Кино и музыка #Статьи

23 августа, 2025

Почему классическое образование мешает саунд-дизайнеру? Рассказываем об индустрии изнутри / Skillbox Media

Мы поговорили с саунд-дизайнером Николаем Турчинским о музыке, крупных заказах от иностранных компаний и саунд-образовании.

Содержание:

    Научитесь: Профессия Sound Designer

    Узнать больше

    (Николай Турчинский)

    Саунд-дизайнер, продюсер, мультиинструменталист

    Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

    Автор треков для Audi, McDonald’s, Skyeng, Playtronica.

    Лауреат Международного конкурса инструментальной музыки им. Яна Сибелиуса (2013 г., Турку, Финляндия) ― 1-е место, специальный приз жюри ― «Лучшее выступление».

    Преподаватель курса по элементарной теории музыки в Ableton Live для детей и взрослых.

    Ссылки

    (Николай Турчинский)

    Саунд-дизайнер, продюсер, мультиинструменталист

    Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

    Автор треков для Audi, McDonald’s, Skyeng, Playtronica.

    Лауреат Международного конкурса инструментальной музыки им. Яна Сибелиуса (2013 г., Турку, Финляндия) ― 1-е место, специальный приз жюри ― «Лучшее выступление».

    Преподаватель курса по элементарной теории музыки в Ableton Live для детей и взрослых.

    Ссылки

    — Расскажи, как ты попал в электронику?

    — В детстве я очень сильно болел астмой, и родители откуда-то узнали, что духовые инструменты помогают побороть эту болезнь. Так они отдали меня на кларнет. А потом и на фортепиано, видимо, быстрые пальцы тоже в жизни пригодятся, решили они.

    Поэтому я прошёл все круги ада классического образования, начиная от музыкальной школы и заканчивая Московской консерваторией.

    — У тебя есть классическое музыкальное образование. Расскажи, оно нужно для саунда? Чем оно помогает?

    — Нет, для саунда оно не требуется. Конечно, если ты планируешь всю свою жизнь посвятить академической музыке, играть в оркестрах, преподавать в классической музыкальной школе и прочее, то тебя в эту область без корочек просто не пропустят.

    А если ты хочешь просто сочинять музыку, создать группу, выступать с ней в своё удовольствие, то академическое образование только сковывает и мешает.

    Оно постоянно вылезает у тебя в голове при создании треков, выступает как преподаватель по композиции в последней инстанции, в общем, всячески мешает творческому процессу.

    Да, базовые знания по сольфеджио, конечно, лишними не будут, но их можно упаковать в пару-тройку месяцев обучения, а никак не в устаревшие 5–8 плюс 4 плюс 5 лет (музыкалка + колледж + консерватория).

    ― Расскажи про главные минусы классического музыкального образования. Как ты их компенсировал, как получилось избавиться от того, что мешало?

    ― Как я уже сказал, нас учат так же долго, как врачей: сначала музыкалка пять лет, потом колледж четыре, затем консерватория пять. И, к моему большому сожалению, из нас делают ремесленников, а не творцов.

    Мы выходим из «консервы» (а это слово очень точно отражает то, что там происходит и во что там закатывают студентов) ремесленниками, которые максимально точно умеют повторять идеи других композиторов, и это меня всегда расстраивало. Я не хотел быть винтиком в гениальных композициях других авторов, мне всегда это казалось каким-то самообманом, поэтому сочинять я начал в юном возрасте и сразу понял для себя, что эта область творчества мне по душе.

    Сразу хочу сказать — я не осуждаю ремесленников и уважаю их труд, но мне это не близко. А мешает в первую очередь голова и знания как раз. Я прочитал однажды в интервью Челентано, где его спрашивают, как он без образования стал таким актёром, и он ответил, что это помогает ему оставаться ребёнком в кадре, а дети ― это про искренность. Мне очень откликается это высказывание и такая позиция.

    Иногда я умышленно практикую создание музыки с непрофессионалами, и это даёт ощущение искренности и лёгкости, ведь всё гениальное просто.

    ― Насколько саунд-дизайн для тебя творческое занятие?

    ― Любое создание нового ― это уже про творчество. И тут уже не столь важно, саунд-дизайн это, музыка для рекламы или трек для себя. Ты творец, тебя ничто не ограничивает и не вводит в рамки, главное — творить!

    ― Важен твой опыт: расскажи, как перестать бояться и сделать первый трек, как вообще не бояться критики и того, что ничего не получится? Как избавиться от страха ошибки?

    ― Хочется уже отойти от классического образования, но всё же такие комплексы чаще всего образуются у людей с дипломом. Это не пустые слова, а наблюдения за своими однокурсниками.

    И это серьёзная проблема множества классических музыкантов, которые не могут создать что-то своё, так как в твоей голове уже засел препод, который знает, «как надо».

    И это уже психология. Тебе нужно избавиться от него, расстаться с ним, сепарироваться от него, осознать, что эти правила придуманы не тобой и тебе они только мешают начинать и заканчивать. Мне в этом очень помог Антон Маскелиаде ― преподаватель одноимённой школы по звукорежиссуре и электронной музыке. На занятиях он был не только преподавателем теории, но и музыкальным психологом, что дало невероятный толчок в творчестве и помогло побороть страх.

    ― Какие, на твой взгляд, перспективы у индустрии саунд-дизайна? Чего ждать людям, которые сейчас собираются обучаться?

    ― Я считаю, что никогда не поздно начать пилить тиктоки, писать треки или завести твиттер. На каждого найдётся свой слушатель. В первую очередь нужно это делать для себя и не ждать денег/славы ― они придут сами.

    И главное — нам всем придётся как-то подружиться с искусственным интеллектом.

    ― А какие особенности работы? Как много можно заработать саундеру?

    ― Сложно назвать какую-то конкретную сумму, так как композитор всегда работал и работает как фрилансер + в нашей области большую роль играет сарафанное радио, поэтому надо общаться и предлагать себя. Профессия очень востребована, так как количество контента только возрастает.

    ― Сложно было получать заказы от крупных иностранных компаний?

    ― Раньше было намного проще с этим, так как все иностранные компании имели представительства в РФ. Мне удалось посотрудничать с Audi Russia, McDonald’s Russia и прочими иностранными компаниями, работавшими тогда в России, сейчас весь этот рынок рекламы ушёл. Поэтому пришлось регистрироваться на LinkedIn.

    ― На чём ты работаешь? Какие программы ты используешь, какие посоветуешь, где брать звуки?

    ― Сейчас я полностью работаю в Ableton Live. Мне нравится архитектура этой программы и возможность работать с ней не только в студии, но и на лайвах.

    Хотя, если быть объективным, современные DAW (цифровая аудиостанция) перестали сильно отличаться друг от друга, как современные iPhone- и Android-смартфоны. Есть какие-то нюансы, но они незначительные, и пересев на другую прогу, ты максимум почувствуешь лёгкий дискомфорт, но функции все будут те же.

    ― В интернете встречается множество видео, на которых люди извлекают разные звуки из необычных предметов, например звуки грибов, деревьев, своего тела, ламп в метро… Ты пользовался таким? Как это вообще работает?

    ― Открою маленький секрет ― все эти ролики из TikTok с подключёнными проводами к грибочкам и листочкам ― это не совсем правда. Всё, что может передать электромагнитный импульс, можно использовать как контроллер, и при нажатии на этот предмет/листочек/грибочек и прочее будет воспроизводиться звук, но какой это будет звук ― всё равно решает автор, задающий его на компьютере или синтезаторе.

    ― Можешь посоветовать, где учиться, необязательно курсы, может, какие-то сайты для самостоятельного обучения?

    ― Я адепт школы Маскелиаде и всем желающим научиться с лёгкостью создавать музыку её рекомендую. Кроме базы, вы окунётесь в дружное комьюнити, с которым будете коммуницировать после школы ещё долгие годы. Как минимум половину работ я нашёл после курсов именно там, просто продолжая общаться со студентами школы.

    ― Самое главное, конечно. Расскажи про книги, которые стоит прочитать всем, кто хочет заниматься саундом.

    • Ричард Костелянец, «Разговоры с Кейджем» ― интервью, которое помогает смотреть на сочинительство проще и многогранней.
    • Ари Херстанд, «Как достичь успеха в музыкальном бизнесе» ― практическое руководство к действию.
    • Александр Горбачёв, «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях / 1991–2021» ― истории о том, какая музыка цепляет русскую аудиторию и почему.
    • Антон Маскелиаде, «Твой первый трек» ― настольная книга, с теорией и музыкальной психологией.

    ― А что с навыками? Какие скиллы сделают более востребованным специалистом, по твоему опыту?

    ― Такие же, как и в других областях: трудолюбие, коммуникабельность, интерес к новому, пунктуальность.

    Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

    Читайте также:

    • О дизайне обложки Joy Division Unknown Pleasures
    • О дизайне обложки Goo группы Sonic Youth
    • Дизайнер-самоучка из Аккры нарисовал яркие обложки для западноафриканских музыкантов

    Профессия Sound Designer

    Вы узнаете, как создавать шумовые картины, синтезировать саунд и озвучивать объекты. Будете работать над семплами, звуком для игр или видео. Соберёте портфолио и сможете зарабатывать на новой профессии.

    Узнать подробнее