Геймдев #Статьи

24 августа, 2025

На чём создавать игры: что есть что в мире геймдева / Skillbox Media

Так много разных инструментов для создания игр, что голова идёт кругом. Разбираемся, что это вообще такое и что выбрать для себя.

Научитесь: Профессия Разработчик игр на Unity с нуля

Узнать больше

Сохранитесь и подпишитесь: наш Telegram-канал «Чекпоинт» — уютное место, где мы рассказываем об играх и о том, как они создаются.

Unity, Unreal Engine, Godot, Game Maker Studio, Source, RPG Maker, CryEngine, Creation Engine, C++, C#, JavaScript, Swift, Java, Objective-C, Lua, Python, PyGame, PHP, Scratch, DirectX, PhysX, OpenGL, Havok, Cocos2D…

Большой список, не правда ли? Это только часть технологий, которые используются для создания игр. Если вы очень хотите войти в геймдев, но пока ещё ничего не знаете, сам этот список может вас отпугнуть. Или же по чьему-нибудь совету вы что-то выберете, а потом, освоившись немного, поймёте, что это не совсем то, что вам нужно.

Эта статья — смесь энциклопедии и дорожной карты, которая поможет вам выбрать инструментарий для себя.

Что есть что

Игры создаются с помощью движков — набора инструментов, который позволяет работать с графикой, физикой, скриптами и прочим.

Вот скриншот интерфейса движка Unity:

Использование библиотек или фреймворков, наряду с написанием собственного движка, даёт максимальную свободу. Но у вас пропадает возможность пользоваться графическим интерфейсом, а все настройки и параметры приходится писать с помощью кода.

  • XNA и MonoGame для C#;
  • PyGame для Python;
  • Pixi.JS и Babylon.JS для JavaScript;
  • SceneKit и SpriteKit для Swift.

Библиотеки, в отличие от фреймворков, не дают почти готовое приложение, но предоставляют определённые инструменты. Самый простой пример — библиотека Math (математика), которая есть практически в каждом языке программирования.

Использование Math позволяет вам без проблем возводить числа в степени, находить корни, искать модули, высчитывать синусы, косинусы и так далее. Вы не реализуете всё это самостоятельно, а просто вызываете нужную функцию и передаёте ей параметры.

В геймдеве используют более сложные библиотеки, которые позволяют работать с графикой или физикой. Например, графические библиотеки позволяют растрировать игровые объекты.

То есть разработчик не пишет для видеокарты инструкцию, какие пиксели ей выводить. Вместо этого он добавляет в игру спрайты (изображения) или 3D-модели, а графическая библиотека сама высчитывает, как это должно выглядеть на мониторе.

Почти в каждом курсе по графической библиотеке OpenGL можно найти пример с градиентным треугольником.

Физические библиотеки берут на себя работу (сюрприз!) с физикой: ускорение свободного падения, закон сохранения энергии, импульсы, векторы — самые безобидные примеры.

Аналогичные библиотеки есть и для работы со звуком и другими аспектами игровой разработки.

  • OpenGL;
  • WebGL;
  • DirectX.
  • Havok;
  • PhysX.

Впрочем, если вы используете какой-нибудь движок, то особо задумываться об этом не нужно.

Что из этого выбрать

Если вы новичок, то стоит начать с движка — это поможет лучше понять, как вообще строится процесс создания игр. Выберите один движок и создайте несколько проектов. При этом постарайтесь понять, что происходит под капотом. Если у вас есть опыт в программировании, всё равно начните с движка — причина та же.

Критерии выбора движка следующие:

  • Сообщество — чем больше людей пользуются движком, тем активнее его будут развивать и тем больше по нему обучающих материалов.
  • Вышедшие игры — по ним можно оценить возможности движка.
  • Сложность — простота интерфейса, используемый язык.
  • Поддерживаемые платформы — если вы собираетесь делать мобильные игры, убедитесь, что выбранный вами движок поддерживает такое портирование.
  • Направленность — по названию Cocos2D понятно, что он рассчитан на двумерные игры.

Если хотите, почитайте отзывы, но они могут вас запутать. Так, многие не любят Unity, но разработчиков на нём становится всё больше.

Например, на Source сделаны практически все игры от Valve вроде Half-Life и Portal.

Шутеры на Source получаются очень приятными, но и для других жанров он тоже подходит. Например, на нём была сделана Dark Messiah of Might and Magic.

Dark Messiah of Might and Magic

Минус этого движка в том, что на самом деле вы будете создавать не игры, а моды на уже существующие игры от Valve. Также вы не сможете портировать игры на мобильные устройства или приставки, а обзор возможен только от первого лица (о вариантах обзора можно почитать здесь: «Камера в играх: как рассказать историю и показать мир»).

На Unity сделаны почти все современные мобильные игры, а также некоторые компьютерные. Выделить можно следующие:

  • Mario Kart Tour;
  • Life is Strange: Before the Storm;
  • Superliminal;
  • Mobile Legends: Bang Bang;
  • Outlast и другие.

Большое преимущество движка — поддержка C#. Это мощный, но простой язык, поэтому вы достаточно быстро сможете заскриптовать первые проекты. Сам движок тоже несложный, поэтому его используют многие инди-разработчики.

Life is Strange: Before the Storm

Существует мнение, что в Unity невозможно сделать хорошую графику. За последние годы разработчики движка доказали, что это не так:

Многие считают его серьёзным конкурентом Unity: он поддерживает те же платформы, а также позволяет разрабатывать игры в 2D и 3D. Выбор языков в нём больше: C#, C++, Python, Nim, D и GDScript (напоминает Python).

Также большим плюсом является то, что у движка открытый исходный код, что говорит в пользу его оптимизации и безопасности.

Источник

Пока список игр, созданных в Godot, небольшой и крупных или нашумевших в нём очень мало.

Этот движок лучше пробовать тем, у кого есть опыт в программировании, — сообщество Godot ещё невелико, поэтому количество обучающих материалов удручает.

Первая игра на Unreal Engine появилась ещё в 1998 году. С тех пор их выходило ещё очень много — от первых игр из серии Harry Potter до Star Wars: Jedi Fallen Order.

Unreal — первая игра на Unreal Engine

Вот лишь некоторые примеры:

  • Fornite;
  • Mortal Kombat Mobile;
  • Gears of War 4;
  • Batman: Arkham City, Arkham Asylum и Arkham VR;
  • DmC: Devil May Cry.

Также на UE4 идёт разработка S.T.A.L.K.E.R. 2. С полным списком можно ознакомиться здесь.

Минус этого движка в том, что он поддерживает в качестве языка скриптов только C++, который новичкам может показаться слишком сложным. Компенсируется это тем, что спрос на специалистов по Unreal Engine 4 больше, чем на разработчиков на других движках.

Стоит отметить, что 2D-игры на UE4 делать достаточно сложно, так как он предназначен для 3D.

Профессия Разработчик игр на Unity с нуля

Вы с нуля освоите игровую разработку. Прокачаете навыки программирования: научитесь писать на С# и создавать 2D- и 3D-игры на Unity.Язык просто выучить, даже если вы никогда раньше не кодили. Поэтому вы сможете разработать мобильную или десктопную игру, о которой всегда мечтали, и получать реальные заказы во время курса. А персональный менеджер поможет вам найти работу в крутой геймстудии.

Узнать подробнее