EdTech #Статьи

19 августа, 2025

Почему в ЮНЕСКО критикуют образовательные технологии / Skillbox Media

Собрали тезисы всемирного доклада по мониторингу образования. Вот лишь один из них: смартфоны в школах и вправду стоит запретить.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Из этой статьи вы узнаете:

  • почему, по мнению экспертов ЮНЕСКО, цифровизация пока не стала революцией в образовании;
  • сколько несомненных плюсов можно насчитать в цифровой трансформации обучения;
  • в чём, по мнению экспертов, влияние технологий на обучение может быть пагубным;
  • почему данных об эффективности цифры на самом деле недостаточно;
  • и что с этим делать всем, кто принимает решения об образовании.

ЮНЕСКО (организация по образованию, науке и культуре при ООН) опубликовала новый выпуск ежегодного всемирного доклада по мониторингу образования под заголовком «Технологии в образовании: на чьих условиях?». Текст подготовила международная группа исследователей и политических аналитиков в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция). Пересказываем основные выводы доклада.

Как технологии уже повлияли на образование

Невозможно отрицать: за последние 20 лет цифровые инструменты изменили образование. В докладе приводят, например, такие данные:

  • В 2021 году число слушателей открытых онлайн-курсов достигло 220 млн.
  • «Википедию» каждый день просматривают не менее 244 млн пользователей.
  • В странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) в организациях, где доступны платформы онлайн-обучения, учатся более 50% школьников.

Эти изменения последовали за ростом доступа к интернету: в 2005 году лишь 16% населения Земли пользовались им, а в 2022-м таких стало 66%.

Но поменялись не только способы получения информации. Возникли новые представления о том, чему учить и учиться: чтобы быть функционально грамотным человеком, сегодня нужно ориентироваться в цифровом мире. Потому и в школьных программах появились новые предметы, и ожидания от профессиональных умений учителей изменились.

Тем не менее авторы доклада уверены, что пока влияние технологий очень ограничено. Даже с распространением цифры всё не так однозначно: только в странах с самой большой глубиной цифровизации компьютеры или гаджеты используются в обучении на повседневной основе.

Фото: VesnaArt / Shutterstock

Например, согласно результатам PISA за 2018 год, лишь 10% 15-летних учащихся использовали цифровые устройства на уроках более часа в неделю. А в исследовании PISA участвуют в основном страны ОЭСР, то есть самые экономически благополучные.

Учитывая, насколько неравномерно влияние технологий, авторы аналитики делают вывод: цифра пока не трансформировала образование, не приобрела в обучении такой же универсальной роли, как книги или классно-урочная система. Революции в образовании пока не случилось.

Читайте также:

Наступит ли «смерть школы»? Эксперты обсудили последствия цифровизации образования

В чём плюсы цифровых технологий в образовании

Авторы доклада уверены: польза или бесполезность цифровых инструментов для обучения сильно зависит от контекста.

То есть технологии не стали волшебной таблеткой, которая делала бы любое обучение более качественным, полезным, доступным и эффективным.

Вот в каких направлениях и контекстах EdTech-инструменты оказывают позитивный эффект.

Новые возможности учиться для людей с инвалидностью. Например, незрячим помогает озвучивание текстов, а глухим — возможность создать субтитры к любой лекции.

Доступ к обучению там, где нет очных учебных заведений (или в них не хватает учителей). Трансляции уроков (онлайн или в записи) по радио, телевидению и интернету, по опыту Китая и Африки южнее Сахары, помогают сократить разрыв между уровнем знаний детей из сельских и городских районов.

Такое обучение не заменяет очной преподавательской работы. Например, в Мексике уроки по программе средних школ транслируют по телевидению с 1968 года. К 2000-му 21% всех школьников учился по ним — если бы не телевидение, они, вероятно, вообще не познакомились бы с программой средних классов. Но результаты тестов у таких учащихся всегда были хуже, чем у их ровесников из обычных школ.

Доступ к качественным книгам, лекциям и другому контенту. Развиваются онлайн-библиотеки, оцифровка книг и других источников, платформы с бесплатными курсами и прочие открытые образовательные ресурсы. Образовательный контент присутствует и в соцсетях — по данным доклада, 80% из 113 топовых мировых университетов используют YouTube. Кроме того, расширились возможности создавать учебный контент и у самих педагогов.

Обучение во время чрезвычайных ситуаций. Переход на дистант предотвратил полный срыв образовательного процесса во время ковида. Около 90% министерств образования в мире применили, по данным ЮНЕСКО, ту или иную форму дистанционного обучения — это коснулось миллиарда детей. Наиболее популярным в бедных странах было радио, в более обеспеченных — онлайн-платформы.

Наряду с радио в странах с самыми низкими доходами населения полезными оказались мобильные телефоны. Среди беднейших 20% населения в 24 странах с низкими доходами в 2018–2021 годах никто не имел телевизоров, одна треть имела доступ к радио, а мобильными телефонами владели две трети.

СМС и мессенджеры позволили учителям поддерживать связь со школьниками и их родителями. А вот специальные образовательные приложения использовались редко.

Читайте также:

Необычная практика: как и зачем людей учат по СМС

Тренировка отдельных навыков. В докладе приведено несколько примеров EdTech-продуктов с доказанной эффективностью. Так, популярный в Индии сервис Ei Mindspark помог школьникам лучше разобраться в учебных темах за счёт домашних занятий. Ряд сервисов и приложений (например, Quizlet) помогают улучшить знание иностранных слов. А виртуальная и дополненная реальность позволяют отрабатывать навыки в профессиональном образовании — например, в тех случаях, когда пускать учащихся на реальный объект слишком опасно.

Фото: ellinnur bakarudin / Shutterstock

Стоит обратить внимание, что в каждом из примеров речь идёт о развитии конкретных навыков в измеримых пределах: условно, ученик плохо справлялся с дробями, но позанимался онлайн, «набил руку» и стал решать тесты лучше. Авторы доклада ЮНЕСКО подчёркивают, что в каждом случае позитивный эффект той или иной технологии доказан только для изученных условий. Нет гарантий, что тот же результат повторится в другом контексте.

Улучшение систем управления образованием. За последние 30 лет количество политических решений в сфере образования, которые опирались на статистику, выросло в 13 раз в странах с высокими доходами, и в пять раз в бедных странах. Уже есть примеры массового применения дата-центричного подхода в повседневном обучении. Так, в Китае, по данным авторов отчёта, учебную аналитику используют в начальном и среднем образовании для определения трудностей учащихся и предсказания их учебных траекторий (пока эти практики применяются в так называемых пилотных зонах «Умного образования в Китае»).

Читайте также:

Что доктор прописал: когда EdTech полезен для школ, а когда — не очень

Какие есть минусы у цифровых технологий

Авторы доклада признают позитивные аспекты цифровизации, но больше внимания уделяют проблемам.

Один из самых громких выводов доклада в том, что запрет смартфонов в школах — оправданная мера, по крайней мере, в некоторых случаях. Речь о том, что в учебных заведениях имеет смысл запрещать технологии, которые никак не помогают обучению и, напротив, могут навредить учащимся. И смартфоны чаще всего относятся к таким потенциально вредным устройствам.

Как сообщается в докладе, они явно отвлекают от учёбы. Об их негативном влиянии говорит метаанализ исследований, проведённых в 2008–2017 годах в 14 странах. Из-за телефона рядом ученики регулярно переключаются на переписку и другие не связанные с учёбой занятия. На результаты это влияет негативно.

Это подтверждают и проанализированные испанскими исследованиями результаты PISA 2018. Низкие баллы по тестам в этом исследовании во многих странах оказались связаны с более частым использованием цифровых устройств.

Кроме того, с доступом к интернету среди детей и подростков распространился кибербуллинг, и это, по мнению авторов доклада ЮНЕСКО, ещё одна причина ограничить использование смартфонов в школах.

Фото: Ajinkya Deo / Shutterstock

При анализе мировой практики авторы обнаружили, что практически в каждой четвёртой стране действуют соответствующие законы или распоряжения на уровне местных органов управления образованием. Кое-где это полный запрет приносить личные цифровые устройства в классы (как в Бангладеш) или включать их в школе (Узбекистан). В той или иной мере ограничения действуют также в Таджикистане, Франции, Латвии, Португалии, Мексике, Испании, Швейцарии и ряде других стран.

В российских школах санитарными правилами не допускается использовать мобильные устройства в образовательных целях — но иметь их при себе не запрещено. Хотя о том, что и эту возможность стоило бы ограничить, говорят давно.

Читайте также:

Смартфоны в школе: что можно, а что нельзя

Доступ к интернету всё ещё распределён неравномерно: 66% пользователей по миру — это 26% в беднейших и 92% в самых обеспеченных странах. Для молодых людей оценка несколько выше: 39 и 99% соответственно.

Потому почти треть учащихся (31%, или около полумиллиарда человек) в пандемию не смогли воспользоваться технологиями для образования. Это справедливо даже для наиболее богатых стран: школьники и студенты из малообеспеченных семей учились меньше и хуже более благополучных сверстников. У них не было нужной техники, удобного рабочего места дома и опыта использования технологий в учебных целях, а у их родителей — времени и навыков, чтобы помочь детям.

Неравенство есть и в обучении взрослых: онлайн-доступом к образованию пользуются больше всего те, у кого были возможности учиться и очно. Например, у 80% слушателей массовых открытых онлайн-курсов уже есть высшее образование.

И если массово внедрять цифровые образовательные решения, не замечая этих проблем, то сложится ситуация, когда обучение по-настоящему доступно только тем, у кого есть полный набор условий. А наиболее уязвимые учащиеся начнут отставать. В результате неравенство только усугубится.

Читайте также:

Дискуссия: цифровые инструменты делают образование «видимым» — но и дегуманизируют

С внедрением цифровизации в образовательные системы есть целый ряд проблем. Во-первых, ещё остаётся неясным, какие именно цифровые навыки нужны людям для жизни, чему нужно обязательно учить всех в школах. Точнее, списков и определений хватает — но во многих странах их составляют различные IT-компании. Авторы доклада ЮНЕСКО считают, что это ведёт к созданию узких перечней и тестов, которые заранее как бы подогнаны под устройства и ПО определённых производителей.

Но суть цифровой грамотности не в том, чтобы владеть несколькими популярными инструментами, а в умении использовать технологии для решения своих задач, коммуникации и совместной работы. Однако тестов, которые позволяли бы справедливо и точно оценивать такие умения, не хватает.

Во-вторых, учителя не всегда готовы использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в преподавании. Например, только 43% педагогов по всему миру сообщили в опросе 2018 года, что после специального обучения они чувствуют себя подготовленными к применению технологий для учебных целей. То есть большинство сомневаются в своих силах даже после курсов. Кроме того, учителя далеко не всегда уверены в пользе технологий: 37% в том же опросе согласились с утверждением, что цифра только отвлекает учащихся от обучения.

Фото: mariakray / Shutterstock

В-третьих, большинству учреждений (даже вузов, которые продвинулись по пути цифровой трансформации гораздо дальше школ) не хватает опыта, чтобы эффективно использовать цифровые данные в управлении. Авторы доклада отмечают децентрализованность рынка цифровых решений для сбора и управления данными. Разнообразие систем очень велико, при этом между собой решения от разных провайдеров обычно не стыкуются.

Читайте также:

Аналитика: как образовательные организации внедряют ИИ‑решения

Авторы доклада приводят несколько примеров того, что средства на цифровизацию образования расходуются крайне нерационально.

  • Образовательные учреждения нередко покупают подписки на сервисы или ПО, а потом никогда их не используют — по данным для США, так происходит с 67% лицензий.
  • В 31% стран полностью забросили внедрённые во время пандемии цифровые платформы — хотя другие нашли способ перенаправить их в помощь тем, кто не может учиться очно.
  • Электронные книги, которые точно обходятся дешевле бумажных, ещё не распространились повсеместно. Основное препятствие в том, что издатели не нашли для них бизнес-моделей.

В бедных странах тоже покупают компьютеры, планшеты и ПО. Но если в школе не хватает базовой мебели, перебои с электричеством, нет канцелярских принадлежностей, то цифровые устройства погоды не делают.

Например, в Руанде ноутбуки, распространённые среди детей по программе «Ноутбук каждому ребёнку», в итоге были разворованы или сломаны. В Гане аналогичную программу свернули через три года без особых положительных результатов.

Анализируя подобные кейсы, авторы доклада ЮНЕСКО даже приводят такой аргумент: в большинстве развитых стран добиться всеобщего среднего образования удалось ещё до цифровизации — так может, и в бедных странах пойти по проверенному пути и учиться по старинке? Впрочем, они предупреждают, что закрывать учащимся доступ к новым технологиям — значит, ограничить их в развитии необходимых в современном мире навыков. Во что бы то ни стало сохранять меловые доски эксперты всё-таки не призывают.

Читайте также:

«Раньше было лучше»: как ностальгия мифологизирует образование прошлого

Среди плюсов цифровизации образования авторы доклада называли эффективность цифры в отработке навыков на различных уровнях образования. Но большинство технологических решений не могут подтвердить свою пользу исследованиями.

Фото: bodom / Shutterstock

Нередко встречается ситуация, когда влияние той или иной технологии оценивают только её разработчики. Например, по данным из Великобритании, только 12% EdTech-компаний используют те или иные механизмы независимой сертификации, и лишь 7% проводят качественные экспериментальные исследования о своих разработках. Таким данным трудно доверять, потому что авторы исследований явно заинтересованы в положительных результатах.

Кроме того, задачи бизнеса нередко противоречат интересам учащихся. Авторы доклада сообщают, что среди 163 рекомендованных во время пандемии образовательных продуктов для детей 89% собирали (или могли собирать — то есть в них присутствовала такая техническая возможность) данные о пользователях. Во многих известных продуктах эта информация используется в рекламных целях.

Есть и объективные причины, по которым данных о влиянии технологий на обучение до сих пор недостаточно.

  • Во-первых, технологии развиваются так быстро, что на детальную оценку всех эффектов и последствий их внедрения просто не хватает времени.
  • Во-вторых, полноценные эксперименты в образовании чаще всего в принципе невозможны. Поэтому трудно оценить влияние технологий самих по себе — всегда совокупно действует много факторов. Результаты обучения могут улучшаться не потому, что ученик, например, занимается именно с ИИ-репетитором, а просто потому, что он стал больше тренироваться. И как понять, что именно дало эффект?

Систематические обзоры исследований из разных стран, указано в докладе, находят лишь небольшие или средние эффекты технологий. А в некоторых случаях обнаруживается, что чем дольше проводятся замеры, тем меньше эффект.

Читайте также:

Что такое доказательное образование

Какие решения предлагают авторы

Основной вывод доклада в том, что внедрение технологий ради технологизации бессмысленно. А сейчас некоторые инвестиции в технологии происходят именно по такому принципу — так как принято считать, что цифровизация хороша сама по себе, что за цифрой — прогресс.

Авторы считают, что нужно избегать внедрения новых технологий в образование для всех и везде лишь потому, что какой-то инструмент стал доступен. До сих пор такое торопливое и массовое внедрение происходило из-за отсутствия разумных практик технологического регулирования в сфере.

Теперь же эксперты ЮНЕСКО призывают при разработке новых образовательных реформ отвечать на четыре вопроса:

  • Соответствуют ли технологии имеющимся условиям?
  • Все ли учащиеся смогут воспользоваться преимуществами технологий?
  • Подходят ли технологии для широкого применения в плане затрат и эффектов?
  • Способствуют ли они устойчивому развитию образования?

Задача в том, чтобы всякий раз оценивать новинки с точки зрения пользы для учащихся. В том числе не забывать о социальном аспекте образования. Персонализированное индивидуальное обучение онлайн может быть очень удобным, но не всему можно научиться без живого контакта с другим человеком. А кроме того, в жизни учащимся понадобятся и социальные навыки.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Читайте также:

  • Цифровая персонализация помогает образованию или загоняет в информационный пузырь?
  • Зачем что-то учить и знать, если всё можно «нагуглить»?
  • Цифры: как студенты обогнали преподавателей в применении генеративных нейросетей
  • Цитата недели: позицию ретранслятора знаний надо менять на «когнитивного инженера»
  • Как нейросеть ChatGPT поставила на уши гуманитарное образование

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее