению, не всем везёт, не всех замечают продюсеры.
— Телеведущим может стать любой человек? Или для этого нужны какие-то особые задатки, без которых невозможно попасть в профессию?
— Абсолютно любой — это вопрос усердия и желания. Тут всё как с пением. Многие хотят научиться, но ничего не делают для этого, объясняя «отсутствием слуха». Но людей без музыкального слуха нет, есть те, у кого он не развит. Если брать уроки и тренироваться каждый день, будет результат. То же и здесь. Любой может стать телевизионным ведущим, если у него есть к этому великое желание, усердие и запрос на образование. Главное — найти людей, которые смогут тебя научить. Иначе придётся сидеть и ждать, когда удача повернётся и тебя заметят.
Как передавать эмоции одной мимикой
— В программе вашего курса «Ведущий видеоблога» есть урок «Движение головы», в котором студент узнаёт, как передавать эмоции с помощью мимики и движений головы, носа, бровей, глаз, век, губ, рта, подбородка. Как это — передавать эмоции с помощью носа?
— Нос — самый крупный предмет на лице. Даже когда мы не видим издалека глаза человека, всё равно можем определить нос. Он рисует направление. Например, в театре у кукол не двигаются глаза, и мы можем определить, куда они смотрят, только по носу. Мало того, он показывает эмоции. Не зря есть столько выражений: «ходить с опущенным носом», «задирать нос», «воротить нос».
Поэтому нос — очень значимая часть лица, которая играет большую роль в невербальной коммуникации. Как и голова в целом. Мы со спины можем определить, в каком настроении человек, если его голова безвольно опущена вниз или, наоборот, запрокинута вверх.
— По сути, невербалика, которую студенты изучают на курсе, — то же актёрское мастерство. Насколько здесь уместен онлайн-формат?
— Если человек не ленится, а самостоятельно практикуется и делает домашнее задание после каждого урока, то толк есть. Телеведущему всё-таки предстоит работа на камеру, поэтому навык можно изучить и таким способом. Кроме того, у нас будет несколько занятий офлайн. Я встречусь в Москве с теми, кто сможет, и помогу им — научу не бояться камеры, общаться с ней как с человеком.
— Чем может заниматься студент после того, как закончит курс, помимо работы ведущего или развития собственного блога? Где ещё пригодятся навыки, которые он получит?
— В деловом и личностном общении с людьми. В программе есть основы коммуникации, которые в любом случае будут полезны. Например, я учу слушать других людей, что очень важно для телеведущего в контексте интервью. Если внимательно слушать собеседника и смотреть на него, он сам всё расскажет без лишних вопросов.
Когда человек чувствует, что его слушают, это ему льстит, он расслабляется и говорит охотнее — вам остаётся только подталкивать его в нужном направлении.
— Что представляет собой дипломный проект в конце курса — видеовизитка? Поможет ли она выпускнику найти работу?
— Видеовизитка — это то, что проще всего послать на телеканал. Одно дело резюме, в котором можно написать что угодно и которому не все склонны доверять. Увидеть человека глазами — совсем другое дело. Можно понять, насколько он свободен в отношениях с камерой, как держит материал, выразительно ли говорит, красивый или некрасивый.
Причём последнее для телевидения не имеет никакого значения — любая внешность может быть обыграна. У Сирано де Бержерака был большой нос, и он сделал его своей фишкой. Всегда шутил по этому поводу, сочинял стихи и вошёл в историю как поэт с большим носом — хотя большого носа у него не было. Просто он был поэтом с воображением, а где оно есть, там есть и большие комплексы. В случае с ведущим любой недостаток можно сделать достоинством.
— Если отойти от ведущих и блогеров. Совет по невербалике, который пригодится любому человеку?
— Когда говорите, помогайте себе руками и мимикой, тогда вы будете более выразительны. Каждое наше слово воспринимается другим человеком по-своему. Слово одно, но разные люди воспринимают его по-разному. Мимикой вы дополняете речь, что даёт возможность не говорить лишних слов. Мимика показывает отношение, а руки — объём.
Блиц
Как говорится: спрашиваем кратко, но отвечать можно не совсем кратко
— Какой ваш личный топ отечественных ведущих?
— Мне нравилась первая ведущая «Орла и Решки», Жанна Бадоева. Она нашла интересную штуку — придумала жест впечатления. И ещё, конечно, Регина Тодоренко. Формат позволял ей баловаться, и она делала это очень органично. Ваня Ургант в первой части своего карьерного роста был свеж и азартен. Но в таком объёме сложно долго существовать, он устал. Из зарубежных, тут ничего нового не скажу, — Ларри Кинг и Опра Уинфри. Они самые яркие.
— Какие книги должны прочитать все, кто хочет работать на телевидении?
— Прежде всего, это классика. Именно классика, а не современная литература учит слогу, помогает говорить и ориентироваться в своей речи. Учит ставить знаки препинания, что важно не только при написании, но и при произношении. Учит образному мышлению — ничто не тренирует фантазию лучше, чем классическая художественная литература.
Сторителлинг
Вы научитесь рассказывать истории через текст и визуальные образы. Поймёте, как погружать людей в повествование, управлять эмоциями аудитории и транслировать идеи. Сможете увлекательно презентовать свои проекты.
Узнать подробнее