Фаббинг: что это такое и чем он мешает образованию / Skillbox Media
Учащиеся нередко уделяют больше внимания своему смартфону, чем занятию. Рассказываем, почему это происходит и эффективен ли запрет гаджетов на уроках.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеИз этой статьи вы узнаете:
- что такое фаббинг простыми словами и чем вредит это явление;
- насколько распространён фаббинг на учебных занятиях и чем он вызван (как оказалось, дело не только в скуке);
- влияет ли фаббинг на академические результаты;
- как преподаватели относятся к тому, что студенты проверяют соцсети и мессенджеры на занятиях;
- эффективен ли полный запрет смартфонов в аудитории и как ещё можно бороться с фаббингом.
Что такое фаббинг и чем он вредит
Бывало, что вы разговариваете с другом, родственником или коллегой, со своим студентом, а ваш собеседник постоянно отвлекается на свой смартфон? Вот уже больше десяти лет для этого феномена существует специальный термин «фаббинг» (англ. phubbing) — смесь английских слов phone («телефон») и snubbing («пренебрежение»). То есть фаббинг — это пренебрежение к собеседнику, которое проявляется, когда вы отвлекаетесь на свой телефон вместо того, чтобы поддерживать беседу. Термин изобрели сотрудники рекламного агентства McCann в рамках маркетинговой кампании для нового издания словаря австралийского английского языка.
По данным исследования 2016 года, более 17% людей «фаббят» других как минимум четыре раза в день. Ещё почти 24% уверяют, что с такой же регулярностью становятся жертвами фабберов — так называют тех, кто проявляет пренебрежение. Согласно тому же исследованию, люди, которые испытали фаббинг на себе (их называют «фабби»), с большей вероятностью сами достают телефоны, чтобы полистать ленту в социальных сетях. Такой порочный круг.
Причём, как показало одно российское исследование, большинство из 525 опрошенных считает себя жертвами фаббинга, а не фабберами. В целом же 25% респондентов склонны к этой привычке, 75% не выпускают телефон из рук, а 56% проверяют его, как только проснутся.
Но так ли вреден фаббинг? Может, это новая норма поведения? Если верить ещё одной научной работе 2018 года, фаббинг представляет угрозу для чувства принадлежности к сообществу, самооценки, чувства контроля и осмысленности жизни. А что насчёт вреда для учебного процесса? Ведь уткнувшиеся в свои телефоны ученики на уроках в школе или лекциях в университете, а также сёрфинг в соцсетях параллельно онлайн-занятию с преподавателем — типичная современная картина.
Насколько распространён фаббинг в образовании
Согласно словарному определению фаббинга, он всегда происходит в каком-то социальном контексте. В том числе — в учебном. Такой вид фаббинга называют classroom phubbing, что можно перевести как «фаббинг в аудитории» или «фаббинг на занятии».
Опрос, проведённый исследователем Тзином Назиром из Университета Ибн Хальдуна в Стамбуле, показал, что около 41% студентов используют смартфон по крайней мере один раз за занятие — чтобы заглянуть в соцсети или мессенджеры. Среди причин, по которым учащиеся обращались к телефону, были:
- скука;
- непонимание содержания лекций;
- зависимость от смартфона.
Результаты ещё одного опроса — среди мексиканских студентов — указывают на то, что смартфоны в аудитории без согласия преподавателя используют от 50 до 75% учащихся. Есть также похожее исследование среди 643 студентов мексиканского Автономного университета Хуареса в Табаско. Учёные выяснили, что 83% студентов не знали, что такое фаббинг. При этом 54% регулярно проверяли телефоны во время занятий — то есть становились фабберами по отношению к преподавателям. Значительная часть респондентов (45%) не хотела бы отказываться от привычки пользоваться мобильным в аудитории. И лишь 23% заявили о том, что хотят избавиться от неё.
Авторы этой научной работы считают, что возможная причина фаббинга на занятиях — «желание студентов найти эмоциональную поддержку в соцсетях, особенно когда эта потребность не может быть удовлетворена в реальной жизни». Также они ссылаются на ещё одно исследование, опубликованное в 2020 году учёными из Китая. В нём одной из причин фаббинга среди студентов называют FoMO (англ. fear of missing out) — феномен, название которого на русский переводят как «синдром упущенной выгоды» или просто «страх что-то пропустить». Это тревожное состояние, которое заключается в боязни не увидеть важные новости — в том числе в соцсетях.
Директор Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Баранова в беседе со Skillbox Media соглашается:
«Мы отвлекаемся на телефон, потому что боимся пропустить какое-то событие, какую-то информацию. И это приводит к тому, что человек становится зависимым от информационного потока. Обращение к телефону, убегание от реальной жизни превращается в психологическую защиту, которая позволяет человеку вернуть себя в комфортное состояние — но лишь на короткое время. По-настоящему справиться со стрессом не получается, потому что с ним можно бороться только через какое-то действие. Когда мы погружаемся в телефон, этого действия не происходит. Тогда стресс переходит в третью стадию, стадию истощения, или дистресса. А дальше возникают проблемы с ментальным здоровьем».
Татьяна Баранова считает, что фаббинг — это зависимость. Ведь человек попросту не может контролировать себя, обращаясь к своему телефону во время беседы или учебного занятия. Возможно, он даже не отдаёт себе отчёт в том, что его поведение вызывает у других людей дискомфорт. По словам эксперта, бороться с этой проблемой нужно, обращаясь к психологу, а в более тяжёлых случаях — к психотерапевту.
Читайте также:
Учёные узнали, как цифровая среда влияет на психику школьников
Влияет ли фаббинг на успеваемость
Как действующий преподаватель, Татьяна Баранова тоже часто замечает, что её студенты, особенно на задних партах, пользуются смартфонами во время занятий. «Поэтому и возникла идея провести некое изыскание — пока лишь среди студентов гуманитарных направлений, — чтобы выявить, насколько действительно обучающиеся зависимы от своих гаджетов», — рассказала она.
Результаты исследования Татьяны Барановой и её коллег из Гуманитарного института СПбПУ были опубликованы в ноябре 2022 года. В опросе, посвящённом фаббингу в образовательном контексте, приняли участие 108 студентов гуманитарных направлений, 67 девушек и 41 юноша. Им предложили ответить на пять вопросов, чтобы оценить их зависимость по специальной шкале фаббинга. Выяснилось, что 70% опрошенных подвержены этому явлению.
«Один из вопросов, ответ на который меня очень удивил, был о том, как часто респондент обращается к телефону в состоянии тревоги, стресса, — говорит Татьяна. — В ответах на этот вопрос средний показатель приближался к пяти из пяти баллов. Иначе говоря, студенты неосознанно используют эту психологическую защиту — погружаются в виртуальный мир».
Кроме того, исследователи выяснили, как склонность к фаббингу соотносится с успеваемостью, проверив оценки респондентов за предыдущую экзаменационную сессию. Оказалось, что те, у кого присутствует зависимость от смартфона, демонстрировали невысокие академические успехи.
Однако Татьяна Баранова считает, что конкретные выводы пока делать рано: «Говорить определённо, что корреляция между склонностью к фаббингу и успеваемостью существует, ещё, пожалуй, нельзя — потому что и выборка была не столь большая, и хотелось бы задействовать также студентов других направлений. Исследование будет продолжаться, мы будем расширять возрастную категорию и разнообразие профессиональной специфики учащихся».
Как фаббинг влияет на преподавателей
В упомянутой выше работе турецкого исследователя Тзина Назира много внимания уделено как раз проблеме влияния фаббинга на преподавателей. В этом исследовании приняли участие 50 преподавателей разных возрастов из частных университетов Стамбула.
Сначала исследователь выяснил, как вообще преподаватели относятся к фаббингу. Среди респондентов 30–40 лет 93% мужчин и 98% женщин заявили, что их отвлекают звуки, издаваемые телефонами учащихся. Среди мужчин старше 40 этот показатель составил 66%, а среди женщин этого возраста — 58%.
Когда же преподаватели просто видят, что студенты пользуются смартфонами во время занятий, 95% мужчин и 98% женщин в возрасте от 30 до 40 испытывают беспокойство или отвлекаются. Среди людей старше 40 эти цифры гораздо ниже — 61% мужчин и 55% женщин. Выходит, преподаватели в возрасте до 40 лет гораздо чувствительнее реагируют на проявления фаббинга на их занятиях.
В дополнение к опросу исследователь провёл с преподавателями интервью длительностью по 15–25 минут. Выяснилось, что из-за фаббинга молодые сотрудники вузов «чувствуют, что они недостаточно компетентны и что их лекции не очень хорошо подготовлены, так как они не могут удержать внимание студентов». По словам респондентов, это снижает их мотивацию, а также вредит динамичности и связности лекции. Некоторые преподаватели даже признавались, что, когда фаббинг повторяется из раза в раз, они в конце концов перестают видеть смысл в тщательной подготовке к занятиям.
Читайте также:
В НИУ ВШЭ проанализировали нагрузку вузовских преподавателей
Однако преподаватели старше 40 лет склонны смотреть на ситуацию иначе. Согласно результатам интервью, они, как правило, не принимают фаббинг на свой счёт и придерживаются мнения, что смартфоны — это просто часть жизни студентов, и использование гаджетов не оказывает значительного влияния на успешность лекций.
Деятельные реакции на фаббинг, как обнаружил Тзин Назир, тоже отличались. Преподаватели в возрасте 30–40 лет делали предупреждения студентам-фабберам или пристально смотрели на них, а после нескольких предупреждений просили покинуть аудиторию. Молодые педагоги сами отмечают, что фаббинг заставлял их проявлять нежелательную агрессию и ухудшал настроение. В свою очередь учителя старше 40 стараются игнорировать случаи фаббинга, хотя некоторые из них и воспринимают его как проявление неуважения.
Как бороться с фаббингом в учебной аудитории
Первая мысль, которая приходит на ум при размышлении о способах борьбы с фаббингом, — полный запрет на использование телефонов на занятиях. Эффективности такого решения уже посвящено несколько исследований.
В эксперименте, результаты которого были опубликованы в 2015 году, выяснилось, что после запрета телефонов в нескольких британских школах результаты тестов у подростков 16 лет улучшились на 6,4%. Эффект был заметнее у школьников с низкой успеваемостью, а вот на отличников запрет повлиял незначительно. Эти результаты говорят о том, что запрет на использование смартфонов может снизить разрыв между успевающими и неуспевающими учениками, считают авторы.
«Недавние исследования, проведённые в Испании и Норвегии с использованием похожей эмпирической стратегии, тоже показали значительные преимущества запрета мобильных телефонов для успеваемости учеников — с количественно сопоставимым эффектом», — добавляют учёные.
А вот исследователи из Швеции, изучившие влияние запрета на мобильные в нескольких средних школах, заключили: «Общая картина такова, что никаких заметных преимуществ запреты не принесли».
Читайте также:
Смартфоны в школе: что можно, а что нельзя
В ещё одном норвежском исследовании с использованием данных из 493 школ авторы сообщили: «Наши результаты говорят об отсутствии какого-либо всеобщего эффекта на успеваемость учащихся от запрета на использование мобильных телефонов. Таким образом, наши оценки отличаются от предыдущих данных, озвученных в научной литературе». Тем не менее, если рассматривать только частные школы, положительное влияние запрета на успеваемость заметно, оговариваются исследователи.
Как же бороться с фаббингом, учитывая неоднозначные выводы исследований о пользе запретов на мобильные?
«Запреты никогда ни к чему хорошему не приводят, — говорит Татьяна Баранова. — Важнее личная осознанность, самоконтроль студентов. Ученик должен сам себя контролировать и ощущать эту грань, когда продолжать сидеть в телефоне — значит, нарушать допустимые нормы общения, правила поведения в учебном заведении. Ну а если речь о настоящей зависимости, то — так же как в любой тяжёлой психологической ситуации, — советую обращаться к специалистам и побольше заниматься физической активностью и другими видами деятельности».
Татьяна Баранова поделилась, что при столкновении с фаббингом старается переключить внимание студента на то, что он может получить из интернета полезную информацию по теме занятия. По её словам, это работает, если занятия проходят в небольших аудиториях. А вот во время лекций, на которых обычно присутствует несколько групп студентов и сложно контролировать каждого учащегося, преподаватель рассчитывает на мотивирующие факторы. Например, можно указывать на то, что в интересах самих студентов получить на занятии знания и навыки, которые необходимы для успешной сдачи экзамена и пригодятся в будущей профессиональной деятельности.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Как устроить детокс от смартфона ради учёбы
- Только 16% школьников используют гаджеты в первую очередь для учёбы
- Исследователи назвали причину развития клипового мышления у школьников
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее