Образование #Статьи

23 августа, 2025

Георг Кершенштейнер и его трудовая школа: как учитель физики изменил немецкое образование / Skillbox Media

Как педагог придумал систему создания «человека полезного» и пришёл к выводу, что деятельное обучение важнее книжных знаний.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Георг Кершенштейнер (1854–1932) — немецкий педагог и реформатор образования, который выступал за обучение действием, гражданское воспитание и тесную связь школы с реальной жизнью.

Как и его современники Джон Дьюи, Антон Макаренко, Мария Монтессори и прочие, Кершенштейнер отнесён ЮНЕСКО к выдающимся педагогам мира, оставившим свой след в образовательной мысли. Однако некоторые его идеи и в прошлом столетии воспринимались неоднозначно, и сейчас выглядят во многом спорными.

Главные труды Кершенштейнера: «Гражданское воспитание молодёжи» (1901 год), сборник статей «Основные вопросы школьной организации» (1907 год), «Трудовая школа» (1912 год), «Базовая аксиома учебного процесса» (1917 год).

От помощника учителя до реформатора образования

Родился будущий реформатор немецкой педагогики в Мюнхене, в семье небогатых предпринимателей. Учился он в приходской школе, а в двенадцать лет поступил в педагогический колледж (нем. das Lehrerseminar), где готовили учителей начальной школы (туда можно было поступить без аттестата о среднем образовании).

Окончив колледж, юный Кершенштейнер поработал помощником учителя в сельских школах, а потом всё же отучился в последних двух классах средней школы и в 23 года поступил в Мюнхенский технический университет — одно из самых престижных учебных заведений Германии. Изучал он там физику и математику, и успешно — позднее получил докторскую степень.

Панорама с видом на главное здание Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана, где Кершенштейнер получил докторскую степень, а гораздо позднее стал почётным профессором. Рисунок, ок. 1888 годаИзображение: Gustav Seeberger / Public Domain

После этого Кершенштейнер больше десяти лет преподавал физику и математику в разных городах Баварии, а затем вернулся в Мюнхен. Здесь в 1895 году его избрали школьным советником (нем. der Schulrat) — так называлась должность чиновника по надзору за народным образованием. На этом посту он прослужил до 1918 года, после чего ушёл в отставку и стал почётным профессором Мюнхенского университета.

Во время службы в качестве школьного советника Кершенштейнер реформировал мюнхенские народные школы и создал профессиональное училище, а ещё сформулировал свои педагогические идеи в книгах и статьях.

Его концепции вызвали большой интерес у международного сообщества. В начале XX века книги Кершенштейнера переводились на множество языков, включая японский и китайский, а сам он выступал с лекциями в Европе, Америке и России. Так, в 1913 году Кершенштейнер посетил Первый всероссийский съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге.

Казалось бы, взгляды Кершенштейнера должны были пользоваться популярностью и после Октябрьской революции — ведь большевики тоже экспериментировали с концепцией трудовой школы, а Антон Макаренко построил на ней систему воспитания трудных подростков. Однако в СССР больше склонялись к идеям американского реформатора Дьюи, а вот к Кершенштейнеру относились крайне негативно. Автор первых советских учебников Альберт Пинкевич писал в своём «Кратком очерке истории педагогики»: «Кершенштейнер настолько чужд нам по строю, всей своей идеологии, что интерес к нему может быть только интересом исторического порядка».

Что же это за идеология и почему взгляды Кершенштейнера не только отвергались в советскую эпоху, но и в наше время воспринимаются неоднозначно?

Педагогические идеи Кершенштейнера

Педагогическая концепция Георга Кершенштейнера во многом была основана на взглядах Иоганна Песталоцци (1746–1827) — в первую очередь на идее трудового обучения. К тому же тогда уже действовала Лабораторная школа Джона Дьюи — образовательный эксперимент, построенный на обучении действием. Развивая эти подходы, Кершенштейнер считал, что школа должна отказаться от «книжности» и развивать в первую очередь практические навыки и умения, давая необходимый минимум теоретических знаний.

С точки зрения психологии это имеет смысл — дети познают мир в движении и действии, а принудительная «зубрёжка» лишь убивает мотивацию учиться. А обучение в трудовой школе, в отличие от «книжной», происходит в тесной связи с реальной жизнью, основывается на опыте учеников, который они получают в мастерских, в саду или на ферме.

Образец скворечника для индивидуальной работы ученика в мастерской. Иллюстрация из издания «Трудовой школы» 1920 годаИзображение: Kerschensteiner, G. Begriff der Arbeitsschule. B. G. Teubner, 1920 / Project Gutenberg

Именно такой подход, согласно Кершенштейнеру, позволяет ученику усвоить какое-либо знание, осмыслить и соотнести его с собственными ценностями. Решая трудовые задачи, ребёнок, считал педагог, развивает логическое мышление и самостоятельность, учится планировать свою деятельность и оценивать её результат.

«Именно то, что для нас ценнее всего в истинно образованном человеке, — крепость, сила и законченность характера — развивается, прежде всего, только из деятельности. Да и наши самые глубокие убеждения, наши самые полезные, самые ценные и особенно дольше всего остающиеся в памяти познания получали мы меньше всего благодаря обучению или книгам, а, напротив, скорее из практической жизни, из самостоятельной, продуктивной работы», — писал педагог в статье из сборника «Основные вопросы школьной организации» (1907 год).

Как и Песталоцци, Кершенштейнер придавал педагогике важное социальное значение и фокусировался на образовании людей с низким достатком. Множество детей и подростков в Германии на рубеже веков не могли получить качественное образование, и их ждала тяжёлая жизнь. По мнению Кершенштейнера, трудовые народные школы могли исправить ситуацию. В них ученики получали бы универсальные профессиональные навыки, развивали трудолюбие и ответственность, учились применять свои возможности в текущих социальных условиях.

Кухня и столярная мастерская в начальной школе на Альфонсштрассе, Мюнхен, 1912 годФото: Bayerischer Architekten- und Ingenieur-Verein. München und seine Bauten. F. Bruckmann, 1912 / Bayerische Staatsbibliothek
Кухня и столярная мастерская в начальной школе на Альфонсштрассе, Мюнхен, 1912 годФото: Bayerischer Architekten- und Ingenieur-Verein. München und seine Bauten. F. Bruckmann, 1912 / Bayerische Staatsbibliothek

На посту школьного советника в Мюнхене у Кершенштейнера были возможности реорганизовать народное образование согласно своим принципам, чем он и занимался. Чтобы превратить «книжные» школы в трудовые, педагог предлагал:

  • обучать посредством продуктивного труда;
  • обеспечить углублённое изучение отдельных тем и вопросов вместо стремления охватить как можно больший объём знаний;
  • связывать преподаваемый материал со школьной и внешкольной жизнью учеников;
  • усиленно преподавать рисование, чтобы развивать у школьников умение наблюдать и создавать образы;
  • поощрять самостоятельность детей, создавать условия для творческого проявления;
  • придавать особое значение вопросу «Как учить?», а не «Чему учить?», и ставить качество приобретаемых навыков выше, чем объём знаний.

Новаторской для рубежа XIX–XX веков была концепция дополнительной школы — по сути, профессионального училища. В него могли поступать подростки, лет в 14–15 окончившие народную школу, и продолжать своё профессиональное обучение. Заодно там у них воспитывали гражданскую ответственность.

Вопросы гражданского воспитания Кершенштейнер тесно связывал с концепцией трудового обучения. Связанные с этим идеи во многом противоречат современной педагогике, ставящей личность ученика в центр образовательного процесса. Кершенштейнер целью образования видел создание «человека полезного».

Существование личных интересов и устремлений, по Кершенштейнеру, оправданно только в той мере, насколько они служат общему благу — целям государства. Образованный человек, считал педагог, — это полезный гражданин, который понимает свою роль и своё место в социуме и прилагает все силы для служения своему народу.

«Путь к идеальному человеку идёт только через человека полезного. Полезный же человек тот, кто знает задачу свою и своего народа, имеет силу и волю, чтобы её выполнить. Только в той мере, в какой ему это удастся, народ может ценить его как человека… Знать свою задачу и развивать и укреплять на ней свой разум, волю и силы — первая проблема на пути к образованию. Профессиональное образование стоит на пороге общечеловеческого образования», — утверждал Кершенштейнер в «Основных вопросах школьной организации».

Из этого следовало, что если государству нужно большое количество работников физического труда (что было справедливо в начале XX века), то большинство народных школ должно готовить сельскохозяйственных и фабричных рабочих. В специалистах интеллектуального труда потребность гораздо ниже, а значит, для их подготовки хватит небольшого числа школ. Более того, по убеждению Кершенштейнера, большинство учеников «из народа» имеют врождённые способности именно к физическому труду, а значит, эти способности и нужно развивать в трудовых школах.

Из-за этого подход Кершенштейнера критиковали современники. Сторонники традиционной педагогики — за то, что он значительно уменьшает объём теоретических знаний в учебных планах. А советские реформаторы — за то, что система образования Кершенштейнера воспитывает послушных рабочих, «удобных» для капиталистического строя. При этом нельзя отрицать, что Кершенштейнер хорошо понимал социально-экономические течения своей эпохи, и его реформы отвечали духу времени.

Цитаты Кершенштейнера

Интересные факты о Кершенштейнере

  • Кроме педагогики, Георг Кершенштейнер занимался и политикой. С 1912 по 1918 год он был депутатом рейхстага от Прогрессивной народной партии Германии, выступавшей за социал-либеральные реформы.
  • Кершенштейнер также интересовался психологией детского рисунка и, проанализировав множество детских работ, в 1905 году выпустил книгу «Развитие художественного творчества ребёнка». Он придавал рисованию большое значение для развития наблюдательности у ребёнка.
Примеры детских рисунков из книги «Развитие художественного творчества ребёнка»Изображение: Kerschensteiner G. Die entwickelung der zeichnerischen begabung. C. Gerber, 1905 / Harvard College Library Archive.org
  • Во многих городах Германии, в том числе в Берлине, Мюнхене и Гамбурге, есть улицы, названные в честь Кершенштейнера. Также его имя носит премия, которую Немецкое физическое общество присуждает лучшим учителям и преподавателям физики.

Читайте также:

  • Ян Амос Коменский: кратко о педагогической концепции
  • Как обучение на основе феноменов учит решать реальные проблемы
  • Конструктивизм в обучении: почему этот педагогический подход не стал массовым

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее