Чего ожидать от рынка EdTech в 2024 году? / Skillbox Media
Мы расспросили об этом представителей разных его сегментов.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеБлагодаря чему рынок онлайн-образования может вырасти? Какие трудности стоят перед его участниками? Какие им предстоит решить задачи? Об этом нам рассказали представители EdTech-компаний, которые работают в разных сегментах индустрии — языковом, детском и ДПО.
Основные тренды всего рынка
Конечно, все представители индустрии отметили экономические факторы как способные сдержать рост рынка. Повышение ключевой ставки влияет на возможность компаний получать кредиты и инвестиции, а вкупе с закредитованностью аудитории — также на способность людей покупать образовательные продукты. Тем не менее даже с учётом этих негативных факторов представители индустрии в основном прогнозируют её рост в 2024-м.
В сегменте детского образования основным драйвером, по мнению экспертов, служит то, что у россиян обучение детей в приоритете (это их будущее), а значит, люди продолжат в него инвестировать. В сегменте взрослого ДПО эксперты тоже ожидают роста, полагая, что возможность наращивать не охваченную обучением аудиторию всё ещё остаётся.
Однако не исключено, что в некоторых нишах будет стагнация, особенно это касается спроса на IT-курсы — такую точку зрения высказал управляющий партнёр онлайн-школы программирования «Хекслет» Денис Гузеев. Он объяснил это уходом большого количества зарубежных работодателей с российского рынка и сокращением доли найма российскими работодателями начинающих специалистов.
Читайте также:
Эксперты прогнозируют продолжительную инвестиционную «зиму» в глобальном EdTech
Что касается языкового сегмента, то здесь участники рынка ожидают не столько роста, сколько сохранения того же положения, что и в 2023-м, поскольку спрос на изучение иностранных языков достаточно стабилен.
В качестве ведущего технологического тренда предстоящего года многие эксперты из разных сегментов EdTech ожидаемо указали на внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс. Это касается как развития предиктивных моделей, генерации контента с помощью ИИ, так и расширения практики применения цифровых тьюторов на основе ИИ. При этом GR-директор образовательной платформы «Нетология» Валентина Куренкова предупреждает, что нельзя исключать также появления государственного регулирования использования ИИ.
GR-директор образовательной платформы «Нетология»
— Существует два сценария. В одном применение ИИ-технологий будет строго ограничено: это коснётся создания и использования образовательных продуктов, а может затронуть и системы генерации изображений и даже чат-боты. В другом сценарии ИИ будет спокойно существовать на рынке образования, его применение превратится в обыденность и со временем станет неотъемлемой частью обучения.
Что касается государственного регулирования самой сферы EdTech, начавшегося в 2022 году с детского сегмента, то теперь его стоит ожидать и в сегменте взрослого онлайн-образования. Это может коснуться как ужесточения контроля за рекламой и сбором персональных данных, так и контроля качества образовательных продуктов.
Об этом процессе свидетельствуют прозвучавшая в 2023 году идея сертификации курсов, создание рабочей группы по регулированию инфобизнеса при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ и формирование прочих площадок для диалога между формальными институциями, бизнесом и государством (например, многие эксперты отметили как важное событие 2023 года создание Российской ассоциации цифровых инноваций в образовании, сокращённо — РАЦИО).
Читайте также:
Дело Аяза Шабутдинова и «Like Центра»: что о нём известно
В качестве общих трудностей представители направлений, связанных с детским образованием и ДПО, отметили, что среди россиян всё ещё наблюдается некоторое недоверие к онлайн-обучению.
Ещё одна общая сложность связана с кадрами. Так, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов отметил, что ослабление курса рубля снижает конкурентоспособность по уровню зарплат в отношении тех специалистов, которые уехали за рубеж. Как правило, это программисты, аналитики, продуктовые менеджеры, специалисты по digital-маркетингу.
Управляющий партнёр онлайн-школы программирования «Хекслет» отметил нехватку на рынке опытных руководителей направлений и специалистов по продуктовому маркетингу, а руководители «Нетологии» и онлайн-школы английского языка Skillbox сказали о недостатке менеджеров по продажам.
GR-директор образовательной платформы «Нетология»
— Существует два сценария. В одном применение ИИ-технологий будет строго ограничено: это коснётся создания и использования образовательных продуктов, а может затронуть и системы генерации изображений и даже чат-боты. В другом сценарии ИИ будет спокойно существовать на рынке образования, его применение превратится в обыденность и со временем станет неотъемлемой частью обучения.
Детский EdTech
Игроки этого сегмента рынка настроены, пожалуй, оптимистичнее остальных. Они напомнили, что в первом полугодии 2023 года детский сегмент EdTech впервые опередил по динамике выручки лидирующее по её объёму направление — дополнительное профобразование взрослых.
Генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов отметил, что онлайн-формат продолжает активно проникать в образовательный процесс, поэтому в компании ждут роста спроса в 2024 году. А руководитель онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Дмитрий Абрамов и вовсе считает, что рынок детского онлайн-обучения ещё далёк от своего насыщения.
Связано это, по его мнению, с тем, что родители всё больше узнают о возможностях и преимуществах онлайн-платформ и растёт спрос на конкретные ниши — например, на детское программирование и домашнее обучение по школьной программе. К тому же зарождается онлайн-сегмент образования детей младше семи лет. Но при этом, по наблюдениям главы Skysmart, россияне стали демонстрировать более осторожный подход к расходам на образование, больше внимания уделяя конкретным результатам, которые получит ребёнок.
Основными задачами на 2024 год представители рынка, помимо внедрения ИИ, назвали разработку программ среднего профобразования (то есть развитие онлайн-колледжей) и недорогих продуктов. А также — поиск способов сделать обучение более интенсивным.
академический директор «Умскул Академии»
— Продолжаются поиски способов обучать как можно быстрее — как с помощью интенсивных курсов, когда каждый день занятия идут по много часов и нужно поддержать и мотивировать учеников, так и с помощью интерактивных помощников — приложений с искусственным интеллектом и так далее. Эта задача вряд ли будет решена быстро, так как есть определённые физиологические ограничения в плане скорости усвоения новой информации, но каждый, даже маленький, шаг в этом направлении очень важен.
Что касается трудностей детского сегмента, то они связаны прежде всего с тем, что из-за усиления госрегулирования усложняется доступ компаний к аудитории. В то же время, как считает сооснователь и директор по разработке и исследованиям профориентационной платформы «Профилум» Виталий Алтухов, оно способствует повышению качества образовательного контента.
Помимо этого, как сдерживающий фактор представители индустрии отмечают недостаточную развитость механизмов сотрудничества общеобразовательных организаций с частными онлайн-платформами.
Подробнее о трендах детского сегмента можно почитать здесь.
академический директор «Умскул Академии»
— Продолжаются поиски способов обучать как можно быстрее — как с помощью интенсивных курсов, когда каждый день занятия идут по много часов и нужно поддержать и мотивировать учеников, так и с помощью интерактивных помощников — приложений с искусственным интеллектом и так далее. Эта задача вряд ли будет решена быстро, так как есть определённые физиологические ограничения в плане скорости усвоения новой информации, но каждый, даже маленький, шаг в этом направлении очень важен.
Дополнительное профобразование
Представители направления взрослого ДПО ждут его дальнейшего роста в 2024-м, который, по разным прогнозам, может составить от 15 до 30%. Потенциал для роста они объясняют следующими причинами:
- продолжающимся дефицитом диджитал-специалистов;
- более широким распространением концепции lifelong learning, осознанием обществом важности EdTech как инструмента социальной мобильности и приростом аудитории старше 35 лет;
- изменчивостью рынка труда, из-за которой людям приходится постоянно повышать квалификацию и даже менять профессию;
- всё более заметным проникновением EdTech в формальное образование — колледжи и вузы, а также смещением фокуса бизнеса с сегмента B2C на B2B и B2G.
При этом генеральный директор образовательной платформы «Нетология» Марианна Снигирёва отметила такую проблему, как нежелание работодателей взращивать кадры. Иными словами, компании хотят нанимать сразу опытных специалистов мидл-уровня и сеньоров, а не джунов, которых как раз и выпускает EdTech-индустрия.
Генеральный директор холдинга Ultimate Education Павел Мосейкин по этому поводу высказал мнение о необходимости выстраивать диалог между работодателями и образовательными компаниями и искать оптимальные способы быстро и с минимальными затратами доводить начинающего специалиста до нужного уровня компетенций. А CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев и управляющий партнёр онлайн-школы программирования «Хекслет» Денис Гузеев прогнозируют развитие в EdTech такого направления, как повышение квалификации для уже практикующих молодых специалистов.
Также участники рынка отмечают, что EdTech-компании всё больше фокусируются на росте качества, поэтому сосредотачиваются на разработке персонализированных и эффективных образовательных решений. Необходимо трансформировать продукт, чтобы увеличивать результативность студентов и доводить их до трудоустройства, поясняет генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов. Однако более эффективные решения требуют развития технологий, а с этим связана и ещё одна проблема рынка — потребность в инвестициях.
генеральный директор Skillbox
— У нас есть большая аудитория и потенциал, но для внедрения технологических изменений нам необходимо достаточное финансирование. Технологические решения для будущего требуют значительных разработок, что предполагает крупные инвестиции, масштабные команды и сложные продукты.
В качестве заметного тренда в маркетинговой индустрии представители EdTech-рынка отмечают рост фокуса на лояльности и долгосрочных отношениях с пользователем. «Аудитория всё меньше верит маркетинговым обещаниям и всё реже совершает импульсивные покупки, при этом лучше понимает, на что обращать внимание при выборе продукта на рынке онлайн-образования», — говорит CEO «Яндекс Практикума.
Узнать больше о тенденциях в сегменте ДПО можно здесь.
генеральный директор Skillbox
— У нас есть большая аудитория и потенциал, но для внедрения технологических изменений нам необходимо достаточное финансирование. Технологические решения для будущего требуют значительных разработок, что предполагает крупные инвестиции, масштабные команды и сложные продукты.
Языковой сегмент EdTech
Представители этого направления считают, что при том же объёме спроса меняется конъюнктура рынка. «Людям всё так же интересен английский язык, но изменились обстоятельства, мотивация и цели изучения языка», — объясняет коммерческий директор онлайн-школы английского языка Skillbox Святослав Морозов. Другие представители сегмента тоже отмечают переориентацию на изучение языка в сугубо практических целях.
руководитель продуктового направления онлайн-школы Skyeng
— Всё меньше людей учат язык просто так, для себя, как хобби. И всё больше хотят учиться чему-то конкретному, что также вписывается в тренд на персонализацию, но детализирует его. Кому-то нужен такой курс, который подготовит к собеседованию в конкретную компанию, кому-то нужен английский для ежедневной работы, кому-то нужно переехать и адаптироваться. Даже за формулировкой «мне всё равно для себя» скрывается что-то конкретное.
При этом Данила Бровко, руководитель направления маркетинга в ProgressMe — платформе для проведения занятий по иностранным языкам, прогнозирует рост числа нишевых направлений, то есть таких курсов, как, например, «Английский для дизайнера», «Английский для маркетолога», «Английский для IT-разработчика» и так далее.
Рост числа пользователей всё же тоже возможен за счёт того, что мощным стимулом для изучения иностранных языков становится желание работать и учиться удалённо из любой точки мира, а также увеличения интереса к изучению каких-то других языков, кроме английского.
Что касается основных трудностей, которые испытывают компании в языковом сегменте EdTech, то эксперты выделяют:
- перегретый рынок рекламы;
- нехватку новых источников привлечения клиентов;
- неопределённость, как для потребителей, так и для поставщиков образовательных решений, связанную, например, с усилением госрегулирования и развитием ИИ.
Узнать больше деталей о трендах языкового сегмента EdTech можно в этой статье.
руководитель продуктового направления онлайн-школы Skyeng
— Всё меньше людей учат язык просто так, для себя, как хобби. И всё больше хотят учиться чему-то конкретному, что также вписывается в тренд на персонализацию, но детализирует его. Кому-то нужен такой курс, который подготовит к собеседованию в конкретную компанию, кому-то нужен английский для ежедневной работы, кому-то нужно переехать и адаптироваться. Даже за формулировкой «мне всё равно для себя» скрывается что-то конкретное.
Читайте также:
- Самые быстрорастущие EdTech-компании в сегменте ДПО поделились секретами успеха
- Эксперты назвали новый инвестиционный тренд в сфере EdTech
- Вертикальный EdTech — сегмент, из которого выйдут новые глобальные компании
- Эксперты прогнозируют продолжительную инвестиционную «зиму» в глобальном EdTech
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее