9 событий преподавания Роберта Ганье / Skillbox Media
Эта методика — уже классика преподавания и основа педагогического дизайна. Но если вы о ней ещё не слышали — вот что она собой представляет.
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеРоберт Ганье — американский психолог образования. Отучившись в бакалавриате Йеля и получив докторскую степень в Брауновском университете в 1940-м, он начал работать в области экспериментальной психологии. Ганье был одним из пионеров обучения с помощью компьютеров и преподавал в ведущих университетах США. Он был экспертом по педагогическому проектированию и выпустил несколько книг о преподавании. Наибольшую известность ему принесла книга «Условия обучения» (англ. The Conditions of Learning), впервые опубликованная в 1965 году. В ней он описал уровни обучения, которым соответствуют девять событий преподавания, — это шаги в образовательном процессе, которые помогают сделать его результативным.
На основе этих событий проектируют обучение и детей, и взрослых.
В чём суть подхода Роберта Ганье
Преподавание, по Ганье, — это ряд внешних по отношению к ученику событий, призванных стать подспорьем для внутренних событий обучения. Внутренние события — это стоящие за обучением физиологические процессы обучающегося, такие как регистрация поступающей информации органами чувств и, например, её сохранение в долгосрочной памяти.
Проще говоря, Ганье считал, что цель преподавания — облегчить внутренние процессы обучения. Ученик должен перейти из одного состояния ума в другое. Преподаватель же помогает ему пройти этот путь, который Ганье представляет как последовательность из девяти событий:
Все эти этапы были известны педагогике и до Ганье, но не были структурированы. Он просто собрал их в свою систему.
Учёный объяснял, что предложенный им порядок событий представляет собой наиболее верную последовательность, однако полностью соблюдать её не обязательно.
Например, некоторые из этих процессов могут оказаться просто излишними. Чтобы понять, какие из событий можно пропустить, Ганье предлагает представить их в виде контрольного списка и оценить каждую стадию: «Нуждаются ли ученики в поддержке на этом этапе?»
Задача девяти событий — стимулировать внутренние процессы обучения, а не заменять их. Чем самостоятельнее ученики, тем больше событий преподавания они возьмут на себя. Ганье называл этот процесс self-instruction, то есть самообучением.
На занятиях, построенных по событиям Ганье, учащиеся могут:
- понять структуру процесса обучения;
- не отклоняться от цели обучения;
- конструировать новые знания на основе уже полученных;
- самостоятельно отыскивать ответы на возникающие вопросы;
- использовать освоенные навыки и знания на практике.
А преподавателям и методистам девять событий помогают:
- выстраивать уроки более структурированно;
- формулировать цели обучения на понятном ученикам языке и не отклоняться от них;
- выступать менторами самостоятельно работающих учеников;
- помнить о важности обратной связи;
- избегать когнитивных искажений при оценке работы учеников (когда хочется себя похвалить за то, что ученик вроде бы всё усвоил, а он на самом деле далёк от этого).
Что представляют собой девять событий Ганье
Разберём каждое событие подробнее, опираясь на их описание в книге «Условия обучения» и более позднем труде Ганье «Принципы педагогического проектирования» (англ. Principles of Instructional Design), увидевшем свет в 1974 году. Ганье приводил примеры из школьной педагогики — в силу своей простоты они хороши для понимания, поэтому несложно представить, как то же событие применяется и в обучении взрослых.
Главный способ привлечь внимание — пробудить в учениках любопытство. Например, сменяя один стимул другим, как при киномонтаже, или используя фразы вроде: «А теперь посмотрите сюда», «Обратите внимание на эту часть» или «Что вы здесь видите?». Подчёркивание, выделение текста курсивом, жирным шрифтом, другим цветом в учебных материалах служат той же цели. Ещё один вариант — обращаться к интересам учащихся. Правда, чтобы воспользоваться этим способом, придётся сделать уроки более индивидуализированными, ведь у каждого ученика свои увлечения и предпочтения.
Главная цель этого этапа — объяснить, в какой момент обучение можно считать свершившимся. Проще говоря, учащиеся должны понимать, какого результата от них ждут.
Иногда цели очевидны. «Например, было бы несколько нелепо прикладывать особые усилия, чтобы объяснить цель обучения начинающему игроку в гольф, который тренирует удар», — поясняет Ганье. Но если школьник знакомится с десятичными дробями, то будет нелишним сообщить, чего от него ожидают: что он научится просто читать дроби или, например, складывать.
«Ученик не должен гадать, что в голове у учителя», — писал Ганье. К тому же обычно обсуждение цели урока не отнимает много времени. Зато оно обезопасит и учеников, и преподавателя от отклонения в сторону.
При этом важно использовать понятный учащимся язык. Вряд ли, например, учитель начальной школы даст первоклассникам такое задание: «Используя существительные, относящиеся к объекту и субъекту действия, и один глагол действия, сформулируйте корректное предложение». Скорее всего, он скажет примерно так: «Есть три слова: „мальчик“, „собака“ и „поймать“. Их можно соединить во фразу: „Мальчик поймал собаку“. Это называется „составить предложение“. Я хочу, чтобы вы сделали то же самое со словами, которые я вам показываю».
По такому же принципу стоит объяснять учебные задания и для всех остальных учеников, включая взрослых, если тема для них нова.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее