«Графике требуется дополнительное внимание»: интервью с основательницей Set Projects Анной Брынцаловой / Skillbox Media
Про металлические панно, камень для смотрения на солнце и то, для чего коллекционеру нужна калька.
Содержание:
Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать большеВ галерее Set Projects до 30 апреля 2025 года проходит выставка Quattro Morpha. Этот проект посвящён неочевидным умениям архитекторов: здесь они выступают в роли художников. Экспозиция состоит из рисунков, печатной графики, фотографий и объектов — работ в менее строгих форматах, чем архитектурные чертежи и расчёты.
Об этом мы поговорили с Анной Брынцаловой — основательницей галереи. Заодно узнали, как хранить и экспонировать графику и печатные работы и как обустроить выставочное пространство, чтобы передать особенности этих художественных форматов.
Коллекционер, директор галереи Set Projects.
— Пространство галереи очень камерное, созвучное формату работ, графике. Расскажете, как вы его создавали?
— Направленность нашей галереи, Set Projects, довольно узкая. Но я сама коллекционирую графику, и для меня это было миссией — популяризировать этот медиум, уделить ему больше внимания. И да, у нас очень небольшое пространство в Гостином дворе.
Изначально оно планировалось как шоурум, и до этого в нём базировалась галерея тиражной графики Shaltai Editions. Мы фактически продолжили её дело, потому что проект перестал существовать, но осталась часть его коллекции. В ней были концептуалисты, чьи имена всегда на слуху: Андрей Монастырский, Виктор Пивоваров. Эти работы до сих пор есть в нашей коллекции.
Пространство спроектировали и сделали ещё для Shaltai Editions. Этим занимались архитекторы Blockstudio, Наталия и Иван Трофимовы. Но когда мы начали функционировать как Set Projects, в июне 2023 года, мы расширили специализацию галереи до всех видов графики. И сам замысел пространства отвечает его функциям: экспонированию печатных листов, а теперь и графики.
Больше всего внимания притягивают металлические вращающиеся панно. Они двусторонние, поэтому можно варьировать экспозицию или сделать два варианта. Графика размещается на них с помощью магнитов.
Мне кажется, графика — это такой медиум, которому требуется дополнительное внимание, она маломасштабная, её хочется разглядывать, она подразумевает более личное взаимодействие. И эта возможность вращать металлические панно как раз позволяет лучше рассмотреть листы. Сама конструкция напоминает первые печатные станки, что отсылает к тиражной графике. Это что-то чугунное, массивное, металлическое.
И на нашей выставке это закольцевалось логичным образом: мы покажем на этих панно графику архитекторов, а ещё их работы в других форматах.
— Как вы выбираете кураторов?
— У нас небольшая галерея и нет постоянного куратора. Иногда я сама собираю выставки на близкие мне темы, такой стала групповая выставка «Грибница». Или приглашаю кураторов, с которыми мне было бы интересно поработать.
Например, первый проект в нашем пространстве, когда мы переоткрылись как Set Projects в сентябре 2023 года, курировал Алексей Масляев. Это был ход, позволяющий легитимизировать ребрендинг, новое имя и новое позиционирование. Хотелось привлечь опытного, авторитетного куратора, чтобы он переосмыслил коллекцию и интегрировал авторов, с которыми мы будем работать.
Для текущей выставки кураторов пригласила я лично, а авторов мы отбирали, объявив опен-колл. Хотелось привлечь архитекторов разных возрастных групп, из разных городов. Мы получили более ста заявок и совместно с архитекторами Петром Ивановым и Ксюшей Караваевой отбирали исключительно практикующих архитекторов, это стало важным критерием для нас.
— К чему вы сейчас готовитесь?
— Как галерея? Вообще, в соответствии с нашим названием Set Projects, где projects — это проект, а set — набор и готовность к действию, я всегда (может быть, от этого и пошло название) мыслю проектно. Эта выставка практически готова, и я уже думаю про следующий важный проект. Мы участвуем в ярмарке «Контур», посвящённой графике.
На май у нас запланирована персональная выставка нашей художницы Полины Уваровой, как будто уже мысли вперёд забегают. В общем, идёт наслаивание проектов, и это, мне кажется, логичное течение галерейного процесса.
— Расскажите про команду галереи.
— Галерея небольшая: фактически в команде три человека, включая меня. У нас есть менеджер Настя. И Маша, которая отвечает за SMM и занимается дизайном.
А если подробнее говорить, у нас на аутсорсе бухгалтерия и монтажник.
— Какой последний художник стал резидентом галереи?
— Я на этом этапе не подписываю эксклюзивы с художниками. Но с некоторыми авторами мы хорошо мэтчимся и срабатываемся, и я чувствую, что это перерастёт в долгосрочное сотрудничество.
Из новых можно отметить Маргариту Гущенец, которую мы показали на Cosmoscow в этом году в тиражной секции. Она довольно молодая художница, которая специализируется на ручных техниках печати. В отличие от многих авторов, обращающихся в мастерскую, Маргарита делает всё сама. Она работает и с линогравюрами, и с офортами, и техника печати в её случае не просто средство передачи идеи, а важная часть художественного послания.
— С чем связан ваш интерес к камерному формату графики?
— Это получилось ненамеренно. Но сейчас, оглядываясь на свою коллекцию, я вижу, что 80%, даже 90% работ — это графика. Я люблю этот формат за то, что он приватный, личный.
Я знаю, что для художников графика — немаловажный этап. Многие из них расценивают её как эскизный медиум, что-то подготовительное. Но именно в ней автор выражает себя и раскрывает свою концепцию наиболее ярко. В графическом листе сразу видно руку автора.
Плюс я люблю малоформатное искусство. Я себе не представляю в своей квартире огромное полотно. Этот медиум позволяет чаще менять экспозицию в квартире.
А из последнего — я попросила художницу Зухру Салахову из Казани расшить в своём стиле рубашку. Она вышила муравейник с расползающимися муравьями, и, поскольку доставка немного задержалась, она вложила в посылку свою маленькую работу в подарок.
— Как вы храните графические работы дома?
— Есть некоторые правила хранения графики, чтобы она не подвергалась внешним воздействиям. Например, можно хранить в папке горизонтально, потому что если хранить на книжной полке вертикально, то лист может поплыть, деформироваться. Не должно быть воздействия влаги и солнца. Желательно, чтобы вокруг графики были бескислотные материалы, потому что от картона лист может окислиться. В идеале каждый лист нужно обернуть в кальку и так сложить в папку. А если оформлять в раму, то в идеальном мире это музейное стекло, потому что оно пропускает меньше ультрафиолета, то есть солнечных лучей, и бумага меньше выцветает или окисляется.
Честно говоря, большая часть работ у меня дома висит в обычном стекле, но работу Никиты Алексеева я оформила в музейное стекло. Плюс я стараюсь не вешать графику на солнечную сторону. Иногда что-то я убираю и вешаю другое. Вот этим мне графика и нравится: не нужен монтажник, чтобы снять, вытащить что-то огромное, переставить. Наверное, это основные правила.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Печатная графика в дизайне: техники, которые помогут найти свой уникальный стиль
Читайте также:
- Искусство коллабораций: как партнёрство художников, брендов и архитекторов меняет города
- Повесим здесь! Отрывок книги «Архитектура впечатлений»
- Искусство в городе: как арт-объекты создают новые смыслы в урбанистическом ландшафте
- Куда пойти в Москве в марте и апреле: 11 выставок
Профессия Графический дизайнер PRO
Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.
Узнать подробнее