Образование #Статьи

24 августа, 2025

Цитата недели: «У каждого лектора есть коэффициент, с которым его комфортно смотреть» / Skillbox Media

О том, что учащиеся уже привыкли к тому, что любое занятие проходит не просто «здесь и сейчас», но оно должно остаться в записи для пересматривания.

Содержание:

Научитесь: Онлайн-репетитор

Узнать больше

руководитель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ

Где: конференция YAC/e

— Благодаря пандемии записи занятий стали неким стандартом. Сейчас если ты проводишь курс и нет никаких трансляций, записи, то студенты спрашивают: «А где? А что? Всегда же было!» Это становится некой заменой для учебников, мне кажется. Когда есть запись и ты можешь в свободное время открыть и на [скорость] 2х или 0,5х поставить. Говорят, что у каждого лектора есть коэффициент, с которым его комфортно смотреть.

Контекст

На организованной «Яндексом» конференции YAC/e состоялась дискуссия «Какие учебники по программированию нужны современному вузу?», во время которой участники назвали несколько трендов. Во-первых, для многих студентов видеозаписи лекций фактически заменяют учебники. В сфере программирования это связано не только с предпочтением способа получения информации студентами и популярностью гибридного формата, но и с тем, что всё настолько быстро меняется, что издательства просто не успевают выпускать бумажные учебники с актуальной информацией.

Так, Евгений Соколов рассказал о практике выпуска электронных учебников, которые оперативно дополняются свежими данными. Однако и на это тоже нужно время — и подчас действительно быстрее услышать новую информацию на лекции от преподавателя, который следит за обновлениями в индустрии.

Но как пояснил Андрей Райгородский, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, это не значит, что бумажные учебники в мире IT вообще исчезнут. Они в любом случае нужны для фундаментальной базы. «Есть фундамент, который закладывают учебники и который не устаревает, — говорит он. — А те инструменты, которые надстраиваются над фундаментом, разумно давать онлайн и в гибридных форматах».

К тому же, по его словам, стоит различать ситуации, когда люди хотят быстро получить навыки, которые сейчас востребованы индустрией, и когда люди идут в IT как в науку, хотят не просто применять чужие, а придумывать и собственные решения в том же программировании. Этим двум типам учащихся нужна разная глубина фундаментальной подготовки, а значит, и вопрос учебных материалов должен решаться для них по-разному.

Во-вторых, как рассказал Евгений Соколов, заметен тренд перехода от учебников к совместно дополняемым конспектам. Это когда студенты составляют конспект занятия и дальше он развивается — его дополняют и другие учащиеся, и сам лектор. То есть получается, что уникальный учебный материал, к которому будут обращаться все, создаётся прямо в процессе обучения общими усилиями.

Кажется, эти тренды могут быть сейчас заметны и полезны не только в сфере обучения IT, согласны?

Читайте также:

  • Офлайн-лекции в университетах: атавизм или незаменимый формат?
  • «Фундаментальность имеет границы, и университеты могут её корректировать»
  • Стили обучения по Колбу: какие бывают и стоит ли на них опираться
  • Аудиалов, визуалов и кинестетиков надо учить по-разному: правда или миф?

Онлайн-репетитор

Неважно, что вы преподаёте, — английский, кроссфит, йогу, вокал или кулинарное искусство. Всё, чему раньше вы учили в школах, студиях и офисах, теперь можно преподавать онлайн. Продвигайте свои знания и навыки и зарабатывайте из любой точки мира.

Узнать подробнее