Что такое естественная история и в какие учебные предметы она превратилась / Skillbox Media
В гимназиях XIX века существовал такой предмет — «естественная история». Что это было и куда исчезло?
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеЕстественная история — это системное научное изучение природы в естественной среде. По сути, это синоним естествознания с той лишь разницей, что естественная история концентрируется на биологии и геологии, опирается скорее на наблюдение, а не на эксперимент, и ею занимаются чаще всего любители — их называют натуралистами. Есть и другая разница между этими понятиями. Рассказываем, как появилась естественная история, почему так странно называется, на каком этапе превратилась в естествознание и почему каждый прогрессивный и либеральный интеллектуал XIX века был практически обязан увлекаться этой сферой знаний.
Название это появилось от множества трудов, которые писали мыслители эпохи Ренессанса. Эти книги объединяли разрозненные сведения по зоологии, ботанике, метеорологии, геологии, истории и археологии и назывались «историями». Например, «Естественная история птиц» Пьера Белона, «Чудесная история растений» Клода Дюре, «История змей и драконов» Улиссе Альдрованди и так далее.
Надо понимать при этом, что это не были научные труды в полном смысле слова. Авторы сочетали довольно точные наблюдения с мифологическими сведениями из прошлого. Так, в группу таких сочинений попадали и «истории душ и страстей». Естественно, в таких книгах было много ненаучного, вроде суждения по аналогии, присущего средневековой традиции. Например, в них могли утверждать, что раз грецкий орех похож на мозг, значит, им можно лечить травмы головы.
Как естественная история стала естествознанием
В XVI–XVII веках эпоху Возрождения сменила эпоха Просвещения, а в Европе случился научный переворот. Учёные от чтения древних направились к самостоятельному поиску истины, а главным методом их стали не логические построения, а эксперименты.
Научное знание в это время всё больше становилось практико-ориентированным. Быстро развивались аптекарское и врачебное дело, учёные люди постоянно уточняли и обновляли картину мира. Гремели имена и натурфилософов, и естественноисториков: Коперника, Парацельса, Браге, Бэкона (он определял естественную историю как отдельную дисциплину), Декарта, Ньютона, Лейбница и других.
В это время сформировалось естественно-историческое сообщество, развивалось коллекционирование всяких диковин (фактически это была ранняя форма музеев), стали появляться ботанические сады, гербарии, а позднее — кунсткамеры и зоологические музеи. Научные общества, по сути, кружки единомышленников, стали перерастать в академии. Всё это происходило в противовес устаревшим университетам, которые не могли отойти от схоластики: естественная история там была растворена в медицине, теологии и философии.
Читайте также:
9 фактов о первых университетах
Постепенно учёные узнавали о природе всё больше, появилась необходимость систематизировать знания. В итоге в середине XVIII века Карл Линней создал первую действительно научную классификацию растений и животных.
Наука становилась всё более светской, начался переход к рационализму. С начала XVIII до конца XIX века были открыты фундаментальные законы природы, началась промышленная революция. Особенно богатым на научные прорывы стало XIX столетие: появилась атомно-молекулярная теория, периодическая система химических элементов, геологические и географические карты, клеточная теория, микробиология, генетика, сравнительная анатомия, эмбриология, эволюционизм, электромагнитная теория, радиоактивность.
На это же время пришёлся и конец естественной истории как дисциплины. Уже во второй половине XVIII века она утратила позиции, уступив место естествознанию — тоже корпусу академических наук. Часть сюжетов естественной истории стала рассматриваться как ненаучное, художественное, дидактическое или дилетантское знание о природе. На базе же остальных сформировались отдельные дисциплины: ботаника, геология, микология, палеонтология, физиология, зоология и так далее.
Но в англоязычных странах термин Naturalis historia прижился и используется до сих пор. Опыт систематики знаний из различных сфер естественной истории и сегодня влияет на науку, например в областях экологии и эволюционной биологии. Более того, на основе отдельных дисциплин, когда-то отделившихся от естественной истории, появляются новые междисциплинарные отрасли. Например, биофизика, космическая биология, биогеохимия и другие.
Как естествознание пришло в Россию и стало модным
В доимперской России естественно-научные знания ограничивались отдельными переводами европейских сочинений, а также собственными описаниями и «чертежами» осваиваемой Сибири (так называли карты на Руси в допетровскую эпоху).
По-настоящему естественная история пришла в Россию при Петре I. В новой столице Санкт-Петербурге появились публичные библиотеки, Медицинский парк на Аптекарском острове и Кунсткамера — один из первых естественно-исторических музеев в Европе. А Готфрид Лейбниц стал одним из главных советников первого российского императора во время создания Санкт-Петербургской академии художеств и наук. С неё начались естественно-исторические и анатомо-физиологические исследования в России. Сначала ими занимались иностранные учёные, приглашённые императорами и императрицами, а затем и российские исследователи.
Научная терминология в России тогда только формировалась. Эту область знаний могли называть и «естествословием», и «естествоведением», и «натуральной историей». Ботанику вообще называли тогда прозябословием (от «прозябание» — «растительность») и так далее.
В школы эти науки пришли не сразу, и то не во все. В первом уставе гимназий и училищ уездных и приходских училищ 1828 года вообще не было подобных предметов. А вот в пореформенном уставе гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения 1864 года в курсе классических гимназий фигурирует «естественная история (краткое наглядное объяснение трёх царств природы)», а в курсе реальных гимназий — «естественная история с присоединением к ней химии», причём в большем объёме, чем в классических. А в новом уставе, принятом всего спустя пять лет после этого (в 1871 году), вместо естественной истории присутствует уже «краткое естествоведение».
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее