Биеннале средней полосы: кто и зачем показывает в Чувашии совриск / Skillbox Media
О языке, художниках, местной аудитории и возвращении к дому.
Содержание:
Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать большеСовременное искусство вызывает много вопросов у рядового зрителя и создаёт много противоречий. Как выстроить мост между художественным смыслом и зрителем, у которого нет опыта взаимодействия с современным искусством?
Расспросили организаторов II Чувашской биеннале современного искусства, как они решают эту задачу.
Руководитель Чувашской биеннале современного искусства, арт-менеджер
Координатор Чувашской биеннале
Есть ли в Чувашии совриск
— Почему биеннале — это событие для Чувашии?
Юлия: Сам формат биеннале призван исследовать регион, где она проходит. В том числе рассказывать об этом регионе внешней аудитории.
Так мы развиваем локальную арт-сцену и репрезентируем Чувашию.
— Вы сейчас говорили про внешнюю аудиторию. А нужно ли это местной публике?
Юлия: Одна из целей биеннале — развивать системы искусства внутри региона — художников, выставочных пространств, сообщества в целом. До первой биеннале, которую мы провели в 2022 году, этого комьюнити не было.
Биеннале — это некая трансформация общего культурного поля и художественного поля и попытка поговорить о чувашской культуре через другие форматы, которые будут для публики чем-то новым и необычным.
— Есть ли ценители современного искусства в Чувашии?
Юлия: Этим вопросом интересовался ещё Моисей Спиридонов, который развивал в двадцатых годах прошлого века художественные практики. В Чувашии гораздо более распространено академическое искусство: живопись, скульптура, графика.
Мне нравится, что современное искусство вызывает эмоции и вопросы. Оно провоцирует рефлексию: почему ты с ним согласен или не согласен.
Александра: Искусство каждого периода так или иначе связано со своим временем. Когда мы смотрим на картины Босха или Брейгеля, с одной стороны, есть момент узнавания, просто потому что мы видим фигуративное искусство; с другой стороны, мы вообще не понимаем, что там изображено. Современное искусство отражает сложность нашего времени и говорит на языке общества.
Читайте также:
Иероним Босх: 10 известных (и не очень) фактов
В Чувашии есть аудитория, которой это интересно. Конечно, она меньше, чем в Казани, Нижнем Новгороде. Люди живут с разочарованием от того, что чувашское современное искусство не развивается. Молодёжь уезжает — и это одна из проблем региона.
Мы обратили внимание, что получили много заявок от тех, кто родился в Чувашии, уехал, но хочет вернуться и показать себя. Мы создаём точки пульсации внутри региона, чтобы привлечь их.
Если хочешь считаться человеком — возведи дом
— Как возникла тема дома?
Юлия: Её предложила куратор Ира Конюхова. Она говорила об этом с такой проникновенностью и воодушевлением, что у команды сразу пошли мурашки.
Сегодня многие связи и константы оказываются под угрозой, а смыслы — размываются. Интернет, который должен объединять, наоборот, разъединяет. Связь между поколениями утончается. Поэтому возврат к тёплому, родному, близкому кажется своевременным. Тема дома объединяет всех вне зависимости от культуры и статуса.
Название биеннале — «Дом о семи крыльях» — взято из стихотворения местного поэта Валема Ахуна: «О семи крыльях круглый дом связала, дотянулась — белый войлок накинула», который сравнивает стены круглого дома (юрты) с крыльями. Дом символизирует человека, его самобытность, приватность, душу и связь с семьёй и родом.
— Что было принципиально важным, когда вы составляли программу?Юлия: Все биеннале построены по одному принципу: есть несколько площадок, в рамках которых есть выставочный проект, образовательная и параллельная программы.
Для параллельной программы мы проводили открытый конкурс, чтобы в неё вошли разные активности для самого широкого круга — от экскурсий до игр по чувашской мифологии.
— Как вы отбирали участников? Сколько заявок было?Александра: Основной критерий — соответствие теме. Мы ориентировались на выбор куратора — плюс хотелось, чтобы было представлено больше медиумов современного искусства.
Например, в 2022 году у нас не было игровых практик, саунд-арта, а в этом году будет интерактивная инсталляция Маши Данцис, где зритель становится свидетелем поиска цифрового дома.
Татьяна Андреева представила проект занавеса для Чувашского драматического театра. Александра Кочеткова создала видеоарт, где исследуется существо без пола и возраста, которое балансирует между погружением в цифровую вечность и стремлением сохранить индивидуальность.
Оля Махно в работе «Голос» наполняет пространство керамическими объектами, которые напоминают о деталях прошлого. Проект «Приданое» Поли Марко вдохновлён чувашской культурой и вышивками прабабушки Федосии: он состоит из семи полотен-сурпанов, которые символизируют преемственность между прошлым и настоящим.
— Насколько тема идентичности, корней актуальна для Чувашии?
Александра: Каждое поколение ответит на этот вопрос по-своему. Для кого-то суперважно быть из Чувашии и говорить на местном языке, кто-то это скрывает.
Сегодня чувашской культурой, языком, художественной образностью занимается небольшая часть молодёжи. Но сам этот факт и вообще попытка популяризовать их мне кажется значимым явлением.
— Рядом вполне успешный пример Татарстана, где показы локальных брендов или существование сетей локальной еды — обычное дело.
Александра: Да, мы соседи, а потому находимся в тесных культурных связях. Но понимание уникальности и идентичности в Татарстане держится в том числе на религии, которая объединяет людей.
Думаю, что в целом это связано с общим для каждого человека поиском ответа на внутренний вопрос: «Кто я такой?» И наиболее очевидный путь — обращение к родной культуре.
Читайте также:
«Свояси» — о чём эта выставка и почему она поднимает серьёзную дискуссию
— Как объяснить людям, которые ни разу не были в Чувашии, в чём особенность именно чувашской культуры?
Александра: У нас уникальный язык — единственный, который произошёл от булгарского и сохранился до сих пор. В чувашском языке множество архаичных элементов, которые отсутствуют в других тюркских языках, и это отличает его от остальных.
— Что делается в регионе, чтобы развивалось искусство? Например, знаем, что в Новом городе открылся культурный центр.
Юлия: У нас есть группа молодых современных художников, которые работают и создают собственные проекты — например, на стыке моды, декоративно-прикладного искусства и совриска. Есть признанные авторитетами художники, которые продолжают работать в своей манере: Праски Витти, Александр Насекин. Они умеют говорить и работать с молодёжью.
Места как участники биеннале
— Расскажите о площадках, на которых будет проводиться биеннале. Чем они значимы?
Юлия: Первая площадка — местный драматический театр. Интересный факт: он был основан в 1918 году в Казани, а в Чебоксары переехал через несколько лет. Здание располагается на главной площади города и было построено в 1961 году.
Именно этот театр прививал привычку к театральному искусству, создавал аудиторию, там были постановки в том числе на местном языке, — он стал первым домом для языковой идентичности. Первоначально театр объединял драматическое искусство, оперу и балет, которые затем были разделены.
И для театра, и для биеннале это обоюдное творческое взаимодействие, мы можем обогатить друг друга: для него это будет новый эксперимент, а о театре узнают новые артисты и режиссёры.
Вторая площадка — Музей чувашской вышивки, зданию которого около 100 лет. В музее можно посмотреть не только постоянную экспозицию, посвящённую декоративно-прикладному искусству, но и временные выставки, в том числе выставки молодых авторов. Там мы покажем результаты арт-резиденции, которая будет работать в селе Абашево.
Абашево — не менее знаковое место, где в 1925 году нашли древние курганы. Село дало название археологической культуре бронзового века второй половины 3-го тысячелетия до н. э. и начала 2-го тысячелетия до н. э. Нам приятно, что нам доверяют настолько, что согласились провести выставку работ, которые ещё не созданы.
Третья — двор Национального музея. Это мультикультурное городское пространство, где будет маркет местных мастеров, мерч биеннале, кофеточка. Там же будут проходить кинопоказы, лекции и инсталляция Лены Колесниковой и Саши Грач, а внутри будет располагаться библиотека. По нашему плану в ней гости смогут взаимодействовать с новыми для себя изданиями.
Четвёртая — культурный центр «Сверхновый», который открылся не так давно. Биеннале будет первым большим проектом для него — это идеальная площадка, которая восприимчива к проявлениям современного искусства и экспериментам.
Как показать, что искусство не враждебно
— У вас нет страха, что аудитория просто не поймёт увиденное? Как вы стараетесь создать диалог между аудиторией и искусством?
Юлия: Биеннале — новый для Чувашии формат. Она проводится только второй раз, поэтому мы ещё объясняем аудитории, что это такое.
Делаем это разными способами — например, выпускаем брошюру и аудио с пояснениями авторов к работам. То есть на биеннале можно подойти и послушать голос автора, который рассказывает о идее своего произведения.
У нас будут экскурсии с куратором, также мы запустили курсы для медиаторов, которые будут посредниками между искусством и гостями, потому что только формат диалога может побороть недоверие и вопросы.
Александра: Мы не ставили никаких ограничений, когда набирали медиаторов: к нам пришли люди с разным бэкграундом. Они заинтересованы в том, чтобы стать более осведомлёнными в современном искусстве, и хотели бы сделать его более понятным для аудитории. Среди них есть и пенсионеры, и студенты, и те, кто столкнулся с искусством совсем недавно.
Юлия: В Чувашии проходят выставки современных художников, но их не так много. Биеннале должна дать толчок к развитию, расширению — тогда и аудитория вырастет с впечатлением, что современное искусство невраждебно и может говорить на разных языках и разные темы.
Читайте также:
Русский код: символ льва в иконописи
— Что именно вы имеете в виду, когда говорите, что Чувашская биеннале способна дать импульс к изменениям?
Юлия: Это изменения в сообществе, импульс к тому, чтобы создавать свои инициативы, находить единомышленников. Чтобы художник понял, что для выставки ему не нужна ни биеннале, ни повод — он может сам организовать её, договорившись с ТЦ или с каким-то пространством.
Внутренняя Чувашия
— Назовите три причины, по которым стоит приехать в Чебоксары и посетить биеннале?
Юлия: Наш город находится в удобной локации: час полёта от Москвы и Петербурга, плюс не так далеко от других волжских городов. Это удобно для тех, кто ищет отдых на выходной день.
Чебоксары находятся на великолепном разливе Волги — летом это курортный город, где можно покататься на пароходе, полежать на пляже или погулять по длинной набережной. Чтобы оказаться проводниками не только в мир искусства, но и в сам регион, на сайте биеннале мы даём рекомендации для гостей: где остановиться, что привезти, где поесть.
И третья причина — познакомиться и повзаимодействовать с редким для региона событием.
Александра: Биеннале собирает в одном месте большое число художников, которые представят уникальные проекты. Как уже сказала Юлия, летом на Волге потрясающе красиво.
Ну и чувашская культура. Мы много знаем о культурах других стран, но у нас небольшое представление о том, что происходит внутри нашей. А здесь — огромное количество уникальных языков и миров, которые интересно узнавать.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Искусство коллабораций: как партнёрство художников, брендов и архитекторов меняет города
- Аманита эстетичная: 10 мастеров, которые используют в дизайне мухоморы
- Почему картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова — не только про весну, но и про личную скорбь
- «Графике требуется дополнительное внимание»: интервью с основательницей Set Projects Анной Брынцаловой
- 10 брендов неординарных украшений, созданных девушками из России
Профессия Графический дизайнер PRO
Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.
Узнать подробнее