Геймдев #Статьи

24 августа, 2025

Как придумывать игровые правила / Skillbox Media

Ни одна игра не может обойтись без правил: хорошие заставляют нас верить в происходящее, а плохие — мешают погрузиться в игру.

Научитесь: Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Узнать больше

Большýю часть задач наш мозг выполняет автоматически: мы ходим не задумываясь, потому что мы привыкли ходить. Как только вы начнёте думать о том, что вы идёте, походка немного изменится, как будто вы разучились нормально двигать ногами. Точно так же мы можем говорить: мы можем думать о том, что сказать, но сам процесс автоматизирован.

Всё дело в том, что наш ленивый мозг во всём ищет закономерности и для всего подбирает паттерны. Как геймдизайнеры, мы можем использовать эту способность человека, чтобы создавать правила игры.

Небольшой тест на игровую грамотность: что будет, если вы выстрелите в одну из этих бочек?

Она сначала загорится, а потом взорвётся. Это отличный пример правила, потому что он известен не только игрокам в Half-Life, но и вообще всем, кто когда-либо играл в шутеры.

Задача геймдизайнера — создавать системы и правила так, чтобы игрок мог использовать их автоматически, не задумываясь.

Как создавать хорошие правила

Есть несколько критериев, которым должно соответствовать правило, иначе игрок подумает, что что-то сломалось.

Сколько бы красных бочек в Half-Life 2 вы ни встретили, они будут взрываться, если вы их повредите. Конечно, в вашей игре может быть несколько режимов с отличающимся геймплеем, в которых будут меняться правила.

Например, в TES V: Skyrim можно прокачать способность «Лёгкий шаг», благодаря которой можно без последствий наступать на ловушки в режиме скрытности.

Наблюдая за реальной жизнью, мы познаём мир. Так, ещё в детстве мы понимаем, что если кинуть предмет, то он всё равно упадёт. Это тоже своего рода правило, которое работает абсолютно всегда.

Если же вдруг отпущенный в воздухе предмет начнёт парить над землёй, то мы будем шокированы. То же самое касается и игр. Только тут мы не подумаем, что начинаем сходить с ума, а просто перестанем верить в происходящее на экране.

Зомби в Half-Life 2 могут швырять объекты в главного героя.

Игроку это показывают при первой же встрече с этим видом противников. Игрок узнаёт об этом, будучи в безопасности — за забором. Таким образом игра учит вас играть без каких-либо объяснений — вы видите всё своими глазами.

Этот приём часто используют в Nintendo, чтобы подготовить игроков к тому, что их ждёт.

Было бы неприятно, если бы мы узнали, что эти панели переворачиваются, упав в пропасть. Вместо это под панелями находится безопасная зона, из которой можно снова вернуться к этим панелям.

Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Геймдизайнер создаёт структуру игры. Он продумывает идею, правила, игровой процесс и решает, какие эмоции вызовет сюжет у игроков. Вы с нуля освоите принципы геймдизайна и научитесь работать с популярными движками Unity и Unreal Engine. Узнаете, как удерживать интерес игроков и монетизировать игры. А мы поможем вам начать карьеру в игровой индустрии.

Узнать подробнее