Геймдев #Статьи

24 августа, 2025

В игру как на работу: кто такие QA-тестеры и зачем они нужны / Skillbox Media

Рассказываем о тех, кто ищет баги, чтобы их не пришлось искать вам.

Научитесь: Введение в игровую индустрию

Узнать больше

Благодаря им команда разработки Uncharted 4 смогла обнаружить не только множество багов, но и глобальные проблемы вроде сбивающихся тона и темпа повествования. В беседе со Шрайером гейм-директор игры Нил Дракманн признался, что первые отзывы тестеров спустили его с небес на землю.

«Они могут не понять какую-то механику, — объяснял разработчик. — Могут растеряться и сбиться с темпа. Могут запутаться в сюжете и упустить нюансы, которые тебе казались очевидными, а на самом деле вовсе не очевидны».

Для выявления подобных проблем и нужно QA-тестирование. Стандартный цикл разработки игры — два-три года. За это время у разработчиков замыливается глаз, и они могут упустить даже очевидные недостатки продукта. Тестеры помогают взглянуть на игру свежим взглядом.

В результате тестов выявляют не только баги и эксплойты, но и — как в случае с той же Uncharted 4 — базовые проблемы с геймдизайном и сюжетом. Как правило, этим занимаются QA-отделы внутри студии или тестовые лаборатории, с которыми заключают контракт на проведение тестов.

«Основная задача тестовой студии — проверка качества и соответствия игры требованиям разработчиков или издателя».

Алёна Карасёва, руководитель отдела тестирования Bytex

Тестеры решают массу задач: проверяют соответствие игры сертификационным требованиям на разных платформах, подбирают минимальные и рекомендуемые системные требования, ищут дефекты производительности и совместимости с тестовым окружением и так далее. Они же проверяют разные аспекты самой игры — механики, баланс, искусственный интеллект, графику, звук, текст и локализацию.

Работа QA-инженеров не ограничивается тестами: они также изучают проектные документы (например, дизайн-документ), пишут тестовые сценарии и проверяют их с целью найти «слепые зоны» в тестах.

Иногда разработчики сами тестируют собственные игры — так поступают, например, в студии Supergiant Games, создавшей Hades и Bastion. Каждый месяц её сотрудники играют в свежую сборку, после чего проводят «летучки», где обсуждают возникшие проблемы и замечания.

Однако в большинстве случаев этим всё-таки занимаются профессиональные тестеры.

Как устроен контроль качества

Большинство представляет себе QA так: несколько десятков человек целыми днями сидят за компьютером и играют. На самом же деле это настоящая работа, которую сами тестеры часто сравнивают с монтажом фильма: они раз за разом переигрывают один и тот же отрезок с целью «сломать» игру.

И мало просто найти баг — нужно уметь воссоздать его и задокументировать, чтобы затем уже сам разработчик смог ещё раз его спровоцировать и по возможности починить.

Чтобы сделать это, тестеры используют два основных подхода. Дэвид Уилсон, ветеран тестирования, работавший в Microsoft Game Studios и ArenaNet, перечислил их в своём посте.

  • Свободное тестирование: QA-инженеры действуют по своему усмотрению. Здесь от них требуется максимум креативности, ведь их главная задача — найти самые неочевидные ошибки.
  • Экспериментальное тестирование: оно, напротив, проводится по тестовому сценарию, который написал проектный менеджер или разработчик. QA-специалист проверяет конкретный аспект игры: например, раз за разом накладывает на врага заклятие со всех возможных точек.

Свободное тестирование помогает найти баги и эксплойты, о которых авторы игры и не подозревали. В книге «Кровь, пот и пиксели» упоминается, как сценарист Dragon Age: Inquisition Патрик Уикс обнаружил, что снаряжение сопартийцев пропадает, если спешиться не в том месте. Проблему нашли благодаря девятилетнему сыну разработчика, который так любил залезать на коня и слезать обратно, что в один момент вызвал этот баг.

Скриншот: игра Dragon Age: Inquisition / Steam

В то же время свободные тесты не позволяют покрыть всю функциональность игры и часто упускают проблемы с базовыми механиками. Поэтому в индустрии чаще всего используют оба подхода — и свободный, и экспериментальный.

Тестирование также может выполняться разными методами:

  • Метод чёрного ящика: тестер не имеет доступа к программному обеспечению игры.
  • Метод белого ящика: тестер использует функциональность движка или стороннюю программу (чаще всего дебаггер), чтобы получать данные о работе игры.
  • Метод серого ящика — комбинация чёрного и белого ящиков: тестер знает устройство программы лишь частично.

Может показаться, что второй вариант однозначно лучше, ведь он даёт больше информации. Однако дополнительное программное обеспечение может приводить к проблемам, которые не возникли бы без его вмешательства, — и даже предотвращать появление некоторых багов. Поэтому опытный QA-инженер стремится найти баланс между этими методами.

Наконец, бывают разные виды тестирования в зависимости от целей. Так, в лаборатории Bytex проводят тесты следующих типов:

  • модульный — проверка отдельных компонентов игры;
  • интеграционный: тестирование взаимодействия подсистем и их интеграции в одну общую систему;
  • системный: тестирование игры в целом;
  • приёмочный: проверка игры на соответствие требованиям издателя или студии.

Эти процедуры проводятся на стадии альфа-теста — закрытого тестирования, которое проводится силами QA-отдела. Как только этот этап пройден, наступает время для бета-теста, когда студия приглашает для тестирования рядовых пользователей.

Pathfinder: Kingmaker — одна из игр, над тестированием которых работали Bytex. Скриншот: игра Pathfinder: Kingmaker / Steam

Это нужно не только для того, чтобы узнать мнение публики до релиза. Дело в том, что за годы разработки тестеры успевают слишком хорошо изучить игру и перестают видеть «слепые зоны» в тестах. Отзывы рядовых игроков в этой ситуации помогают заметить то, что могли упустить QA-специалисты.

У видеоигр, утверждает Алёна, есть ещё одна особенность — из-за сложности и высокой интерактивности формата игровое тестирование трудно автоматизировать. Поэтому QA-специалисту, работающему в геймдеве, необходимы особые качества.

Какие качества нужны профессиональному тестеру

Хлоя Крукс, старший аналитик QA-отдела в студии Team17, советует новичкам: «Лучше всего показать [работодателю] то, что вы хотите попасть в индустрию, а не то, что вы хотите играть в игры».

Moving Out — кооперативная игра студии Team17. Скриншот: игра Moving Out / Steam

По мнению Алёны Карасёвой, QA-специалисту важно:

  • иметь большой игровой стаж;
  • понимать принципы работы геймплейных механик;
  • знать специфику игровых платформ;
  • следить за современными IT-технологиями.

Тестеру также важно разбираться в игровых движках, ведь именно от них зависят технические возможности проекта. Даже такие элементарные вещи, как механика бега, в Unreal будут ощущаться иначе, чем в Unity, — и связанные с ними ошибки тоже будут различаться.

«Знание редактора поможет специалисту предугадывать потенциальные проблемы, связанные с ним. Зачастую к таким дефектам относятся проблемы с производительностью, совместимостью и стабильностью».

Алёна Карасёва, руководитель отдела тестирования Bytex

Главное, к чему стоит быть готовым тестеру, — рабочая нагрузка. «Люди нанимаются на работу, думая, что будут играть целыми днями, но они долго не протянут, — утверждает Хлоя Крукс. — Потому что это тяжёлая работа, где ты получаешь задания и дедлайны».

Особенно тяжело приходится QA-специалистам при тестировании масштабных RPG. Скриншот: игра «Ведьмак 3: Дикая Охота» / Steam

Этих заданий и дедлайнов становится намного больше ближе к релизу, что почти автоматически ведёт к переработкам. И здесь возникает ещё одна проблема — рядовых тестеров чаще всего нанимают по контракту, который истекает в конце разработки. Это значит, что у вас нет преимуществ, которые есть у полноценных сотрудников, и нет гарантии, что вы сохраните рабочее место после релиза.

Поэтому тестирование не стоит воспринимать как простой путь в индустрию. В то же время, как замечает Алёна, контроль качества — это «путь с наибольшим опытом».

«QA-специалист оценивает качество ПО по требованиям, которые формируют геймдизайнеры, программисты, маркетологи, аналитики, продюсеры, менеджеры, издатели. В результате он получает весомый багаж знаний, и далее у него не возникает проблем с дальнейшим развитием в геймдеве».

Алёна Карасёва, руководитель отдела тестирования Bytex

В то же время, говорит эксперт, в индустрии есть специалисты с 15-летним стажем, которые сделали успешную карьеру в QA и стали мастерами своего дела.

Например, опытные работники могут дослужиться до тест-менеджеров — штатных специалистов с высокой квалификацией, которые держат прямую связь с разработчиками и руководят тестовыми командами. А это значит, что на их плечах лежит ответственность за качество работы тестеров.

Введение в игровую индустрию

Вы разберётесь, какие специальности есть в игровой индустрии. Узнаете, на что может рассчитывать новичок на старте, и поймёте, чем хотите заниматься именно вы. Познакомитесь с полным циклом производства игр: от создания хай-концепта до издания и продвижения.

Узнать подробнее