«Восстание зловещих мертвецов»: почему стоит смотреть — рецензия, обзор / Skillbox Media
Драма о трудностях семейной жизни, которая прикидывается перезапуском известной франшизы про непобедимое зло.
Содержание:
Научитесь: Профессия Сценарист
Узнать большеВ конце апреля вышла новая часть культовой хоррор-серии — «Восстание зловещих мертвецов». Картина получила восторженные отзывы критиков и зрителей, собрала в мировом прокате более 144 миллионов долларов и привлекает к франшизе новую аудиторию. 9 мая «Восстание» появилось в каталогах стриминговых платформ.
Рассказываем о новинке и разбираемся, почему фильм понравился и давним поклонникам, и зрителям, которые не знакомы с трилогией Рэйми. Заодно выясняем, как студенческий хоррор восьмидесятых стал отправной точкой для огромной франшизы, почему серия уже 40 лет держится на режиссёрах-новичках и при чём тут мангака Дзюндзи Ито.
Из статьи вы узнаете:
- почему фильмы про мертвецов стали культовыми;
- каким был перезапуск франшизы в 2013 году;
- что может предложить новая часть;
- что будет дальше с Ли Кронином и франшизой.
Почему «Зловещие мертвецы» стали культовыми
Первые «Зловещие мертвецы» вышли в 1981 году и наделали шума в узких кругах. Несмотря на небольшой бюджет и отсутствие опыта в кино, съёмочная группа буквально вложила в продакшен душу и создала по-настоящему странный, мрачный и безбашенный ужастик, пропитанный атмосферой безысходности.
Заброшенная хижина в лесу, запретные ритуалы и группа обычных парней и девушек, вынужденных сражаться с непобедимым древним злом ради выживания. Зло же прекрасно осознавало своё превосходство над молодыми людьми и, перед тем как лишить их жизни, просто-напросто издевалось.
За сорок с лишним лет существования история про демонические силы превратилась в огромную франшизу.
- Сэм Рэйми, создатель серии, снял ещё два фильма — «Зловещие мертвецы 2» (1987) и «Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы» (1992).
- Из-под его же пера вышел комедийный сериал на три сезона — «Эш против зловещих мертвецов» (2015–2018).
- Помимо этого, были видеоигры — слэшер Evil Dead: Regeneration и асинхронный мультиплеерный экшен Evil Dead: The Game.
- Комиксы, в которых Эш сталкивался в том числе с Мстителями и Фредди Крюгером, а также игрушки по их мотивам.
- Ремейк «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» (2013) от малоизвестного на тот момент режиссёра Федерико Альвареса.
«Зловещие мертвецы: Чёрная книга» — каким был перезапуск
Федерико Альварес старался передать настроение оригинальной картины, но с поправкой на актуальные тренды в жанре, и в чём-то даже переиграл Рэйми. Например, в контексте и обилии брутального экшена.
Как и в первых «Мертвецах», в «Чёрной книге» была хижина в глухом лесу, битвы с нечистью, изобретательная расчленёнка. От себя Федерико Альварес добавил тему зависимостей и ещё более густую атмосферу отчуждения. Так фильм рассказывает о борьбе не только с внешними демонами, но и с внутренними, а также о попытках осмыслить бытовой процесс, когда люди вокруг нас меняются и перестают быть похожими на себя прежних.
Картина привлекла зрителей, собрала неплохую кассу, но в итоге не превратилась ни в самостоятельную трилогию, ни в обещанный кроссовер с фильмами Рэйми. Возможно, работать над ней надоело и самому Альваресу. Он занялся другим кино и к «Мертвецам» больше не возвращался.
Что может предложить новая часть?
За долгую историю своего существования франшиза о «Мертвецах» постоянно опиралась на энергию и свежие идеи режиссёров-дебютантов. Сэм Рэйми снял первый фильм, имея в портфолио лишь комедийную короткометражку, у Федерико Альвареса до «Чёрной книги» тоже не было полнометражных работ.
Спустя десять лет с выхода перезапуска зло возвращается. В режиссёрском кресле — Ли Кронин. У него есть несколько короткометражек, серия в веб-антологии «50 штатов страха» и один малоизвестный полнометражный хоррор «Другой». Получается, что за «Мертвецов» уже в третий раз берётся постановщик-дебютант.
Перед Кронином стояла сложная задача — снять фильм в рамках уже существующей вселенной, удивить фанатов-старичков, привлечь новых зрителей и при этом не выбиться из общего настроения франшизы. То есть сильно экспериментировать, снимать медленно и задумчиво в артхаусном стиле студии A24 нельзя, отходить от канонов — тоже. Да и бюджет скромный. Тем не менее Кронин справился.
По сюжету «Восстания зловещих мертвецов» одинокая мать Элли живёт в небольшой квартирке в бедном районе Лос-Анджелеса вместе с тремя детьми. Однажды ночью к ней приезжает Бет — непутёвая сестра, с которой у Элли сложные отношения. Во время трудного разговора происходит землетрясение, ломаются двери у секретного подземного хранилища под многоквартирным домом, и вновь в руки людям попадает Книга Мёртвых. В очередной раз древнее зло вырывается из заточения — чтобы поселиться в квартирке Элли и настроить женщину против детей и сестры.
Кронин в «Восстании» сделал ровно то же самое, что делал Альварес 10 лет назад, — использовал тропы оригинального фильма на свой лад. Вместо хижины в глухом лесу — квартира в неблагополучном районе, отрезанная от внешнего мира в результате землетрясения. Вместо подростков на отдыхе — семья в кризисе. Вместо разухабистого веселья и «эпичных» фраз героя Брюса Кэмпбелла — безысходная депрессия.
Может показаться, что изменилось вообще всё и от картины 1981 года не осталось и следа. На самом деле как раз наоборот: новый постановщик снял самый что ни на есть классический фильм вселенной на новый лад — Элли, Бет и дети оказываются заперты в квартире наедине с непобедимым злом, как молодёжь в хижине сорок лет назад.
И это зло не только пробуждает в героях самые ужасные качества, но и воссоздаёт сцены из предыдущих частей. То ли это дань уважения и верности культовому фильму, то ли местное зло не может работать по-другому. Даже элементы, давно укрепившиеся в каноне, двустволка и бензопила, в «Восстании» есть. Правда, из-за атмосферы семейной драмы и неоднозначных тем вроде насилия над детьми сцена с той же бензопилой выглядит непривычно жутко. Не из-за обилия крови и оторванных конечностей, а из-за подтекста.
К тому же в фильме море отсылок, есть даже фирменные гэги вроде оторванного глаза. Пока вы смотрите «Восстание» режиссёр не раз вам подмигнёт, поиграет со смыслами и тонко пошутит. Прямо как Сэм Рэйми в безумном сиквеле «Доктора Стрэнджа», который вышел в кинотеатрах будто бы назло боссам Marvel.
Однако из-за нового настроения вроде бы юморные вставки в ремейке ощущаются совсем по-другому. Местами будет некомфортно, местами — страшно, а в паре моментов захочется взвыть, особенно если вы родитель и вам знакомы тяготы семейной жизни.
Кронин снял свой фильм будто бы по заветам хоррор-мангаки Дзюндзи Ито («Томиэ», «Спираль»), который считает, что самый сильный ужас сокрыт в обычных бытовых мелочах, в том, что окружает нас каждый день. В качестве наглядной иллюстрации Дзюндзи приводит пример из детства. Он рос в городке, в котором было много улочек и переулков. Будущему мангаке казалось, что город похож на лабиринт, в котором можно заблудиться, играя с друзьями в прятки, и никогда оттуда не выйти. Это ощущение, появившееся как реакция на окружение, в итоге легло в основу «Спирали» — истории о деревне, где живые существа и даже само окружение постепенно превращались в спирали.
Постановщик «Восстания» решил немного отойти в сторону от сверхъестественного и показать больше бытовых мотивов. Кронин сфокусировал вокруг бытовухи весь второй слой повествования и выбрал для этого идеальное место действия — небольшая квартира, в которой обычная семья переживала свои взлёты и падения, пережила череду трагедий и изменилась до неузнаваемости.
При этом фильм не превратился в семейную драму о «кошмарном материнстве», а остался кровавым боди-хоррором.
Гиперболизированность насилия, характерная для всей франшизы, передалась и «Восстанию». Но если в предыдущих частях сверхнасилие было даже комичным, то в фильме Кронина его трудно воспринимать как что-то смешное. Оно больше похоже на метафору внутренней борьбы и страданий в рамках простой повседневной жизни.
Что будет дальше с Ли Кронином и франшизой?
За сорок лет Сэм Рэйми стал большим режиссёром, снял трилогию о Человеке-пауке и ещё десяток студийных фильмов, которые запали зрителям в сердце.
Федерико Альварес пошёл другим путём: снял минималистичный авторский хоррор «Не дыши», который тоже превратился в франшизу, и продолжил дело Дэвида Финчера — экранизировал продолжение «Девушки с татуировкой дракона».
Учитывая кропотливую работу Ли Кронина над перезапуском «Мертвецов», постановщика вполне может ждать светлое будущее в большом кино. Спустя ещё несколько работ он сможет посостязаться с новой волной хоррормейкеров — Ари Астером, Робертом Эггерсом и недавним дебютантом Заком Креггером, который удивил зрителей «Варваром».
Стоит повторить, что Кронин не сделал ничего особенного для франшизы — просто добавил новых деталей и непривычных для серии персонажей и рассказал ту же историю по отработанным тропам. Но этого хватило, чтобы освежить старый нарратив и заставить зрителей заново погрузиться в давно знакомую вселенную.
Ещё «Восстание» смогло привлечь множество новых зрителей — например, поклонников интеллектуальных хорроров от студии A24.
Фильм уже десятикратно окупился, авторы делают намёки на возможные продолжения. Пожалуй, «Восстание» нельзя назвать хоррором на все времена, но в нём всё же есть кое-что очень ценное: картина отлично работает в моменте, не претендует на величие и забавно обыгрывает наследие франшизы. Именно в этом и состоят её основные достоинства.
Читайте также:
- Лучшие фильмы ужасов 2022 года: топ-15 хорроров
- Обед в особняке филина и тёмная тайна закусочной — 5 бесплатных инди-хорроров на вечер
- Секреты хорроров: какие приёмы используют разработчики, чтобы напугать игроков
Профессия Сценарист
Вы пройдёте путь от изучения основ до создания больших сценариев, которыми сможете гордиться. Узнаете, как придумывать захватывающие сюжеты для сериалов, фильмов, игр, и сможете начать карьеру в кино, игровой индустрии или видеопродакшне.
Узнать подробнее