Геймдев #Статьи

24 августа, 2025

Как интерактивное кино превратилось в игры / Skillbox Media

Мы можем выйти за рамки обычных фильмов, чтобы создавать интерактивные. Разбираемся, что это за жанр, как он появился и почему таких проектов мало.

Научитесь: Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Узнать больше

У всех нас бывало так, что мы хотим подсказать что-то персонажу фильма. Например, если в фильме ужасов есть подвал, то мы обязательно будем кричать герою: «НЕ ИДИ ТУДА! ТЫ ЧТО, НЕ СМОТРИШЬ ФИЛЬМЫ УЖАСОВ?»

К счастью, мы живём в XXI веке, и технологии позволяют нам не только подсказать что-то персонажу, но и управлять им почти всё время. Для этого есть интерактивное кино — это фильмы, в которых вы можете в той или иной степени управлять персонажем (или несколькими) и выбирать, как этому персонажу поступить. Это позволяет вам увидеть концовку, которая зависит от ваших действий.

Как появились интерактивные фильмы

Рэй Бредбери в книге «451 градус по Фаренгейту» описал нечто, напоминающее интерактивные фильмы:

— Что идёт сегодня днём? — утомлённым голосом спросил Монтаг.

На этот раз она не стала отрываться от сценария:

— Ну, через десять минут начнётся пьеса, действие будет переходить со стены на стену. Мне прислали роль сегодня утром. Я им подкинула несколько классных соображений. Они пишут сценарий, но пропускают реплики одного персонажа. Абсолютно новая идея! Там нет реплик матери семейства, её играю я. Когда подходит моя очередь говорить, они все смотрят на меня с трёх стен, и вот тут я произношу свои слова. К примеру, мужчина говорит: «Как тебе нравится вся эта идея, Элен?» При этом он глядит на меня, а я сижу здесь, в центре сцены, чувствуешь? И я говорю… я говорю… — Она стала водить пальцем по строчкам сценария. — Вот: «По-моему, это чудесно». Потом они продолжают играть дальше, без меня, пока он не спрашивает: «Ты тоже так считаешь, Элен?» А я ему на это отвечаю: «Конечно же!» Правда ведь забавно, Гай?

Это вряд ли можно назвать интерактивом, потому что пьеса записана заранее, а героиня просто вовремя озвучивает реплики. Но для 1953 года идея довольно смелая.

И вот спустя много лет (я не историк кино) появился жанр FMV (англ. Full Motion Video, буквально: полностью подвижное видео), в котором зрителю показывали записанный фрагмент истории, а затем давали выбор. Когда зритель сделает выбор, ему показывали другой фрагмент. Сейчас чем-то подобным занимается Netflix.

Это всё ещё фильм или уже игра? Попытки определить это не приведут ни к чему, кроме холивара.

Итого получается три известные студии и примерно десять (не считая эпизодов) игр. И это с 2005 года, когда вышла Fahrenheit.

Почему таких игр мало? Причина в том, что их очень сложно разрабатывать: если для обычного фильма или линейной игры нужна пара сотен страниц сценария, то для интерактивного фильма — тысячи.

Так, например, в Life is Strange почти все ваши действия влияют на дальнейшее развитие событий. Ваш выбор может отразиться на окружающем мире или его могут запомнить персонажи.

Да, можно прогнозировать, как ваши действия повлияют на сюжет в краткосрочной перспективе. Например, если вы предупредите знакомую, что сейчас в неё попадёт мяч, то ей не будет больно. Но как это повлияет на будущее? Что будет в следующем эпизоде, если сейчас вы польёте цветы, сотрёте какую-нибудь надпись или спасёте птицу?

Нам кажется, что игра живёт своей жизнью, но на самом деле всё это продумано геймдизайнерами и сценаристами — каждый ваш выбор, его последствия, связь с другим выбором и ОЧЕНЬ многое другое.

Студии экономят на визуале, чтобы больше потратить на историю. Поэтому в играх вроде Life is Strange и The Walking Dead такая простая, хоть и атмосферная графика.

И не забывайте о том, что новые игры повышают планку для всего жанра. Если когда-то Fahrenheit стал прорывом, то сейчас бы он никого не удивил: три концовки, обилие ситуаций, которые ничего не меняют, и так далее. Конечно, при первом прохождении многие этого не заметят, но на итоговую оценку игры это всё равно повлияет.

Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Геймдизайнер создаёт структуру игры. Он продумывает идею, правила, игровой процесс и решает, какие эмоции вызовет сюжет у игроков. Вы с нуля освоите принципы геймдизайна и научитесь работать с популярными движками Unity и Unreal Engine. Узнаете, как удерживать интерес игроков и монетизировать игры. А мы поможем вам начать карьеру в игровой индустрии.

Узнать подробнее