Геймдев #Статьи

27 мая, 2025

С чего начать разработку игр: лучшие инструменты для новичков

Мечтаете создать свою игру, но не знаете, с какого движка начать? Мы разобрали четыре популярных варианта — от простых решений для новичков до профессиональных инструментов. Вот что нужно знать, чтобы сделать осознанный выбор и не потратить время впустую.

Содержание

Разработка игр — сложное, но увлекательное направление в программировании. Начинающим важно выбрать инструмент, который поможет освоить базовые принципы и даст возможность создавать интересные проекты.

В этой статье рассматриваются четыре популярных игровых движка — Unity, Unreal Engine, Godot и GameMaker — с анализом их преимуществ и недостатков для новичков.

Unity

Скриншот с сайта unity.com

Разработчик: Unity Technologies

Год выпуска: 2005

Лицензия: Бесплатная версия (Personal) с ограничениями; Pro-версия — $2040/год.

Стоимость ассетов: в Asset Store цены варьируются от бесплатных до $100+ за профессиональные пакеты.

Ассеты — это данные, которые используются при создании игры: геометрические модели, звуки, текстуры, музыкальные подложки и пр.

Универсальный движок для создания 2D и 3D игр. Широко используется в инди-разработке и мобильном геймдеве.

Поддерживает C# в качестве основного языка программирования. Имеет огромное сообщество и множество обучающих материалов.

Преимущества

  • Бесплатный доступ. Лицензия Free подходит для проектов с доходом менее $100K в год.
  • Большое сообщество. Много обучающих материалов, форумов и готовых решений.
  • Кроссплатформенность. Поддержка PC, мобильных устройств, консолей и VR.
  • Язык C#. Проще в освоении, чем C++, и применяется за пределами геймдева.
  • Asset Store. Библиотека готовых ассетов, моделей и скриптов для ускорения разработки.

Недостатки

  • Сложность оптимизации. Требует глубоких знаний для создания производительных проектов.
  • Платный функционал. Некоторые инструменты и сервисы доступны только в Pro-версии.
  • Частые обновления. Новые версии иногда ломают совместимость со старыми проектами.

Примеры коммерчески успешных проектов:

  • Pokémon GO (Niantic, 2016). Скачана более 1 миллиарда раз. Годовой доход превышает $1 миллиард. Технологически использует Unity для обработки AR-реальности и геолокационных данных.
  • Genshin Impact (miHoYo, 2020). За первые два года принесла $4 миллиарда дохода. Демонстрирует возможности Unity в создании open-world RPG с кроссплатформенным мультиплеером.
  • Cuphead (Studio MDHR, 2017). Продано 6 миллионов копий. Пример эффективного использования 2D-возможностей движка для создания анимации в стиле 30-х годов.

Unreal Engine

Скриншот с сайта unrealengine.com

Разработчик: Epic Games.

Год выпуска: 1998.

Лицензия: бесплатен, 5% роялти после $1M дохода с игры.

Стоимость ассетов: в Marketplace цены от $5 до $500+ за профессиональные 3D-модели и плагины.

Мощный движок для AAA-игр с фотореалистичной графикой. Используется в крупных студиях, но подходит и для инди-разработчиков.

Поддерживает C++ и визуальное программирование через Blueprints.

Преимущества

  • Высокое качество графики. Встроенные инструменты для фотореалистичной визуализации.
  • Blueprints. Визуальная система скриптинга, не требующая знания языков программирования.
  • Бесплатная лицензия — роялти взимается только после достижения $1M дохода.
  • Готовые шаблоны — ускоряют создание FPS, RPG и других жанров.
  • Lumen и Nanite — передовые технологии глобального освещения и детализации.

Недостатки

  • Высокий порог входа — сложнее в освоении, чем Unity или Godot.
  • Требовательность к железу — для комфортной работы нужен мощный ПК.
  • C++ в основе — требует глубокого понимания языка для сложных механик.

Примеры успешных игр:

  • Fortnite (Epic Games). 500+ млн игроков, $27+ млрд дохода.
  • Gears 5 (The Coalition). 3+ млн продаж, $200+ млн дохода.
  • Final Fantasy VII Remake (Square Enix). 5+ млн копий, $500+ млн.

Godot

Скриншот с сайта godotengine.com

Разработчик: Сообщество (open-source).

Год выпуска: 2014.

Лицензия: Полностью бесплатен (MIT License).

Стоимость ассетов: в Asset Library большинство ресурсов бесплатны, но есть платные дополнения ($5–$50).

Легкий и открытый движок, идеальный для 2D и простых 3D-игр. Использует Python-подобный GDScript, а также поддерживает C# и C++. Подходит для новичков и небольших проектов.

Преимущества

  • Полностью бесплатный. Открытый исходный код без скрытых платежей.
  • Простота освоения. Минималистичный интерфейс и встроенный язык GDScript (похож на Python).
  • Малый вес. Движок занимает меньше 100 МБ и работает на слабых компьютерах.
  • Гибкость. Поддержка 2D и 3D, а также возможность писать код на C# и C++.
  • Активное развитие. Регулярные обновления и растущее сообщество.

Недостатки

  • Меньше готовых ресурсов. Asset Library уступает Unity и Unreal по объему контента.
  • Ограниченная документация. Некоторые функции описаны поверхностно.
  • Слабая поддержка AAA-графики. Не подходит для проектов уровня крупных студий.

Примеры успешных игр:

  • Cruelty Squad. Стала культовой благодаря уникальному стилю и глубокой сатире на капитализм. Получила высокие оценки (85/100 на Metacritic) и признание среди ценителей экспериментальных проектов. Продажи превысили 500,000 копий.
  • Brotato. За первый год продано 500,000+ копий (Steam), доход превысил $2 млн. Игра получила 94% положительных отзывов благодаря идеальному балансу между простотой и глубиной механик.

GameMaker

Скриншот с сайта gamemaker.io

Разработчик: YoYo Games (Opera).

Год выпуска: 1999.

Лицензия: бесплатная версия с ограничениями; полная версия — $99/год.

Стоимость ассетов: в Marketplace цены от $2 до $50 за наборы спрайтов и скрипты.

Специализированный движок для 2D-игр с упором на простоту. Позволяет создавать проекты без программирования (Drag-and-Drop), но поддерживает GML для сложной логики.

Преимущества

  • Интуитивный интерфейс — Drag-and-Drop система для новичков без опыта в кодинге.
  • Быстрая разработка — создание простых игр за несколько часов.
  • Встроенный язык GML — простой синтаксис для написания сложной логики.
  • Популярность среди инди-разработчиков — успешные проекты вроде Undertale и Hotline Miami.

Недостатки

  • Ограниченная 3D-поддержка — движок заточен под 2D-проекты.
  • Платная лицензия — бесплатная версия имеет ограничения на экспорт платформ.
  • Закрытый код — меньше возможностей для кастомизации по сравнению с Godot.

Примеры успешных игр:

  • Undertale. Продано 10+ млн копий. Доход превысил $50 млн. Игра получила 92% положительных отзывов в Steam и кучу наград. Главное — доказала, что инди-проекты могут трогать за душу круче AAA-блокбастеров.
  • Hotline Miami. Продано 2+ млн проданных копий, $25+ млн дохода. Культовый статус среди инди-игр — эталон стиля и жестокой честности.

Что же выбрать новичку или команде?

Попробуем разобраться с этим максимально лаконично:

  • быстрый старт в 2D — GameMaker или Godot;
  • универсальные проекты (2D/3D) — Unity;
  • высококачественная 3D-графика — Unreal Engine;
  • обучение и эксперименты — Godot.

Разработчик игр — это востребованная и увлекательная профессия на стыке творчества и технологий. Вас ждет динамично растущий рынок, возможность видеть, как ваши проекты оживают, и шанс стать частью индустрии, которая дарит эмоции миллионам. После курса «Профессия Разработчик игр» вы создадите игру мечты, сможете работать в найме и на фрилансе из любой точки мира и будете получать удовольствие от того, чем занимаетесь.

Забрать доступ