Геймдев #Статьи

24 августа, 2025

Как сделать хорошее обучение в игре / Skillbox Media

Если люди не смогут научиться играть в вашу игру, они её бросят. Рассказываем, каким должно быть обучение в игре.

Научитесь: Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Узнать больше

Разработчики по восемь часов в день занимаются своей игрой, поэтому они знают её как свои пять пальцев. Неудивительно, что они зачастую не могут понятно объяснить игроку, как играть: им кажется, что всё и так очевидно.

Но на самом деле обучение — одна из важнейших частей игры, потому что от неё зависит, получит ли игрок удовольствие от вашего проекта. В этой статье мы рассмотрим, как сделать хорошее обучение в игре.

Постепенность

Одни из лучших примеров обучения — в играх Valve вроде Portal и Half-Life. Их можно считать образцами — как не только сделать хорошее обучение, но и вписать его в игру. Portal, например, почти полностью состоит из обучения, хотя это и не заметно.

Игроку не приходится в самом начале читать огромный учебник по игре — он осваивает механики постепенно, одну за другой: сначала учится проходить через порталы, потом — использовать различные предметы, самостоятельно ставить порталы и так далее.

Вплоть до того, что знакомится с особенностями физики.

При этом вы не читаете огромные тексты (об этом позже), а узнаёте информацию по-другому. Например, с помощью табличек.

Также на протяжении всей игры вы будете слушать комментарии ИИ GladOS, которые помогают лучше разобраться в игре. GladOS говорит о физике не только научным, но и простым языком. Так, например, она объясняет особенности сохранения кинетической энергии при проходе через портал: «Что быстро влетело, то быстро и вылетело» (англ. Speedy thing goes in, speedy thing comes out).

Повторение и повышение сложности

Нужно несколько повторений, чтобы усвоить какую-то игровую механику. Например, лучше несколько раз показать игроку, как варить зелья, чтобы он лучше это понял. Постепенно можно повышать сложность, чтобы удостовериться, что игрок хорошо справляется.

Особенно это важно, когда от игрока требуется быстрая реакция, — ведь первый успех может быть случайным.

Обучение в разных играх

Каким будет обучение, зависит и от самой игры. Это важно понимать. Если в играх вроде Half-Life 2 и Call of Duty можно обойтись просто подсказками о нужных кнопках, то в более сложных этого будет недостаточно.

Для примера рассмотрим The Witcher 2. Это RPG с разными системами и механиками: есть алхимия, прокачивание персонажа, медитация, использование амулета и так далее. Также тут достаточно проработанная боевая система: вы можете использовать как магию и фехтование, так и ловушки и метательное оружие.

Ролевая игра (англ. role-playing game)

«Ведьмак» — одна из лучших RPG. И хотя в RPG часто много текста, обучение — именно то место, где его стоит избегать. Но, к сожалению, это не тот жанр, где хватит двух слов, чтобы объяснить игроку, что нужно делать.

Temple Run 2

К счастью, в прологе второго Ведьмака тоже есть обучение — постепенное и с меньшим количеством текста. Кроме того, в нём показывается не вся боевая система, а только то, на что способен персонаж в начале игры. Так игрок не будет забивать себе голову рипостами (контратаками) и думать о метательном оружии, которые недоступны без прокачивания определённых навыков.

Чем сложнее ваша игра, тем сложнее вам будет сделать простое и понятное обучение. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, постарайтесь не вываливать на игроков сразу большой объём информации.

Частые ошибки

Обучение тяжело сделать хорошим, потому что мало кто задумывается о его создании — обычно им занимаются в последнюю очередь, когда игра уже почти готова. На самом деле нужно делать это почти сразу, чтобы обучение было правильно вписано в игру.

Из-за такой непродуманности появляются разные ошибки. Начнём с самой неприятной.

В The Witcher 2 у игрока спрашивают, хочет ли он пройти обучение: чтобы тем, кто уже проходил второго «Ведьмака», не пришлось каждый раз учиться одному и тому же.

Неудачный опыт у меня был с Mobile Legends: Bang Bang. В ней простое обучение, которое показывает разные аспекты игры, разных персонажей, предметы и так далее. Минус в том, что оно достаточно долгое для мобильной игры (минут 20–30).

Мне понадобилось удалить игру, но через какое-то время я установил её снова. Несмотря на то что у меня был аккаунт с пройденным обучением и заработанным рейтингом, мне всё равно пришлось играть заново. И только после обучения я смог войти в свой аккаунт.

League of Legends от мира мобильных игр, по которой уже проводят турниры

Если вы продолжили игру после долгого перерыва или вовсе пропустили обучение, то чаще всего ваши действия будут такими:

Источник

Хорошо, если в игре можно посмотреть справку или если обучение вынесено в отдельную часть. Но чаще всего игра не даёт никакой возможности ещё раз изучить её особенности, кроме как начав всё заново. Единственная альтернатива — поиск подсказок в интернете.

Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Геймдизайнер создаёт структуру игры. Он продумывает идею, правила, игровой процесс и решает, какие эмоции вызовет сюжет у игроков. Вы с нуля освоите принципы геймдизайна и научитесь работать с популярными движками Unity и Unreal Engine. Узнаете, как удерживать интерес игроков и монетизировать игры. А мы поможем вам начать карьеру в игровой индустрии.

Узнать подробнее