Бизнес #Статьи

27 февраля, 2024

Финансовый анализ для всех

Владельцам бизнеса, управляющим, HR-менеджерам, инвесторам и лично вам — финансовый анализ полезен каждому. Кому-то — чтобы принимать стратегические решения, другим — чтобы успешно вести домашнюю бухгалтерию. Рассказываем о финансовом анализе и делимся полезными материалами по теме.

Что такое финансовый анализ 

Финансовый анализ показывает экономическое состояние организации. Он нужен, чтобы сопоставить главные финансовые показатели и узнать, приносит ли предприятие прибыль.

И не только, на основе результатов финансового анализа принимают важные решения и получают ответы на вопросы:

  • как развивать компанию дальше;
  • запускать ли новый продукт;
  • можно ли инвестировать в это дело.

Такой контроль необходим не только бизнесу. При планировании личных финансов вы будете учитывать собственные доходы и расходы. Будете понимать, сколько у вас накоплений и не пора ли просить у начальника прибавку к зарплате.

Кому и для каких целей нужен финансовый анализ

i

Финансовые показатели нужны для оценки снаружи и изнутри.

Снаружи

Снаружи экономическое состояние изучают заинтересованные лица. Например, инвестор хочет вложить в бизнес деньги и получить прибыль. Чтобы понять, стоит ли это делать, он изучает те данные, которые есть в открытом доступе: финансовый и бухгалтерский отчеты.

В этих документах компания может показывать стабильную ежегодную прибыль и устойчивость в кризисных ситуациях. Для инвестора это хороший знак, который поможет принять решение вложиться в предприятие.

Если компания показывает, что прибыль сокращается или полностью отсутствует — это повод задуматься, стоит ли вкладывать деньги в дело.

Заинтересованные лица: инвесторы, деловые партнеры, поставщики, банки, налоговая служба, конкуренты по рынку. 

Изнутри 

Для внутреннего финансового анализа нужно больше показателей. В основном — это отчеты за прошедший и за текущий периоды: 

  • о прибылях и убытках;
  • о движении средств;
  • об изменении капитала;
  • приложение к бухгалтерскому балансу. 

Показатели помогут отследить финансовые потоки и узнать, как распределяются деньги в компании.

Заинтересованные лица: владельцы бизнеса, директора, начальники подразделений, HR-менеджеры, экономисты, бухгалтеры. И все остальные, кто принимает стратегические решения в управлении.

Научитесь понимать бизнес, оценивать экономику компании, анализировать финансовую отчетность и применять знания на практике на курсе «Финансовый аналитик»

Узнать больше

Методы и инструменты финансового анализа

Инструменты финансового анализа помогают понять, как запланированные показатели отличаются от фактических и что послужило причиной отклонений.

В экономике есть 11 методов, но главными считаются два: горизонтальный и вертикальный анализ. Остальные — лишь производные от них.

Горизонтальный анализ — сопоставление показателей одного отчетного периода с предыдущим. Например, выручку за прошлый месяц текущего года сравнивают с аналогичным периодом прошлого года. 

Вертикальный анализ позволяет сравнить выбранные показатели с другими в рамках одного отчетного периода.

Это необходимо для понимания, как каждая позиция в отчете влияет на конечный результат. В качестве примера можно привести зависимость дохода от себестоимости продукции.

Выделяют и другие, не основные виды анализа:

  • Анализ коэффициентов дает представление, как от одних показателей зависят другие;
  • Факторный анализ позволяет определить и изучить факторы, от которых меняются показатели;
  • Трендовый анализ нужен для получения более детальной информации, поэтому вводят несколько отчетных периодов. Например, выручка в 2024 году упала по сравнению с 2023. Аналитики поднимают данные за аналогичный период 2022 года и сравнивают показатели. Если прослеживается тренд к снижению показателей, специалисты оценивают факторы, которые могли повлиять. Например, снизилось качество продукта, упала квалификация сотрудников;
  • Сравнительный анализ нужен, чтобы понять, как отличаются коэффициенты компании с аналогичными строчками в отчетах конкурентов. Организации могут делать это в таблицах Excel или Google, использовать специализированное программное обеспечение.

Как читать показатели 

Финансовых показателей несколько сотен. Из них складывается почти 200 коэффициентов. Их можно объединить в четыре основные группы:

  • ликвидность;
  • рентабельность;
  • рыночная стоимость;
  • оборачиваемость активов.

Показатели группируют, отталкиваясь от цели анализа. Например, чтобы руководство оценило эффективность работы предприятия, изучают рентабельность, валовую прибыль и постоянные затраты.

Чтобы понять, сколько копеек чистой прибыли компания получает с каждого рубля, применяется коэффициент рентабельности.

 

Посчитать его довольно просто. Нужно чистую прибыль разделить на показатель выручки и умножить на 100%.

По валовой прибыли смотрят, приносит ли компания доход в целом. 

 

Формула расчета: Валовая прибыль = Выручка − Себестоимость

 

Выручка — сколько денег компания получила от своей деятельности. 

Себестоимость показывает, какие средства потрачены на производство товаров или оказание услуг.

Для полного понимания нужно ознакомиться с определениями ниже.

Постоянные затраты

Постоянные затраты не меняются от сезона к сезону и не зависят от переменных факторов, например, кризисов. На них не влияют и объемы производства. Чтобы оценить постоянные затраты, нужно оценить объем издержек: 

  • коммунальные платежи;
  • маркетинговые затраты;
  • налоги на имущество;
  • проценты по кредитами и другим обязательствам;
  • арендные платежи и так далее.

В норме считается, что объем постоянных затрат должен быть не больше 30% от общего объема трат.

Для инвесторов и кредиторов больший интерес представляют показатели, которые отражают, насколько стабильна организация, будет ли она приносить прибыль и стоит ли вкладывать в нее деньги. Для этого анализируют четыре основных показателя:

  • ликвидность;
  • оборачиваемость активов;
  • рыночная стоимость;
  • финансовый левередж.

Ликвидность

Ликвидность — показатель скорости продажи активов компании по среднерыночной цене.

Например, компания занимается сдачей автомобилей в аренду. Если придется закрыть бизнес, распродать машины получится быстро и в среднем по рыночной цене. 

Оборачиваемость активов

По оборачиваемости активов смотрят, как компания генерирует выручку, используя те активы, которые у нее есть. Если оборачиваемость низкая, это может говорить о том, что компания использует ресурсы неэффективно. Тогда нужно разбираться почему. 

Коэффициент оборачиваемости активов зависит от отрасли, в которой работает компания: есть менее ресурсоемкие отрасли. Например, сфера торговли или услуг. 

Рыночная стоимость

Рыночная стоимость — та сумма, которую можно будет получить при продаже компании. 

Банки, анализируя рыночную стоимость, могут определить, как просто будет продать активы и вернуть кредитные средства. Для инвестора — это ответ на вопрос, получится ли вернуть вложенные деньги, если проект не окупит себя. 

Коэффициент финансового левереджа

Коэффициент финансового левереджа еще называют кредитным плечом или рычагом. Он показывает независимость компании от кредитов.

Его рассчитывают по формуле:

Коэффициент финансового левереджа = заемный капитал / собственный капитал (уставной, добавочный, нераспределенная прибыль)

Банки и инвесторы рассматривают этот показатель, чтобы понять, сколько компания использует средств со стороны. Оценить, насколько успешно она справляется с обязательствами и не чересчур ли много долгов.

Где и когда применяется  

В бизнесе финансовый анализ нужен руководителям — тем, кто принимает важные решения для компании: 

  • определяет стратегию развития;
  • прогнозирует затраты; 
  • управляет денежными потоками;
  • нанимает сотрудников. 

Для инвесторов и представителей банков, которые решают вкладывать ли деньги в компанию и получится ли эти вложения окупить, анализ финансовых коэффициентов тоже необходим. Он показывает, насколько устойчива компания, приносит ли она прибыль, как работает по сравнению с конкурентами. 

Можно назвать шесть причин, для чего компании любого размера нужен финансовый анализ:

  • увидеть изменения в доходах и расходах и вовремя принять меры;
  • привести в порядок финансовые показатели;
  • сравнить результаты с другими компаниями;
  • отметить отклонения от плановых цифр;
  • найти препятствия для развития бизнеса; 
  • выбрать перспективы для роста;
  • составить разные бизнес-стратегии. 

Базовый финансовый анализ пригодится и в личных финансах. Например, вы планируете купить квартиру и знаете, что в месяц для этого нужно откладывать минимум 200 000 тенге. Собираете все свои доходы, учитываете расходы и понимаете, получится ли у вас накопить на квартиру, сколько для этого понадобится времени.

Его перспективы

Тренд на работу с Big Data и искусственным интеллектом обещает упростить финансовый анализ и вывести его на новый уровень. 

Искусственный интеллект можно использовать не только для финансового анализа больших массивов данных, но и построить с его помощью разные сценарии развития компании. 

Финансовые аналитики, которые умеют работать с машинным обучением, получают эффективные и продуктивные инструменты для того, чтобы обрабатывать информацию, извлекать важные показатели и на их основе выстраивать стратегии для совершенствования бизнеса.

Кратко обо всем

  • Финансовый анализ изучает ключевые экономические показатели компании. Он важен для руководителей и внешних пользователей. На основе анализа принимают важные решения, которые касаются развития и управления.
  • Показатели извлекают из финансовых и бухгалтерских отчетов. Для их обработки используют таблицы Excel или специальные программы.
  • Чтобы получить нужные выводы, применяют разные методы финансового анализа. Горизонтальный — для сравнения показателей за аналогичные периоды в разные годы. Вертикальный — чтобы понять, как показатели зависят от разных переменных.
  • Финансовые аналитики, которые умеют работать с большими данными и искусственным интеллектом, выстраивают разные сценарии для бизнеса и помогают принять правильные решения.

Полезные ресурсы от редакции Skillbox.kz

Для тех, кто хочет ближе познакомиться с финансовым анализом, редакция Skillbox.kz собрала список полезных материалов. Они легко воспринимаются и прокачивают базовые знания, а еще помогут держать руку на пульсе ситуации на финансовом рынке. 

Литература:

  • Александр Вальцев, Тимур Али-Заде «Финансовый анализ отчетности: ключевые коэффициенты и интерпретация» — книга актуальна для новичков в финансовом анализе и для руководителей бизнеса, которые хотят самостоятельно разбираться в цифрах, прогнозировать экономическое развитие компании;
  • Джон Мэрфи «Визуальный инвестор. Как выявлять рыночные тренды» — настольная книга инвестора. Ее автор финансовый аналитик и инвестор, рассказывает простым языком, как читать и сравнивать данные рынков;
  • Людмила Иванова, Александра Бобылева «Анализ финансовой отчетности» — анализ рассматривается на живом примере аграрного предприятия. В книге учитываются изменения, которые происходят в экономике и финансовой отчетности, поэтому читать ее будет полезно не только начинающим, но и опытным финансовым аналитикам.

Ресурсы:

  • CFA Institute — официальный сайт CFA Institute, профессиональное финансовое обучение специалистов по инвестициям. Здесь есть информация о сертификации CFA и материалы для подготовки к экзаменам;
  • Investopedia — «Википедия» для инвесторов с новостями, информационными статьями, фото и видео;
  • InVesti.kz — telegram-канал для тех, кто только погружается в мир экономики, финансов и бизнеса.

Получить тестовый доступ к профессии «Финансовый аналитик»

Вы узнаете, как объективно оценить финансовое состояние фирмы, рассчитать рабочий капитал и помочь бизнесу справиться с долговыми обязательствами. Разберетесь, как составить финансовую модель бизнеса и анализировать бюджет.

Забрать доступ